Анализ конкурентоспособности продукции, товаров и услуг
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ конкурентоспособности продукции, товаров и услуг»
по дисциплине: «АХД (Анализ хозяйственной деятельности)»
2021
45.00 BYN
Анализ конкурентоспособности продукции, товаров и услуг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: АХД (Анализ хозяйственной деятельности)
Организация: Красный пищевик, ОАО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производственная структура.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ОАО «Красный пищевик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции по отношению к конкурентам
3 Предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Красный пищевик»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности.
Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности хозяйственной деятельности. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько она может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
С развитием конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий. Конкурентоспособность предприятия представляет собой его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
В настоящее время на рынке действует множество фирм, выпускающих схожую продукцию и предпочтение потребителей может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними.
Ухудшение конкурентоспособности предприятия приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.
Объектом изучения в данной работе выступает СОАО «Коммунарка».
Предмет исследования - конкурентоспособность продукции СОАО «Коммунарка».
Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Красный пищевик» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
− изучить теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия;
− провести анализ и оценку конкурентоспособности ОАО «Красный пищевик»;
− предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Красный пищевик».
1 Теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность
Конкурентоспособность — это способность конкурировать, а конкурентные преимущества — это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества — это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности [1-3].
Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции.
А. Смит (1723-1790) — один из первых исследователей конкуренции в экономической теории - шотландский экономист, чьи труды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т.е. в основных и простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту, — это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене.
Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772-1823) — английский экономист, заложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал международный аспект конкурентных преимуществ. Предметом его исследований были условия, при которых странам становиться выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри стран.
По мере развития экономической науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения [4, c 41]
Углубили понимание конкурентоспособности и расширили о ней представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые старательно изучали опыт работы многих образцовых компаний, однако мир меняется так быстро, что данное понятие эволюционирует вместе с развитием форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Развитию теоретических основ конкурентоспособности посвящены также работы Дж. Грейсона и К.
О‘Делла («Американский менеджмент на пороге ХХ века»). В настоящее время зарубежных работ по данной теме великое множество, но все они, так или иначе, основываются на методологии, заложенной вышеупомянутыми авторами.
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ОАО «Красный пищевик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. История предприятия начинается с 1870 года, жителем города частным владельцем Гайцин был построен дрожжевой завод. Здание завода было деревянным, работало на нем 40 человек, а производил завод 400 фунтов чистых дрожжей в год.
Открытое акционерное общество «Красный пищевик» создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 26 июля 1994 г. № 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного государственного предприятия.
ОАО «Красный пищевик» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 16 августа 1994 года № 73-18. Общество перерегистрировано в Реестре общереспубликанской регистрации за № 29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года № 12-21.
Предприятие является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.
ОАО «Красный пищевик» является предприятием пищевой (кондитерской) отрасли промышленности и входит в состав концерна «Белгоспищепром». Юридический адрес предприятия: город Бобруйск, улица Бахарова, 145
ОАО «Красный пищевик» уже более 130 лет специализируется на производстве кондитерских изделий. Основным предметом деятельности предприятия является производство пастиломармеладных изделий, халвы, ириса, драже, конфет с желейными корпусами, белорусских сладостей (арахиса с пряностями).
3 Предложения по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Красный пищевик»
Согласно проведенному анализу в главе 2, можно сделать следующие выводы ОАО «Красный пищевик» показывает более низкий уровень конкурентоспособности у предприятия в сравнении с лидером рынка и незначительное превышение уровня конкурентоспособности с другими конкурентами.
Такая ситуация обусловлена более низким качеством и степень развития коммуникаций, организации продаж и более низкой эффективности развития товарной политики предприятия.
Прежде чем вывести свой товар на рынок, изготовитель должен обеспечить его безопасность, включая и сохранность свойств упакованного продукта. Это является основной функцией упаковки. Чтобы она была соответствующей, функциональной, в первую очередь необходимо определиться с терминами и понятиями, которые установлены в области производства и эксплуатации тары и упаковки.
Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.
Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в порожнем виде.
Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.
На сегодняшний момент ОАО «Красный пищевик» использует для упаковки современные упаковочные материалы.
Упаковка оборудования для транспортировки в термоусадочную пленку – надежный и недорогой способ комплексной защиты от механических повреждений и климатических факторов грузов разного назначения и форм массой от килограмма до нескольких тонн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность предприятия представляет собой комплексную характеристика предприятия, характеризующую его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Существует множество способов оценки конкурентоспособности предприятия, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Красный пищевик». Открытое акционерное общество «Красный пищевик» – старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красный пищевик» показал, что, несмотря на сокращение выручки, эффективность деятельности предприятия в 2020 году увеличилась, о чем говорит не только рост чистой прибыли, но и увеличение показателей рентабельности. среди отрицательных тенденций можно отметить сокращение производительности труда и перерасход заработной платы.
Проведенная оценка конкурентных позиций и конкурентоспособности продукции ОАО «Красный пищевик» показывает более низкий уровень конкурентоспособности у предприятия в сравнении с лидером рынка и незначительное превышение уровня конкурентоспособности с другими конкурентами.
Такая ситуация обусловлена более низким качеством и степень развития коммуникаций, организации продаж и более низкой эффективности развития товарной политики предприятия – именно эти направления развития являются для ОАО «Красный пищевик» первостепенными резервами повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Таким образом, по показателю объема выпущенной продукции в 2019 г. лидирующие позиции занимает ОАО «Красный пищевик» объем выпуска, которого составил 71460 тыс. руб., в тот же период наименьшее значение было у предприятия ОАО «Красный мозырянин» – 68241 тыс. руб. В 2020 году ОАО «Красный пищевик» значительно сократил объем выпускаемой продукции.
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 c.
3. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 285 c.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 365 c.
5. Бритикова Е.А. Гайдина А.С. Система стратегического управления организацией // Журнал «У». Экономика.Управление. Финансы. Ростов н/Д., 2019. № 2. С. 103–108
6. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 c.
7. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 186 c.
8. Громова, М. А. Источники конкурентного преимущества: взгляд школ стратегий / М. А. Громова // Наука итехника. 2019. Т. 18, № 1. С. 82–88.
9. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2015. - 192 c.
10. Бурдукевич, Т.О. Качество начинается со стандарта / Т.О. Бурдукевич // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - №1. - С. 13 - 22.
11. Говорова, Н.А. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н.А. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 21 – 30.
12. Горбашко, Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. учеб. пособие / Е.А. Горбашко. – СПб.: СПбУЭФ, 2015. – 356 с.
13. Дементьева, А.Г. Конкурентоспособность компаний / А.Г. Дементьева // Маркетинг. – 2015. – №3. – С. 33 – 39.
14. Махмутова, Г.Л. Алгоритм определения конкурентоспособности рынка / Г.Л. Махмутова // Маркетинг. – 2016. – №1. – С. 49 – 53.
15. Мишин, Ю.Н. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю. Н. Мишин. – 2017. – №1. – С. 39 – 45.
16. Печенкин, А. И. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. И. Печенкин // Маркетинг.– 2017. – №2 (51). – С. 23 – 26.
17. Титова, В. А. Маркетинг : учебное пособие / В. А. Титова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 448 с.
18. Черченко, Н. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Н. В. Черченко // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2016. – №3. – С. 72 – 81.
19. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2018. - 533 с.
20. Шкардун, В.И. Комплексный метод оценки конкурентоспособности / В.И. Шкардун. – М.: Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – №4. – С. 11 – 19.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производственная структура.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты