Введение
1 Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рыночной экономики
1.2 Основные методы и инструменты государственного регулирования
2 Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах и его применение в Республике Беларусь
2.1 Государственное регулирование экономики в странах ЕАЭС
2.2 Опыт государственного регулирования экономики в ЕС
3 Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь
3.1 Структура государственного регулирования Республики Беларусь
3.2 Особенности государственного регулирования экономики в Беларуси на современном этапе экономического развития
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня государство играет не менее важную роль в функционировании современной экономической системы. В современных условиях любое государство регулирует национальную экономику с разной степенью вмешательства. Определение роли и места, эффективности государственного регулирования экономических процессов в странах с переходной экономикой ‒ одна из центральных проблем экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает. При этом государственное регулирование рыночной экономики обусловлено определенными границами в силу уровня производства и маркетинга, монополизации и конкуренции.
Достаточно острой проблемой для экономической теории является определение границ и форм воздействия государства на рыночную экономику, актуальность которой подчеркивается неким несоответствием между существующими возможностями, а также реальными результатами нашей экономики. Умелое государственное регулирование макроэкономики помогает предотвратить и устранить недостатки, которые возникают, когда рыночный механизм является единственным действующим механизмом.
Тема выбранного мною сегодня валютного курса не мало актуальна, потому что сегодня управление экономикой основано на активном участии государства не только как регулятора, устанавливающего правила на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как собственника в рыночной экономике, его субъекта. Следует отметить, что вмешательство государства в экономические процессы не редко влияет на урегулирование кризисных ситуаций, на которые рыночная система не в состоянии оказывать позитивное влияние. Отношение к вмешательству государства в рыночную экономику различалось на разных этапах ее формирования и развития.
Вопросы государственного регулирования, отдельные аспекты проблемы исследовались многими зарубежными учеными. Однако на фоне достаточно интенсивного изучения определенного вопроса о роли государства в экономике все больше высвечивается острая необходимость специального исследования его с учетом существующей взаимосвязи с различными глобализационными процессами в современном мире.
Тема данной курсовой работы на сегодняшний день не мало актуальна, т.к. в наше время управление экономикой основано на активном участии в нем государства не только как регулятора, устанавливающего правила на рынке и реализующего механизма регулирования, но и как собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель данной работы – исследование государственного регулирования рыночной экономики: концепции, границы вмешательства и проблемы оптимизации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рыночной экономики
Масштабы государственного контроля над рыночной экономикой и глубина его проникновения в социально-экономический процесс определяются, с одной стороны, интересами собственников (по сути, это главный аргумент в пользу ограничения масштабов государственного вмешательства), а с другой стороны, границами, определяемыми собственными возможностями страны. В этих рамках можно говорить об относительных ограничениях эффективности национального регулирования и эффективности той или иной меры (формы, инструмента, метода) по ее воздействию. Например, государственный сектор, который является экономической основой национального экономического надзора, и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды) имеют свои границы: возможности роста государственного сектора ограничены интересами частной собственности, а увеличение государственных доходов связано с границами социального налога, которые затрагивают интересы почти всех групп населения, и это связано с интеграцией самой экономики, а ухудшение самой экономики значительно сократило доходы бюджета. Совпадение интересов государства и собственника позволяет значительно расширить границы государственного надзора, и наоборот. Если они разойдутся, границы сократятся [2, c. 43].
Фактически, глубокое проникновение государственного надзора в социально-экономический процесс, сочетание рыночного и государственного надзора, а также сочетание различных форм и методов надзора являются отличительными чертами государственного надзора в диверсифицированной модели современной рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, административных и регулирующих органов, которая с помощью различных форм и методов обеспечивает достижение поставленных целей и решает важнейшие экономические и социальные задачи на соответствующем этапе экономического развития, регулирует экономические отношения в обществе [6, c. 129].
Существует как минимум три аспекта, характеризующих государственное регулирование экономики: социально-экономический, методологический и организационный.
2 ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственное регулирование экономики в странах ЕАЭС
Механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности развития и поддержки экспорта в странах ЕАЭС определяются нормативными правовыми актами национального, наднационального и международного права.
Регулирование внешнеторговой деятельности стран ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о ЕАЭС, Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами. При этом в переходных положениях Договора о ЕАЭС предусмотрено применение Таможенного кодекса Таможенного союза и всей договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Инструментом торговой политики на единой таможенной территории является Единый таможенный тариф ЕАЭС, который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Комиссией ЕАЭС [21].
В ЕАЭС применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран. Перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС и (или) перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, а также перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией. Для развивающихся стран применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС; а для наименее развитых стран – нулевые ставки ввозных таможенных пошлин [21].
Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для государств-членов установлены в следующих размерах: Армения – 1,11 %; Беларусь – 4,56 %; Казахстан – 7,11 %; Кыргыстан – 1,9 %; Россия – 85,32 %.
Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства стран ЕАЭС. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом для защиты внутреннего рынка ЕАЭС могут применяться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Структура государственного регулирования Республики Беларусь
Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.
Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.
Но формируемая модель белорусской экономики при общих признаках будет существенно отличаться от других социально ориентированных моделей, например, шведской, французской. В ней должны отражаться особенности республики, она должна соответствовать современным возможностям народа Беларуси, его истории, культуре и менталитету.
Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.
Одна из особенностей белорусской модели – сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах, «глубина его погружения» в протекающие социально-экономические процессы.
Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей [8, c. 114].
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Государство влияет на экономику через законодательные ограничения, налоговую систему, обязательные платежи и взносы, государственные инвестиции, субсидии, льготы, реализацию государственных социально-экономических программ и т.д. Государственное регулирование экономики направлено на уважение интересов государства, общества в целом и социально уязвимых слоев населения, а также в обеспечении того, чтобы в условиях экономической свободы.
Существует две основные формы государственного регулирования экономики: среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование и краткосрочное антициклическое регулирование. Методы государственного регулирования экономики следующие: прямое государственное финансовое регулирование, косвенное финансово-валютное регулирование, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, руководство государственным предприятием.
Являясь участниками общего интеграционного объединения и выстраивая согласованную внешнеторговую политику, Республика Беларусь может укрепить свое положение на внешних рынках за счет координации усилий всех стран-участниц ЕАЭС. Самым важным в этом вопросе является то, что странам необходимо разработать и общую политику стимулирования экспорта на наднациональном уровне, которая бы учитывала интересы всех стран-участниц ЕАЭС и была основана на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества.
В зарубежных странах ключевое значение для развития экономики играет инвестиционная политика. Также зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан (уровень и качество жизни населения) основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышением ее эффективности за счет целенаправленной деятельности и повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий и техники.
Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
1 Абдыганы, А. А. Экономический рост и некоторые актуальные вопросы экономического роста / Актуальные научные исследования в современном мире, 2021. – № 6-2 (74). – С. 70-74.
2 Алешкевич, И.Н. Моделирование национальной экономики в Республике Беларусь / И.Н. Алешкевич / Экономика и управление, 2017. – №1. – С. 42-46.
3 Афанасьев, К. С. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина – М., 2017. – 148 c.
4 Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с.
5 Березнев, С.В. Теории экономического роста и развития: зарубежный опыт и отечественная практика / С.В. Березнев // Экономика и управление инновациями, 2018. – № 2. – С. 4-11.
6 Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2020. – 343 c.
7 Валовый внутренний продукт в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / ССРД МВФ / Национальная страница сводных данных. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-proizvodstvennym-metodom/.
8 Горбачев, Д. А. Проблемы экономического роста Республики Беларусь / Д. А. Горбачев // 68-я научно-техническая конференция учащихся, студентов и магистрантов, 17-22 апреля, Минск : сборник научных работ : в 4 ч. Ч. 3 / Белорусский государственный технологический университет. – Минск : БГТУ, 2017. – С. 114-115.
9 Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. – М.: ЮРИСТЬ, 2018. – 320 c.
10 Зарубежнов Е.С. Экономический рост и анализ развития страны через макроэкономические показатели / Е.С. Зарубежнов // Вестник Челябинского государственного университета, 2018. – № 7 (417). – С. 204-210.
11 Максименко, Т.Н. Анализ и прогноз показателей экономического роста Республики Беларусь / В сборнике: 75-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Материалы конференции. В 3-х частях. Редколлегия: В.Г. Сафонов [и др.], 2018. С. 148-151.
12 Мельнико, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.:Омега-Л, 2017. – 352 c.
13 Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения – [Электронный ресурс] – Минск, 2021 – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/statisticheskie-izdaniya/index_39696/
14 Проблемы экономического роста Республики Беларусь [Электронный ресурс]. –Режим доступа: /https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/153349/
15 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 : учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 283 с.
16 Родина, Г. А. Макроэкономика : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 375 с.
17 Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2 : учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 382 с.
18 Тимофеева, С.В. Экономический рост и развитие. Показатели экономического роста / В сборнике: Социально-экономические проблемы развития современного общества: взгляд молодых ученых. Материалы VIII региональной научно-практической студенческой конференции, 2017. – С. 182-184.
19 Харченко Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2017. – 328 c.
20 Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2017. – 624 c.
21 Портал Информио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.informio.ru/.
22 Портал Экономическая газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neg.by/.