Взаимодействие учреждений дошкольного образования и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста
СГПК (Солигорский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимодействие учреждений дошкольного образования и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Взаимодействие учреждений дошкольного образования и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад № 39, ГУО (г. Пинск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стенд для родителей в учреждении дошкольного образования «Уголок здоровья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Стенд для родителей «Жизнь группы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Круглый стол «Сбережем родную природу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!».
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по экологическому образованию детей
1.1 Сущность экологического образования детей на современном этапе
1.2 Роль и специфика взаимодействия учреждений дошкольного образования и семьи
Глава 2 Методически подходы по организации взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста
2.1 Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семье как форма экологического образования детей дошкольного возраста
2.2 Организация педагогического проектирования по экологическому образованию детей в условиях взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Экологическое воспитание – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и окружающей среде, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в учреждении дошкольного образования, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста одна из составляющих работы учреждения дошкольного образования. Систематическая работа с родителями, единство педагогического воздействия на ребенка со стороны детского сада и семьи, позволяет добиться наилучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Причина - в деятельности человека в природе, зачастую неграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия.
Экологическое просвещение родителей – очень важное, и в то же время, сложное направление педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в учреждении дошкольного образования, и требованиями родителей делает экологическое воспитание крайне неэффективным, негативно влияет на мотивацию его действий, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по экологическому образованию детей
1.1 Сущность экологического образования детей на современном этапе
Для дошкольной педагогики экологическое образование – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа учреждений дошкольного образования сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску [7, с. 26].
Экологическое образование – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка дошкольного возраста могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу [11, с. 31].
Глава 2 Методически подходы по организации взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста
2.1 Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семье как форма экологического образования детей дошкольного возраста
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и т.д., с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка [15, с. 44].
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.
Заключение
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста является важной проблемой в рамках психолого-педагогической науки. Элементы экологического образования крайне важны в рамках определенных занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В основе экологического образования – адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Учреждение дошкольного образования играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий.
Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры. В итоге проводимой работы за год повышается педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию; происходит сближение родителей с учреждением дошкольного образования; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение вне стен детского сада; повышается возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых.
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10–12.
2. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно–экологического образования дошкольников / В. Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.
3. Бобылева Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 38–43.
4. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45– 69.
5. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С. 16–20.
6. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: Учитель, 2014. – 131 с.
7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23–27.
8. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013. – 276 с.
9. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012. – № 7.– С. 18.
10. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38–41.
11. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка–Пресс, 2014. – 72 с.
12. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46–48.
13. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2–х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. – 265 с.
14. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
15. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42–46.
16. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14–20.
17. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
18. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.
19. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно–методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
20. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
21. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С. 30.
22. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
23. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно–методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.–сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
24. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2– 7 лет / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика– Синтез, 2015. – 104 с.
25. Янакиева, Э.К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Э.К. Янакиева // Современный детский сад. – 2011. – № 8. – С. 49-54.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стенд для родителей в учреждении дошкольного образования «Уголок здоровья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Стенд для родителей «Жизнь группы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Круглый стол «Сбережем родную природу».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты