Введение
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания дошкольников
1.1 Экологическое образование как основа экологической культуры дошкольника
1.2 Содержание экологического образования старших дошкольников
Глава 2 Особенности экологического воспитания старших дошкольников посредством праздников и развлечений
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблемы воспитания экологической культуры в системе образования и охраны окружающей среды актуализируются на международном, федеральном и региональном уровнях.
Целью экологического образования является формирование экологически грамотной личности, как ее определяет С.Д. Дерехабо, В.А. Ясвин, обладающей эгоцентричным типом экологического сознания, который определяется на уровне: формирования адекватных экологических концепций, формирования отношения к природе, формирования системы навыков и умений взаимодействия с природой. В то же время началом формирования экологической ориентации личности является дошкольное детство, поскольку в этот период закладывается основа сознательного отношения к окружающей действительности. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ж.А. Каменский, К.Д. Ушинский видели мощный источник знаний о природе.
Проблемами экологического образования дошкольного возраста занимались Е.И. Залкинд, Е.И. Золотова, Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Рыжова, И.А. Хайдурова и другие.
Праздники и развлечения являются самым естественным и радостным видом деятельности в дошкольном детстве, формируя характер детей, они позволяют развивать у детей разнообразные положительные качества: независимость, дружелюбие, жизнерадостность, инициативу, творческую фантастику, способствуют восприятию проблем и знаний, знакомят с коллективным опытом, наполняют жизнь детей яркими цветами. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, приобретенные в классе, а с другой – углубляется потребность в изучении нового, расширении горизонтов, совместных действий и опыта.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое образование как основа экологической культуры дошкольника
Одной из составляющих устойчивого развития является экологическое образование общества, целью которого является создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, в том числе культурных и этических принципов и стандартов поведения, обеспечивающих устойчивое развитие страны.
Экологическая культура является частью всеобщей культуры, системы общественных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, связанных с взаимоотношениями человека и природы; неотъемлемым механизмом соадаптации человека и природы, который реализуется через отношение общества к окружающей среде и к экологическим проблемам в целом. Формирование экологической культуры является непрерывным процессом.
Экологическая культура – это система, состоящая из ряда взаимосвязанных элементов:
– системы экологических знаний; естественно-научные, гуманитарные, ценностные, нормативные, практические;
– культура чувств – эмоциональный резонанс, сопереживание, сопереживание, чувство гражданственности, патриотизм и др.;
– культура экологически обоснованного поведения, характеризующаяся реализацией экологических знаний, культурой чувств деятельности человека, осознающего свою планетарную судьбу;
– экологическое мышление, включая установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов отношений; выяснение причин (источников), сущности и способов решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогнозирования [6, с. 92].
ГЛАВА 2 ОСОБЕНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Основная роль в формировании экологической культуры дошкольников принадлежит учреждению дошкольного образования. В основе работы УДО должен быть положен принцип единства эмоционального и интеллектуального как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развивать в ребенке необходимые творческие знания умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и активно преобразовывать его. Образовательная деятельность должна носить творческий характер, воспитывать в ребенке положительную мотивацию к познанию, способствовать развитию нестандартно мыслящего человека, умеющего и желающего преобразовать и совершенствовать мир.
За последние годы создан ряд специализированных программ, обеспечивающих одно или несколько направлений воспитания и развития ребенка. Программы по экологическому образованию дошкольников Н. А. Рыжова подразделяет на три группы: экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально-экологической направленности. К первой группе относятся программы: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. Н. Кондратьевой «Мы», Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и др. Вторую группу представляют программы: В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой «Семицветик», И. Г. Белавиной, Н. Г. Найденской «Планета – наш дом» и др. К третьей группе относятся программы: Н. Н. Вересова «Мы – земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад ХХI века», Л. М. Клариной «Экономика и экология». Все вышеперечисленные программы разработаны российскими авторами, имеют свои специфические особенности, они вызывают определенные трудности в адаптации к белорусской системе дошкольного образования. Данные программы в основном направлены на формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного отношения к природе [27, с. 281].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, труд в природе и экспериментальная деятельность детей. Экологическое образование осуществляется и посредством праздников и развлечений. Экологические развлечения используются в качестве итогового мероприятия, позволяющего обобщить некий круг тем, с которыми знакомились дети в определенный отрезок времени. Подготовка к проведению развлечения на экологическую тему позволяет объединить педагогов, детей и родителей при подготовке праздника. Родители получают возможность увидеть работу по экологическому воспитанию, которая ведется в детском саду. А знакомство с этой работой, в свою очередь, приобщает семьи воспитанников к экологическому воспитанию детей. Следовательно, можно говорить, что элементы эколого-развивающей среды в дошкольном учебном заведении, компоненты экологического просвещения родителей и совместная деятельность педагога с детьми составляют сущность организации работы по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Содержание экологического образования дошкольников отражено прежде всего в Учебной программе дошкольного образования.
1. Акимов, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. – М.: Сфера, 2010. – 220 с.
2. Андреева, Е.К. Путь к ноосфере: Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского / Е.К. Андреева. – Пущино, 2003. – 80 с.
3. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов, родителей, гувернеров / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2012. – 160 с.
4. Брудный, А.А. От экологических знаний к картине мира / А.А. Брудный, Д.Н. Кавтарадзе // Вестник образования. – 2003. – № 7. – С. 2–40.
5. Бусько Е.Г. Экологическая составляющая в системе социально-экономического развития Беларуси / Е.Г. Бусько, С.С. Позняк // Экологический вестник. – 2011. – №2. – С. 62-72.
6. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова, В.С. Соколова, Н.В. Кочеткова // Детский сад от А.до Я. – 2008. – № 6. – С. 92-100.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф. Виноградова // Экологическое образование: концепции и методические подходы. – М.: Просвещение, 2006. – С. 35-43.
9. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М.: Прометей, 2013. – 254 с.
10. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики / С.Н. Глазачев. – М.: Горизонт, 2007. – 70 с.
11. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 480 с.
12. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. – М.: Знание, 2000. – 96 с.
13. Зебзеева, В.А. Образовательные программы дошкольного и начального образования: основы проектирования / В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2014. – 280 с.
14. Зебзеева, В.А. Эколого-субкультурные практики детства: монография / В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2012. – 320 с.
15. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – №1. – С. 33-37.
16. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. – М.: РЭФИА, 2006. – 51 с.
17. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 2009. –144 с.
18. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2002. – 220 с.
19. Мир природы и ребёнок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 2008. – 318 с.
20. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2001. –184 с.
21. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
22. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н.А. Рыжова; науч. ред. Г.А. Ягодин. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
23. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) Педагогика / Т.А. Серебрякова. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
24. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 567 с.
25. Смирнова, В.В. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. – СПб.: Союз, 2001. – 208 с.
26. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 441 с.
27. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.
28. Прокофьева, О.О. Инновационные подходы к разработке программы по экологическому образованию дошкольников / О.О. Прокофьева // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика III Международная научно-практическая конференция: сборник статей; под редакцией А.И. Улзытуевой. – 2015. – С. 281-285.