Оценка показателей качества товарной продукции игрушки
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка показателей качества товарной продукции игрушки»
по дисциплине: «Теоретические основы товароведения»
2021
45.00 BYN
Оценка показателей качества товарной продукции игрушки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теоретические основы товароведения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Санитарно-химические показатели, предъявляемые к игрушкам
Поделиться
Введение
1 Номенклатурный состав и характеристика показателей качества игрушек
2 Сравнительный анализ современных методов определения показателей качества игрушек
3 Анализ нормативной базы, регламентирующей показатели качества игрушек и методы их оценки
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Игрушки являются особенным культурно-бытовым товаром, предназначенным непосредственно для детей в возрасте до 14 лет, служат для их культурного и интеллектуального развития. Игрушки являются хорошим подспорьем для ребенка в познании окружающего его мира, приучению его к труду, к способности размышлять, тренировать речь, память. Игрушки способствуют формированию характера ребенка.
Игрушки имеют просто громадное значение в воспитании детей и формировании их личности, способностей, эстетических и нравственных наклонностей. Игрушки не просто развлекают ребенка, но и могут воспитывать в нем ответственность, самостоятельности и даже интерес к различным профессиям. Ведь в жизни любого ребенка игра имеет такое же важное значение, как для взрослого человека его хобби, возможности для саморазвития и творчества.
В настоящее время рынок игрушек не просто огромен – он просто поражает масштабами. В торговых объектах можно приобрести практически все – от игрушек, которые предназначаются новорожденным детям до игровых наборов, батутов, детской косметики, наборов пожарного, врача, водителя, хозяина, радиоуправляемые игрушки, а также умные игрушки, которые сами способны вести с ребенком беседы. Количество видов, марок и брендов постоянно растет.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что в настоящее время при таком многообразии ассортимента игрушек, многие производители забывают о том, что их продукция должна быть не только красивой и привлекательной, но и безопасной для детей. Игрушки должны в обязательном порядке удовлетворять требованиям различных показателей безопасности (как химической, механический, электрической, так и оптической, микробиологической, пожарной).
Кроме того, так как политика нашей страны нацелена на повышение рождаемости населения, а вопросам развития и здоровья детей уделяется повышенное внимание, можно предположить, что рынок и дальше будет идти по пути своего развития.
Для контроля качества различных игрушек в Республике Беларусь создано множество нормативных документов – это и Технический регламент Таможенного союза, и гигиенические нормативы, и государственные стандарты. В них прописываются правила эксплуатации игрушек, требования к их упаковке, маркировке, содержанию, а также различным показателям безопасности. Благодаря выполнению и строгому контролю за соблюдением данной нормативной документации детям реализуются безопасные товары, а опасные игрушки подлежат немедленному изъятию и запрету реализации на территории страны.
1 Номенклатурный состав и характеристика показателей качества игрушек
Игрушка – изделие или материал, предназначенные для игр детей в возрасте до 14 лет. Игрушками называется особая группа товаров, основное предназначение которой – это воспитание и развитие детей. Игрушки помогают ребенку развивать как физические, так и умственные способности, формируют характер, могут приучить к труду, а также помогают в познании окружающего мира [1, c. 296].
Именно от того, какие игрушки окружают ребенка, напрямую зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Они помогают познавать мир, помогают развить интуицию, воображение, формируют интерес и любознательность, побуждают к творчеству. В настоящее время ассортимент игрушек довольно широк и разнообразен и постоянно растет [2, c. 478].
Качество игрушек несет в себе основополагающее значение, так как они предназначаются для детей, а поэтому они должны быть разработаны и изготовлены так, чтобы при их использовании не было опасности для их жизни и здоровья [3, c. 136].
Показателями качества игрушек называются количественные характеристики одного или нескольких их потребительских свойств, касающихся условий их потребления [4, c. 305] .
Показатели качества игрушек подразделяются на две группы:
- общие показатели – касаются всех видов игрушек;
- специализированные – касаются ассортиментных группировок игрушек.
Детские игрушки в обязательном порядке должны соответствовать требованиям стандартов.
Качество игрушек оценивается с помощью органолептических, физико-химических показателей и показателя маркировки с обязательным испытанием на безопасность. Также отдельной оценке подлежит художественное оформление упаковки (надежность, материал, информативность, выразительность) [1, c. 298].
2 Сравнительный анализ современных методов определения показателей качества игрушек
Проведем анализ методов определения показателей качества игрушек. В настоящее время для определения качества игрушек, оценки их свойств, а также их качественных и количественных характеристик с применением регламентированных методик и методов проводится санитарно-гигиеническая экспертиза. Она включает в себя следующие этапы:
1. Отбор образцов игрушек и подготовка данных образцов к исследованию.
Образцы, взятые для исследования, должны быть предоставлены не ранее чем за 10 и не позднее чем за 30 дней после их изготовления. Количество таких образцов напрямую зависит от того, что будет исследоваться, какие показатели и для чего.
До проведения исследований детские игрушки должны быть освобождены от упаковки и не менее 48 часов пролежать при комнатной температуре.
Если игрушки изготовлены из резины или полимерных материалов – их хорошо промывают водой (без какой-либо обработки), далее споласкивают дистиллированной водой и сушат также при комнатной температуре.
Если игрушки изготовлены из резины, пенополиуретана, пенолатекса, то их перед просушиванием еще и дополнительно отжимают.
Стоит также учесть тот факт, что в соответствии с ТР ТС 008/2011, если, при проведении исследования будет выявлено несоответствие игрушки даже по одному из контролируемых показателей, то она сразу становится несоответствующей и дальнейшие испытания смысла не имеют.
2. Оценка качества игрушек. Качество игрушек оценивают с использованием следующих методов:
- органолептических;
- инструментальных (лабораторных).
В лабораторные методы оценки качества игрушек входят такие методы, как:
- санитарно-химические;
- токсикологические;
- физико-гигиенические;
- радиологические;
- микробиологические;
- стойкость защитно-декоративного покрытия образов игрушек к действию слюны, пота, влажной обработки [9].
3 Анализ нормативной базы, регламентирующей показатели качества игрушек и методы их оценки
В Республике Беларусь нормативная база в сфере качества игрушек и методов их оценки основывается на следующих документах:
1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденный 23 сентября 2011 г. решением №798. Данный технический регламент был разработан для того, чтобы установить на единой территории Таможенного союза общие, а также обязательные для применения и выполнения требования к тем детским игрушкам, которые выпускаются на его территории.
Данный технический регламент распространяется на игрушки, которые выпускаются в обращение на территории Таможенного союза и ранее еще не эксплуатировались. Он регламентирует основные требования к игрушкам для того, чтобы защитить жизнь и здоровье детей и лиц, присматривающих за детьми, а также предупреждения случаев, в которых продавцы игрушек вводят потребителей в заблуждение касательно назначения и безопасности тех или иных приобретаемых игрушек [5].
В ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» прописываются:
- общие термины и определения;
- правила обращения игрушек на рынке;
- требования к безопасности детских игрушек (общие, гигиенические, для игрушек с наибольшей опасностью);
- соответствие требованиям безопасности;
- порядок подтверждения соответствия детских игрушек;
- маркировка детских игрушек.
Действие ТР ТС 008/2011 не распространяется на следующие изделия:
- ёлочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;
- масштабные модели для коллекционирования, не предназначенные для детей в возрасте до 14 лет;
- оборудование для детских игровых площадок;
- спортивный инвентарь, в том числе подводный;
- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей в возрасте до 14 лет;
- «профессиональные» игрушки, установленные в общественных местах для общего пользования;
- игровые автоматы;
- головоломки, содержащие более 500 деталей;
- пневматическое оружие;
- катапульты и устройства для метания;
- снаряды для метания с металлическими наконечниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении курсовой работы и решении поставленных задач были получены следующие выводы:
1 Игрушки – это особая группа товаров, основное предназначение которой – это воспитание и развитие детей до 14 лет. Качество игрушек – это очень важный их показатель, так как они предназначены для детей, а следовательно, должны обеспечивать и их безопасность в том числе. Выражается это с помощью различных показателей качества, которые делятся на две большие группы – общие и специализированные показатели качества.
Качество игрушек оценивается с помощью органолептических, физико-химических показателей и показателя маркировки с обязательным испытанием на безопасность. Также отдельной оценке подлежит художественное оформление упаковки (надежность, материал, информативность, выразительность).
Основными органолептическими показателями качества игрушек являются: запах, привкус и внешний вид, форма, конструкция и состояние механизмов.
Основными физическими показателями качества игрушек являются: уровень звука (эквивалентный и максимальный), уровень напряженности электростатического и электромагнитного полей, уровень напряженности электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц), уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения, уровни локальной вибрации, корректированный уровень виброускорения, а также эффективная активность естественных радионуклидов.
Химические показатели выражены с помощью уровней миграции в модельную среду (водную или воздушную) вредных химических вещества из игрушек. Токсиколого-гигиенические показатели определяются уровнем токсичности, электрические – уровнем напряжения. Кроме того, все игрушки должны маркироваться в соответствии с требованиями СТБ 953-94.
2 Для того, чтобы определить качество игрушек, а также оценки их свойств проводится санитарно-гигиеническая экспертиза, которая включает в себя такие этапы, как:
- отбор образцов и подготовка их к исследованию;
- непосредственно оценка качества игрушек с использованием таких методов, как: органолептические и лабораторные (санитарно-химические, токсикологические, физико-гигиенические, радиологические и микробиологические);
- анализ упаковки и маркировки;
- подготовка заключения санитарно-гигиенической экспертизы.
Также игрушки подвергаются обязательной сертификации. Сертификация является формой подтверждения соответствия игрушек регламентируемым показателям, а также санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
1 Ходыкин, А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. – М.: Дашков и К, 2016. – 544 c.
2 Сыцко, В.Е. Товароведение непродовольственных товаров: учебник / В.Е. Сыцко. – Минск: Выш. шк., 2016. – 671 с.
3 Неверов, А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник / А.Н. Неверов. – М.: Academia, 2017. – 286 c.
4 Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения / М.А. Николаева. – М.: Норма, 2016. – 448 c.
5 О безопасности игрушек: ТР ТС 008/2011. – Введ. 23.09.2011. – Совет Евразийской экономической комиссии, 2011. – 20 с.
6 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля: ГОСТ 25779-90. – Введ. 01.01.1992. – Москва: Стандартинформ, 2009. – 36 с.
7 Лабодаева, Ж.П. Гигиенические требования к играм и игрушкам. Методы контроля: учебно-метод. пособие / Ж.П. Лабодаева, Т.С. Борисова, Н.А. Болдина. – Минск.: БГМУ, 2017. – 43 с.
8 Игрушки. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение: СТБ 953-94. – Введ. 01.07.1995. – Минск: Белорусский комитет по стандартизации, 2010. – 12 с.
9 Показатели безопасности отдельных видов продукции для детей: ГН-29 – 2021. – Введ. 06.06.2021. – Минск: Госстандарт, 2021. – 39 с.
10 Игрушки. Защитно-декоративное покрытие и поверхностное окрашивание: ГОСТ 34399-2018. – Введ. 01.10.2018. – Минск: Госстандарт, 2018. – 12 с.
11 Ляшков, А.А. Товароведение и экспертиза культтоваров. Товары для эстетического и интеллектуального развития: Учебное пособие/ А.А. Ляшков, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 298 с.
12 Игрушки. Требования безопасности. Обозначение условное графическое для маркировки с предупреждающим указанием возрастной группы: СТБ EN 71.6-99. – Введ. 01.10.1999. – Минск: БелГИСС, 1999. – 8 с.
13 Игрушки. Методы испытаний: ГОСТ 27178-93. – Введ. 01.10.1996. – Госстандарт Украины, 2012. – 16 с.
14 Игрушки. Правила приемки: СТБ 952-94. – Введ. 01.07.1995. – Минск: Белорусский комитет по стандартизации, 2011. – 8 с.
15 Игрушки. Отбор образцов: ГОСТ 34446-2018. – Введ. 01.02.2019. – Минск: Белорусский комитет по стандартизации, 2019. – 10 с.
16 Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства: ГОСТ EN 71-1-2014. – Введ. 01.02.2016. – Минск: БелГИСС, 2016. – 122 с.
17 Игрушки. Требования безопасности. Часть 4. Наборы для химических опытов и аналогичных занятий: ГОСТ EN 71-4-2014. – Введ. 01.01.2016. – Минск: БелГИСС, 2016. – 36 с.
18 Игрушки. Требования безопасности. Часть 5. Игровые наборы, включающие химические вещества и не относящиеся к наборам для проведения химических опытов: ГОСТ EN 71-5-2014. – Введ. 01.02.2019. – Минск: БелГИМ, 2019. – 68 с.
19 Игрушки. Требования безопасности. Часть 7. Краски для рисования пальцами. Технические требования и методы испытаний: ГОСТ EN 71-7-2014. – Введ. 01.01.2016. – Минск: БелГИСС, 2016. – 32 с.
20 Игрушки. Требования безопасности. Часть 8. Игрушки для активного отдыха для домашнего использования: ГОСТ EN 71-8-2014. – Введ. 01.01.2016. – Минск: БелГИСС, 2016. – 52 с.
21 Игрушки. Требования безопасности. Часть 13. Настольные игры для развития обоняния, наборы для изготовления парфюмерно-косметической продукции и вкусовые игры: ГОСТ EN 71-13-2018. – Введ. 01.02.2019. – Минск: БелГИМ, 2019. – 30 с.
22 Игрушки. Требования безопасности. Часть 14. Батуты для домашнего использования: ГОСТ EN 71-14-2018. – Введ. 01.02.2019. – Минск: БелГИМ, 2019. – 36 с.
23 Игрушки пластмассовые и металлические. Общие технические условия: СТБ 951-94. – Введ. 01.07.1995. – Минск: АО «Актамир», 2007. – 12 с.
24 Алексеев, Н.С. Товароведение хозяйственных товаров / Н.С. Алексеев. М.: Экономика, 2016. – 287 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Санитарно-химические показатели, предъявляемые к игрушкам
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты