ВВЕДЕНИЕ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
4. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогической науке и практике утверждаются идеи гуманизма, свою реализацию находит личностно-ориентированная модель обучения и воспитания, антропоцентрический подход, который ставит в центр внимания педагогов процессы индивидуализации, социализации ребенка.
Социализация представляет собой многоплановый, сложный процесс интеграции ребенка в социально-природную среду, приобщение к багажу культурной модели, системе аксиологических модусов, присвоение культурноисторического опыта посредством реализации различных видов деятельности, коммуникации, познания. Указанный процесс начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается на протяжении всей жизни личности, причем, именно дошкольный возраст играет ведущую роль в формировании навыков социализации.
Развитие у ребенка основ социализации в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении – это одна из современных задач годового плана любого дошкольного учреждения.
Социальное развитие ребенка в дошкольном обучении представляет из себя процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями). Конечно же, в процессе социализации ребенок познает и самого себя, свой внутренний мир, узнает, что ему интересно, а что нет, и все это влияет на его будущее.
Конечно, дети воспринимают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Процессы ознакомления с действительностью сложны, полны противоречий, с которыми одному ребенку не справиться. Поэтому поддержка со стороны семьи и педагогов в этот период крайне важна.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.
Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Существует несколько трактовок понятия социализация (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием [9].
Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.
Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:
- Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет;
- Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.
2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.
Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.
Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений [2].
Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам.
3. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В каждом обществе существуют социальные группы и институты, с которыми молодое поколение в той или иной степени связано. Их называют агентами социализации.
Социализация - это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивает его нормы и ценности, осваивая определенные социальные роли [9].
Агенты первичной социализации - это непосредственное и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, другие родственники, друзья семьи, педагоги, учителя, руководители кружков и т. д.)
Фигура воспитателя становится очень важной на ранней стадии социализации, потому что ребенок большую часть времени проводит в детском саду [12].
Отношения педагога с ребенком являются одним из важнейших способов воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. Тем не менее, деятельность учителя не всегда развивает хорошие отношения с детьми. Это во многом зависит от стиля руководства или от стиля общения с ними, от индивидуального стиля обучения.
Стиль педагогической деятельности влияет на очень многие факторы:
- на характер эмоциональных переживаний детей;
- на формирование их знаний, умений;
- на формирование личностных качеств [17].
Поэтому учитель должен быть внимательным, тактичным, отзывчивым и терпеливым, ответственным и общительным. Необходимо постоянно совершенствовать свои навыки с использованием достижений педагогической науки и передового опыта, поскольку заложенные педагогом основы социальных отношений имеют решающее значение для дальнейшего развития общих способностей ребенка.
4. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа, и т.д., но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Проблема воспитания коллективизма содержит серьезные противоречия, которые при неправильном их разрешении, могут неоднозначно повлиять на развивающуюся личность ребенка.
Сущность противоречий заключается в том, что коллектив может подавлять личность. С другой стороны, если личность не учитывает интересы коллектива, то ее индивидуальность может развиваться, но будут возникать конфликтные ситуации. Мастерство и мудрость педагога заключаются в умении найти ту золотую середину, которая позволит развиваться и личности и коллективу [8].
Понятие «коллектив взрослых» и «детский коллектив» не тождественны. И дело не только в возрасте участников, но и в функции, которую выполняет коллектив. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая функция: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. В современной психолого-педагогической литературе употребляются два значения понятия «коллектив»:
- Коллектив - любая организация группы людей.
- Коллектив - высший уровень развития группы, которой присущи ряд характеристик: целеустремленность, сплоченность, духовное единство и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым. Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности.
Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности. Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме. Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе.
Дошкольный возраст является важным этапом социализации личности человека. На этот период приходится усвоение основных навыков. Дошкольный возраст – это период активного формирования психики на основе зачатков, заложенных в раннем детстве.
Психическое развитие дошкольника осуществляется посредством общения со взрослыми и сверстниками, а также через вовлечение в различные виды деятельности. В период дошкольного возраста происходит становление личности и некоторых ее составляющих элементов, таких как характер и интересы, выявляются склонности и способности. Все это сопровождается одновременным процессом социализации. Вовлечение дошкольника в общественные формы взаимодействия происходит посредством участия взрослого человека, который проводит организацию, осуществляет контроль и оценивает поведение и деятельность дошкольника.
В период 2-3 лет совершенствуется понимание речи, активно развивается сама речь ребенка. В этот период дети не осознают мотивы своей деятельности, они импульсивны. Появляются первые попытки самоидентификации, с чем связан кризис, проявляющийся упрямством, негативизмом и нарушениями в общении с окружающими.
1. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.
2. Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 436-438.
3. Билялова З. Ш. Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 82-83.
4. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 2008. 309 с.
6. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.
7. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 c.
8. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119
9. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 2004. 150 с.
10. Коноваленко. С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 456 c.
11. Корепанова, М.В. Влияние взрослого на становление внутреннего мира ребенка-дошкольника / М.В. Корепанова. – Челябинск, 2007. - 243 с. 29.
12. Марищук, Л. В. Психология развития и педагогическая психология : пособие / Л. В. Марищук, С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова ; Белорусский государственный университет физической культуры. – Минск : БГУФК, 2010. – 231 с. : ил.
13. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – СПб. : Питер, 2011. – 544 с.
14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология, М.: Наука, 2006. 201 с.
15. Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Часть 1: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 22–23 ноября 2018 года) / отв. ред. И.П. Ильинская. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. − 318 с.
16. Психология: [учебно–методический комплекс] / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова ; сост. М. Е. Шмуракова, Р. Р. Кутькина, Е. П. Милашевич. – Витебск : Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2014. – 279 с. : ил.
17. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
18. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014) / Под. Общ. Ред. Н.А. Вершининой – СПб., 2014. -114 с.
19. Солгалова Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 122-124.
20. Социализация ребенка. Взаимодействие школы и семьи / авт.–сост. В. Е. Шиковец; Е. Н. Пархоць, В. И. Давыдова. – Минск: Красико–Принт, 2012. – 127 с.: ил.
21. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004. - С.593-595.