ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАСРТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие государственного регулирования и этапы его развития
1.2 Цели, объекты и инструменты государственного регулирования
1.3 Формы и методы государственного регулирования экономики
2 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.2 Формы государственного регулирования экономики Республики Беларусь
2.3 Особенности государственного регулирования экономики в Беларуси на современном этапе экономического развития
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы государственного регулирования экономики Республики Беларусь
3.2 Пути решения проблем государственного регулирования на основе опыта Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности.
Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения роли государства в национальной экономике, их влиянии друг на друга, эффективности белорусской модели государственного регулирования. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов в экономических исследованиях.
Целью данной работы является рассмотрение форм государственного регулирования экономики Республики Беларусь.
Задачи, решаемые в ходе работы:
– рассмотреть теоретические аспекты форм государственного регулирования экономики;
– изучить формы государственного регулирования экономики Республики Беларусь;
– выявить проблемы и пути их решения эффективности государственного регулирования Республики Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАСРТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие государственного регулирования и этапы его развития
Государственный сектор экономики – неотъемлемая часть национальной экономики, представляющей собой смешанную социально-экономическую систему. Проводимая государственным сектором грамотная экономическая политика играет ключевую роль в обеспечении экономического роста [1, c.222].
Основные функции государственного сектора – производство общественных благ и государственное регулирование экономики. Практика доказала важность государственного сектора в удовлетворении общественных потребностей, обеспечении национальной безопасности, социальной защиты населения, обеспечении его необходимыми общественными благами и оказании государственных услуг.
В современных условиях развития возрастает роль государственного сектора экономики в решении основных социальных проблем. Он служит регулятором экономики, способствует инновационным процессам и предназначен для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения социальной защиты населения. В то же время государственный сектор выполняет стимулирующие и контролирующие функции, а также создает предпосылки для устойчивого экономического роста как на государственном, так и на региональном уровнях [7, c.142].
Необходимость государственного регулирования вызвана несовершенством рыночного механизма и недостатками экономики.
Государственное регулирование экономики направлено на уважение интересов государства, общества в целом и социально уязвимых слоев населения, а также на обеспечении того, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не затрагиваются интересами отдельных регионов, социальные группы, отрасли, монополии, предприниматели и физические лица, а также защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды и предотвращение ее загрязнения. Кроме того, государственное регулирование экономики направлено на поддержку некоторых форм предпринимательства ‒ малого и среднего предпринимательства, фермерских хозяйств, благотворительной деятельности, а также на ограничение и пресечение нежелательной хозяйственной деятельности, например, производства и торговли наркотиками, оружием и т. д.
2 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. Сегодня насчитывается несколько сотен самых разнообразных методов и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов [12].
Главная цель государственного регулирования экономики Республики Беларусь – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить [12]:
– рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендии, пособий и других социальных выплат;
– работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
– благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
– опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
– внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
– национальную безопасность страны.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы государственного регулирования экономики Республики Беларусь
Рассмотрим проблемы государственного регулирования в Республике Беларусь.
Однако, помимо позитивных тенденций в государственном регулировании Республики Беларусь, присутствуют проблемы, оказывающие негативный эффект на все сферы деятельности государства. Реформирование рынка Республики Беларусь проходит медленными темпами по причине того, что в экономической системе Республики Беларусь частично присутствует «консерватизм, который особенно применяется к основным фазам общественного воспроизводства [8, c.160]:
1. Стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск поддержки «вышестоящих» руководителей, что подтверждает присутствие коррупции;
2. Слабое законодательство, которое отвечает за регулирование рыночных процессов и отсутствие развития органов судебной системы;
3. Отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
4. Слабый уровень управления внутри государственных структур.
Помимо, перечисленных выше проблем, присутствуют проблемы, которые оказывают влиянием на государственное регулирование посредством высоких издержек, цен и уровня инфляции:
1. Высокий уровень потребления ресурсов, означающий высокую материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции;
2. Высокая себестоимость как результат отсталости технологического прогресса (около 70% износа оборотных активов предприятий);
3. Затратные установки уровня ценообразования предприятий-монополистов;
4. Низкий уровень осуществления инновационной деятельности, что обуславливает техническую отсталость производств;
5. Отсутствие спроса на определённые группы товаров, который вынуждает предприятия снижать объемы производства и максимально снижать цены [8, c.161].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама рыночная экономика не в состоянии справиться с кризисными явлениями и негативными тенденциями, возникающими в социально-экономической системе национальной экономики, государственный сектор принимает необходимые меры и разрабатывает комплекс мер, направленных на регулирование экономики. По сути, государственное регулирование – это совокупность государственных мер, принимаемых государством для установления и устранения последствий кризисных явлений в национальной экономике, а также для стабилизации необходимых социально-экономических процессов.
Целью государственного регулирования является соблюдение интересов государства, общества в целом и социально незащищенных слоев населения. Инструментами государственного регулирования экономики являются социально-экономическую политику, которая является основным ориентиром поступательного социального развития. Объектами государственного регулирования являются определенные ситуации, отрасли и регионы, в которых могут возникнуть проблемы, которые не решаются автоматически.
Существует две основных формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (рыночная политика), а также среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование. Существуют следующие методы государственного регулирования экономики: Прямое государственное финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, трансфертов территориям и т.д. К косвенным методам государственного регулирования можно отнести: налоговую политику, кредитную политику и таможенную политику.
Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, перехода от административных методов регулирования к использованию рыночных стимулов.
1. Агирджанов, Т. Н. Методы и формы государственного регулирования экономики / Агирджанов Т. // Молодой ученый. 2017. № 49 (183). С. 221-223.
2. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. — 409 с.
3. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина – М., 2017. – 148 c.
4. Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 202 c.
5. Бокун, Н. Ч. Методологические подходы к измерению степени государственного регулирования / Бокун Н. Ч. // Бухгалтерский учет и анализ. 2019. № 11 (275). С. 3-10.
6. Валовый внутренний продукт в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / ССРД МВФ / Национальная страница сводных данных. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-proizvodstvennym-metodom/.
7. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2018. - 528 c.
8. Котова, Е. А. Проблемы и перспективы государственного вмешательства в национальную экономику Республики Беларусь / Котова, Е. А., Паршутич О. А. // В сборнике: Управление социальными инновациями. Сборник научных статей. Ответственный редактор Е.А. Ильина. 2019. С. 158-162.
9. Лосева, Н. А. Формы государственного регулирования экономики и их виды / Лосева Н. А. // В сборнике: Перспективы развития науки и образования. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 129-132.
10. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики; Омега-Л – М., 2016. – 336 c.
11. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие - Омега-Л - М., 2017. - 352 c.
12. Национальная экономика Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/6635/Nacionalnaya_ehkonomika_Belarusi_V_2_ch_CH_2.pdf?sequence=1.
13. Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения – [Электронный ресурс] – Минск, 2021 – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/statisticheskie-izdaniya/index_39696/
14. Платежный баланс Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Главная / Статистика / Статистика внешнеэкономической деятельности. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/balpay.
15. Романова, А. С. Институциональные формы государственного регулирования экономики / Романова А. С. // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА. Сборник научных трудов по материалам І Международной научно-практической студенческой конференции . Тверь, 2019. С. 130-133.
16. Хилько, Е. В. Государственный бюджет в регулировании экономики / Хилько Е. В. // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 1259-1262.
17. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики; КноРус - М., 2016. - 328 c.
18. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: моногр. ; Экономистъ - М., 2016. - 624 c.
19. Цыренжапова, И. А. Формы и методы государственного регулирования экономики / Цыренжапова, И. А. // Моя профессиональная карьера. 2020. Т. 1. № 17. С. 145-152.