Монополия и конкуренция в экономике Беларуси
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Монополия и конкуренция в экономике Беларуси»
по дисциплине: «Конкурентоспособность предприятий»
2021
45.00 BYN
Монополия и конкуренция в экономике Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конкурентоспособность предприятий
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Формы конкуренции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные характеристики форм и моделей конкуренции.
Поделиться
Введение
1 Значение монополии и конкуренции в современных условиях
1.1 Монополия: сущность, виды, причины возникновения
1.2 Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы
2 Роль монополии в конкуренции в экономике Республики Беларусь
2.1 Предпосылки возникновения и особенности монополизма в Республике Беларусь
2.2 Проблемы создания и пути повышения конкурентной среды в Республике Беларусь
3 Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики
3.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран
3.2 Особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Монополизм в экономике является одной из главных и наиболее сложных социально-экономических проблем мирового масштаба. Он служит источником множества противоречий и причиной возникновения серьезных проблем в экономике, а именно: роста цен, сокращения производства, ухудшения качества выпускаемой продукции и т.д. Неограниченная деятельность монополий несет в себе опасность как для потребителей, так и для всей экономики страны в целом.
Безусловно, вместе с монополиями рождается и необходимость их регулирования. Таким регулятором в большинстве случаев становится государство. Оно тем самым выполняет обязанность перед обществом в создании среды, обеспечивающей достойный уровень жизни и благосостояния граждан, а также обеспечивает нормальное функционирование всей экономической системы страны, защищает ее от злоупотреблений монополистов, охраняет и поддерживает различные хозяйственные субъекты от отрицательных последствий деятельности монополий, создавая тем самым конкурентоспособную экономику.
Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике, поэтому изучение темы монополии в экономической науке очень важна и актуальна.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию — она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что, как и для кого производить?
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современном мире конкуренция является ключевым аспектом в экономике любого государства.
Цель курсовой работы: рассмотреть антимонопольное регулирование в Республике Беларусь и странах с рыночной экономикой и определить пути его совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения, сущность и инструменты антимонопольного законодательства;
- проанализировать эволюцию развития антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
1 Значение монополии и конкуренции в современных условиях
1.1 Монополия: сущность, виды, причины возникновения
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающего влияние на все отрасли деятельности государства. Основным фактором возникновения и образования монополии является «…стремление фирмы спастись от проявления финансовой нестабильности» [3, с. 97].
Анализируя монополию, важно учитывать двусмысленность трактовки понятия «монополия». Слово «монополия» происходит от латинского языка и означает: «моно» — одно, «полио» — продают. На самом деле практически не представляется возможным найти ситуацию, когда на рынке будет работать одна фирма — производитель товаров без заменителей, т.е. применение понятий «монополия», «чистая» монополия содержит определенную долю условности.
На практике можно выделить следующие формы организации монополий: картель, синдикат, трест, концерн и конгломерат (холдинг). Таким образом, можно назвать такие формы монополий:
- картель (низшая форма монополии, когда абсолютно независимые продавцы производят ценовой сговор, устанавливая завышенную цену на товары или услуги, следят за соблюдением ценовой политики);
- синдикат (тоже форма монополии низшего уровня, когда юридически независимые предприятия объединяются в собственную систему снабжения и сбыта);
- трест (более высокая форма монополии, которая характеризуется потерей независимости предприятий, входящих в трест, контролем над ними «головной компании», полным управлением, снабжением, сбытом, производственными процессами и единой корпоративной стратегией);
- концерн (одна из высших форм монополии, когда предприятия, входящие в концерн, формально являются независимыми, но имеют значительную долю собственности одной компании; этой компанией осуществляется управление предприятиями концерна; часто предприятия концерна связаны друг с другом технологически, но легко могут быть отчуждены основным собственником без юридической реорганизации — после продажи контрольного пакета акций).
2 Роль монополии в конкуренции в экономике Республики Беларусь
2.1 Предпосылки возникновения и особенности монополизма в Республике Беларусь
Современные экономические тенденции основательно изменили конкуренцию и роль монополизации на рынках разного уровня. Чтобы конкретно рассмотреть данные изменения нужно изучить особенности самого процесса, а то есть — монополизацию.
Рыночные отношения начали развиваться на национальных рынках ближе к середине 1921 года. Новая экономическая политика (НЭП), которую создал В.И. Ленин, проводилась советской властью на территории Республики Беларусь. Ее создали с целью восстановления промышленности, развития сельского хозяйства, а то есть для улучшения экономики страны. Для усовершенствования деятельности национальных производителей были созданы следующие условия:
1. Мелкое предпринимательство получило относительную свободу для ведения производственно-хозяйственной деятельности.
2. Советская власть начала привлекать иностранных инвесторов для ускорения модернизации промышленности.
3. Сложились относительно свободные рыночные отношения между экономическими субъектами с достаточно устойчивым денежным обращением.
4. Восстановленные государственные предприятия модернизировали свою деятельность, смогли увеличить прибыль и стать конкурентноспособными производителями на мировых рынках.
Но в 1930 годы проекты новой экономической политики приостановили, соответственно установившиеся рыночные отношения изменились, потому что новая власть создала ограничения для предпринимателей, и государственный сектор, контролирующий большую часть рынка, стал монополистом, то есть конкуренция перестала существовать на белорусском рынке. Данный государственный монополизм, который был основан на тоталитарных принудительно-приказных методах установился на продолжительные сроки в нашей стране. Это положило начало развитию монополий, то есть государство стало как и монополистом, диктующим цену, так и монопсонией, которая закупала основное сырье (например, у колхозов).
Советское государство-монополист устанавливало преимущественно низкие цены на свою продукцию (особенно на продовольственные товары для граждан). Это происходило потому, что продукция в сельскохозяйственных компаниях (тогда это были колхозы или совхозы) стоила очень дешево из-за невысокого качества. Данные ценовые ограничения наносили серьезный ущерб развитию экономике, и снижали уровень благосостояния людей, заинтересованных в развитии сельского хозяйства.
3 Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики
3.1 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран
Рассмотрим антимонопольное регулирование на примере нескольких стран: Российской Федерации, США, Германии, Франции и Великобритании.
В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий: антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой практике, нечестной торговле и т. д [32, с. 168].
По существу, антитрестовские законы явились в этих странах одним из элементов государственного регулирования экономики. В отличие от этого в странах Европы запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а только злоупотребление монопольной властью. Главной формой государственного контроля здесь является система регистрации картельных и иных ограничительных соглашений в специальных административных органах. Впервые это было предусмотрено Римским договором о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) в 1957 г. К широко используемым методам антимонопольного регулирования относятся: постоянный государственный мониторинг деятельности монополий, отмена неправильных решений, наложение крупных штрафов.
Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.
В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).
Рассматривая вопрос антимонопольного регулирования, нельзя брать во внимание ситуацию только на российском рынке.
В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Во многих из них ещё в XX веке монополизм квалифицировали как экономическое преступление против общества, поэтому законодательство было направленно на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. При этом одна из важных задач правительства США — обеспечение конкуренции на рынке товаров и услуг. Можно выделить две формы антимонопольной политики зарубежных стран [4, с. 143]:
- Американская. Запрещает любую форму монополистического сговора или союза (США, Аргентина и др.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монополия представляет собой крупные бизнес-ассоциациации, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Антимонопольное регулирование представляет собой совокупность законодательных, экономических и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации рынка. Антимонопольное регулирование осуществляется с помощью инструментов. Инструменты (методы) антимонопольного регулирования, используемые в разных странах, очень дифференцированы. Они применяются с учетом национальных особенностей и в сочетании с задачами повышения эффективности экономики.
Применение зарубежного опыта регулирования монополий не дало существенных результатов в случае с российской экономикой. В России проблема монополий перестала быть только экономической. В данное время очень велико вмешательство государства в рыночную экономику, поэтому можно сказать, что данная проблема стала, отчасти политической. Для того, чтобы наладить систему антимонопольного регулирования в России требуется исключить или минимизировать вмешательство государства в рыночную экономику. Что в дальнейшем, по оптимистическим прогнозам, приведет либо к становлению на путь западноевропейского развития, либо к образованию новой самостоятельной российской системы антимонопольного регулирования экономики.
В стране действует Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (сокращенное название — МАРТ), оно является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в Беларуси осуществляется следующим образом: регулирование цен, регулирование доступа к услугам, относящимся к сфере естественных монополий; определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию естественных монополий.
Для белорусских монополий характерна экономическая эффективность, негибкость, однообразие методов и принципов хозяйствования. Многие монополии находятся в весьма плохой ситуации: отсталые, экономические негибкие и неэффективные, технологически невооруженных и вообще находящиеся на грани банкротства. К примеру, легкая промышленность характеризуется не загруженностью производства от 17 до 50%, при необходимой рентабельности в 60%.
В Республике Беларусь необходимость развития защиты конкуренции и регулирования монополий отражена в таких документах, как: антиинфляционная программа, концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года.
1. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 409 с.
2. Аналитическая информация Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/analitics.html.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова и др.; отв. ред. С.Ф. Серегина. — 3—е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 527 с.
4. Антипова, Д. В. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах / Д. В. Антипова // Самоуправление. — 2020. — №. 4. — С. 142—145.
5. Баженова, В. Ю. Антимонопольное регулирование в условиях кризиса / В. Ю. Баженова // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. — 2020. — С. 199—201.
6. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 — С.51—53.
7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: НИЦ ИНФРА—М, 2016. — 202 c
8. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3—е изд., переработанное и дополненное / Е.Ф. Борисов. — М.: Юрайт—Издат, 2017. — 320 с.
9. Бращин Р.М. Влияние конкуренции на причины и тенденции развития «регионального монополизма» в национальной экономике страны / Р.М. Бращин, Е.Г. Чистяков // Фундаментальные исследования. — 2015. №4. — с. 199—202.
10. Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/antimonopoly_reg.html.
11. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. — М.: Омега—Л, 2015. — 254 c.
12. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. — 2014. — №5. — С. 100—114.
13. Дик, А. В. Оценка международной конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума / А.В. Дик, Е. Гуринов, М. Ковалев // Наука и инновации. — 2013. — № 11. — С. 27—31.
14. Дмитриева, Н.Ю., Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в республике Беларусь / Дмитриева Н.Ю. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины. — 2018. — №1, С.43—52.
15. Зиборов, В.А. Состояние конкуренции в условиях постиндустриального периода развития человечества / В.А. Зиборов, В.А. Белякова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 5. — С. 38.
16. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. — М.: ИНФРА—М, 2015. — 608 c.
17. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija—na—sajt.pdf.
18. Коптин, Д.Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно—монопольных рынках / Д.Р. Коптин // Известия. — СПбУЭФ. — 2015. — № 4. — С.15—20.
19. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 463 c.
20. Кураков, Л.П. Экономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, Н.Н. Дроздов, М.В. Игнатьев и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. — М.: Изд—во ИАЭП, 2017. — 752 с.
21. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. — М.: Изд—во ИАЭП, 2017. — 336 с.
22. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mart.gov.by/news/antimonopoly_itogi_9_2019.
23. Миропольский Т.Г. Макроэкономика: учебник / под ред. Д.Ю. Миропольского, Т.Г. Бродской. — СПб.: Питер, 2016. — 368 с.
24. Музюков, Н. А. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы / Н. А. Музюков // Молодой ученый. — 2020. — №. 50. — С. 281—282.
25. Об органах антимонопольного регулирования и торговли: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2016 г., № 188 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31600188.
26. Оберт Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. — Саратов: Изд—во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2014. — 80с.
27. Официальный сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html.
28. Политика в сферах естественных монополий [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home/activities/antimonopoly_reg/ natural_monopolies.html.
29. Промышленность Республики Беларусь 2020 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/bd1/bd1b74f3b6b391e21f6a197487c1a1f7.pdf .
30. Селютина, Е. О. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции / Е. О. Селютина // Актуальные вопросы развития современного общества. — 2020. — С. 386—388.
31. Синяк, О. В. Роль конкуренции в системе экономических отношений на примере Республики Беларусь / О. В. Синяк // Инновационная кластеризация науки и практики в условиях цифровизации. — 2020. — С. 136—138.
32. Синяк, О. В. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и странах—членах ЕАЭС / О. В. Синяк // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов. — 2020. — С. 167—169.
33. Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве / К.С. Сурнина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. — 2018. — № 1. — С. 4.
34. Цены выросли на треть. МАРТ заподозрил семь крупнейших производителей мяса птицы в ценовом сговоре [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://finance.tut.by/news602020.html.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Формы конкуренции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные характеристики форм и моделей конкуренции.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты