Проблемы денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблемы денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Проблемы денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования
1.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль денежно-кредитной политики в экономике Республики Беларусь
2.2 Механизм денежно-кредитного регулирования
2.3 Динамика основных показателей денежно-кредитного регулирования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные проблемы денежно-кредитного регулирования
3.2 Перспективы дальнейшего развития денежно-кредитного регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика представляет собой инструмент регулирования сбалансированности экономической системы. Тема работы является актуальной, поскольку данная политика является важнейшим составляющим экономики Республики Беларусь. От правильной реализации денежно-кредитной политики зависит проведение различных социально-экономических программ, достижение намеченных целей государства в области экономики страны, социальной защиты населения, урегулирования различных экономических процессов. Главная цель денежно-кредитной политики находит свое отражение в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен. Задачи данной политики определяются правительством, а реализацией задач занимается Национальный банк.
Цель курсовой работы – изучение влияния денежно-кредитной политики и её инструментов на состояние экономики Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и последовательного решения следующих задач:
- изучить цели и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- рассмотреть денежно-кредитную политику;
- определить проблемы и перспективы денежно-кредитного регулирования Республики Беларусь.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее влияние на экономику.
При написании курсовой работы использовались методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения, группировок, табличный, графический, математический, динамических рядов.
1. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитная политика – это «комплекс мер по регулированию экономической ситуации, направленных на достижение стратегических целей экономического развития страны и стандартизации» [1, c.11]. В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
– «центральный банк страны и министерство финансов;
– крупнейшие коммерческие банки;
– ассоциация (союз) коммерческих банков;
– межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
– валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
– аналитические научные центры» [2, c. 6].
В качестве основных направлений денежно-кредитной политики выделим:
– стабилизацию денежно-кредитной сферы и сохранение ее равновесного состояния;
– использование денежно-кредитных инструментов для регулирования национальной экономики.
Основополагающая цель денежно-кредитной политики заключается в достижении равновесного состояния на денежном рынке при условии стабильного роста национальной экономики на перспективу. «В рамках общей национальной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет обеспечение снижения и поддержания стабильно низкого уровня инфляции наряду с мерами экономической политики с помощью монетарных инструментов» [2, с. 5].
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль денежно-кредитной политики в экономике Республики Беларусь
На современном этапе развития Беларуси среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно роли денежно-кредитной политики в макроэкономическом регулировании. «Одни специалисты полагают, что сегодня уместна экспансионистская денежно-кредитная политика, которая сопровождается расширением эмиссии или увеличением денежной массы в обращении. Другие исследователи считают, что при помощи кредитной рестрикции необходимо добиться снижения инфляционных процессов, что послужит основой для будущего экономического роста. Очевидно, что используемые инструменты монетарного регулирования должны быть адекватны внешним и внутренним условиям формирования экономики и соответствовать установленным целям и задачам социально-экономического развития. Важным аспектом в сложившейся ситуации является расстановка приоритетов и выбор соответствующих таргетируемых параметров денежно-кредитной политики» [1, c. 78].
В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом [8] и Уставом Национального банка Республики Беларусь [9] основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, т. е. Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) должен фактически гарантировать как внешнюю, так и внутреннюю долгосрочную устойчивость белорусского рубля.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные проблемы денежно-кредитного регулирования
Одной из проблем денежного рынка Республики Беларусь выступает долларизация экономики, которая заключается в том, что население не доверяет национальной валюте и свои сбережения предпочитает хранить в иностранной валюте. Высокий уровень долларизации является негативным явлением, поскольку обеспечивает рост ликвидности и кредитного риска, а также снижает эффективность денежно-кредитной политики. В Беларуси наблюдается высокий уровень долларизации, хотя в последние годы он постепенно снижается благодаря более стабильной макроэкономической политике и более целенаправленным разумным мерам.
Обеспечение финансовой стабильности наряду с поддержанием ценовой стабильности является важным вкладом Национального банка и финансовой системы в целом в создание условий для устойчивого социально-экономического развития страны. Банковские и финансовые кризисы оказывают существенное отрицательное воздействие на экономику и благосостояние населения. Финансовая нестабильность может возникнуть как результат усиления уязвимостей финансовой системы, роста макроэкономических дисбалансов, отрицательного влияния внешних шоков.
«В 2020-2021 гг. экономика Республики Беларусь столкнулась с рядом непредвиденных вызовов. На финансовый сектор Республики Беларусь масштабное воздействие оказывали внешние и внутренние факторы. На фоне пандемии COVID-19 в течение 2020-2021 гг. наблюдалось резкое снижение мировых цен на нефть. Падение мировой экономики, в том числе стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь, сопровождалось закрытием внешних рынков и сжатием спроса на основные экспортные позиции. Произошло снижение экономической активности, инфляция, напротив, ускорилась» [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер по регулированию экономической ситуации, направленных на достижение стратегических целей экономического развития страны и стандартизации. Инструменты денежно-кредитной политики или методы для реализации мероприятий центрального банка представляют собой конкретные действия Национального Банка, которые оказывают влияние на изменение денежной базы путем регулирования резервных требований и управления объемами рефинансирования.
В Республике Беларусь главным субъектом денежно-кредитной политики страны является Центральный банк страны. В основу экономической политики страны положен переход к качественному экономическому росту посредством реализации поэтапной стратегии институциональных преобразований. Данная политика направлена на смягчение воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, в том числе посредством принятия мер по поддержке ряда отраслей и секторов экономики.
Предпосылкой эффективной денежно-кредитной политики является наличие в стране современной банковской системы. В условиях современного экономического развития денежно-кредитная политика приобретает все большее значение, так как от ее решения во многом зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом. Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком, последовательно способствует развитию всех секторов национальной экономики, достижению целей и параметров экономического и социального развития страны.
Проанализировав основные показатели денежно-кредитной политики Республики Беларусь установлено, что выполнение целевых показателей в период с 2017-2020 гг. полностью удовлетворялось. На 2021 г. планируется прирост средней денежной массы в размере 7-10%.
1. Андрианов, В. Д. Политика валютного курса как важный инструмент денежно-кредитного регулирования / В. Д. Андрианов // Viperson [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viperson.ru/articles/politika-valyutnogo-kursa-kak-vazhnyy-instrument-denezhno-kreditnogo-regulirovaniya.
2. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская и др. – М. : Инфра-М, 2017. – 191 c.
3. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292 / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
4. Крук, Д. Монетарная политика и финансовая стабильность в Беларуси: состояния, вызовы, перспективы / Д. Крук // Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beroc.by/webroot/delivery/files/PP_43.pdf.
5. Ильяшенко, В. В. Макроэкономика (для бакалавров) / В. В. Ильяшенко. – М. : КноРус, 2019. – 416 c.
6. Индексы потребительских цен / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/tseny/godovye-dannye_3/indeksy-potrebitelskih-tsen/.
7. Инструменты денежно-кредитной политики / Межгосударственный банк. Информационный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.isbnk.info/get_document.html?id=169&storage=7.
8. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З; в ред. от 17 июля 2018 г. № 133-З / Эталон [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://etalonline.by/PrintText.aspx?regnum=HK0000441&query_id=&date=none&show_history=0&type=text.
9. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
10. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
11. Обеспечение ценовой стабильности в первом полугодии 2021 года / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/top/pdf/murin_07-21.pdf.
12. Рыбалтовская, Е. Процентная политика центральных банков: зарубежная и отечественная практика // Банковский вестник. – 2019. - № 1 (666). – С. 26-35.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты