Введение
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по экологическому образованию детей
1.1 Сущность экологического образования детей на современном этапе
1.2 Роль и специфика взаимодействия учреждений дошкольного образования и семьи
Глава 2 Методические подходы по организации взаимодействия учреждения дошкольного образования с семье по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста
2.1 Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей как форма экологического образования детей дошкольного возраста
2.2 Организация педагогического проектирования по экологическому образованию детей в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Экологическое воспитание дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и окружающей среде, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих работы детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогического воздействия на ребенка со стороны детского сада и семьи, позволяет добиться наилучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Причина - в деятельности человека в природе, зачастую неграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия.
Экологическое просвещение родителей – очень важное, и в то же время, сложное направление педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое воспитание крайне неэффективным, негативно влияет на мотивацию его действий, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определенные знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, так как семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, личностно значима для них. Исходя из этого остановимся на теме исследования «Взаимодействие учреждений дошкольного образования и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста».
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по экологическому образованию детей
1.1 Сущность экологического образования детей на современном этапе
Для дошкольной педагогики экологическое образование – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа учреждений дошкольного образования сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое образование – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней 7, с. 25.
Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Глава 2 Методические подходы по организации взаимодействия учреждения дошкольного образования с семье по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста
2.1 Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьей как форма экологического образования детей дошкольного возраста
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны быть основаны на педагогике сотрудничества. Работа должна вестись в двух направлениях:
– педагог – родитель;
– педагог – ребенок – родитель.
Прежде чем организовать работу, необходимо понять, с кем необходимо работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Это означает, что важно работать дифференцированно, объединяя родителей в подгруппы. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы ставим перед собой [2, с. 23].
Выбирая формы общения с родителями, мы должны помнить: от назиданий надо отказаться, надо привлекать родителей к решению важных проблем, находить общие правильные ответы. Например, при организации родительского собрания по теме «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительный анкетный опрос родителей с целью выяснения их понимания проблем, связанных с экологическим воспитанием. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие и сделать выводы:
– основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
– одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: известно, что 80% черт характера ребенка закладываются в семье [].
Заключение
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста является важной проблемой в рамках психолого-педагогической науки. Элементы экологического образования крайне важны в рамках определенных занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В основе экологического образования – адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий.
Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры. В итоге проводимой работы за год повышается педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию; происходит сближение родителей с учреждением дошкольного образования; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение вне стен детского сада; повышается возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых.
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10–12.
2. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно–экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.
3. Бобылева Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 38– 43.
4. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45– 69.
5. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С. 16–20.
6. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: Учитель, 2014. – 131 с.
7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23–27.
8. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013. – 276 с.
9. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012. – № 7.– С. 18.
10. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38–41.
11. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка–Пресс, 2014. – 72 с.
12. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46–48.
13. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2–х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. – 265 с.
14. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
15. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42–46.
16. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14–20.
17. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
18. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.
19. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно–методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
20. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
21. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С. 30.
22. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
23. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно–методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.– 2–е изд., стереотип. / авт.–сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
24. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2– 7 лет / Соломенникова О.А. – М.: Мозаика– Синтез, 2015. – 104 с.
25. Янакиева, Э.К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Э.К. Янакиева // Современный детский сад. – 2011. – № 8. – С. 49– 54.