Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Роль и значение игр в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Классификация игр
1.3 Методика руководства игрой в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование использования игр в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического развития детей дошкольного возраста
2.2 Рекомендации по использованию различных видов игр в эстетическом воспитании дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое воспитание это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития его способности видеть красоту окружающего мира и творить ее. Она начинается с первых лет жизни. Эстетическое воспитание представляет собой очень широкое понятие. Она включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, жизни, искусству. Однако знания в области искусства настолько многогранны и уникальны, что выделяются из общей системы эстетического образования как ее особая часть. Воспитание детей с помощью искусства является предметом художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью общего образования детей дошкольного возраста. Это особенно тесно связано с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой жизни и искусства не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Ведущей деятельностью в период дошкольного возраста является игра.
Игра – это своего рода социальная практика ребенка. К.Д. Ушинский отметил, что игры для детей, живущих в разных условиях, разнообразны: «У одной девушки куколка готовит, шить, стирает, гладит, другая спешит в театр или на вечеринку, третья бьет людей, открывает копилку, считает деньги». Дети дошкольного возраста многому учатся в игре: проясняют знания об окружающей среде, приобретают организаторские навыки, преодолевают робость, учатся готовиться к игре, развивают речь, воображение. В игре, как и в любой другой деятельности, ребенок развивает активность, самостоятельность, инициативу, развивает логику и мышление, ребенок развивается эстетически, физиологически, психически, психически, а также психологически, в том числе игра оказывает непосредственное влияние на нравственное и эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль и значение игр в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Мир вокруг ребенка очень богат. Пути и средства эстетического воспитания многообразны. Важнейшее значение игры состоит в том, что она является формой организации жизни детей, в которой формируются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе и эстетических.
Когда мы говорим об эстетическом развитии детей, то чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального и предметного мира: природы, жизни, произведений искусства, а зачастую и эстетику человеческих отношений – поступков и поведения. Во время игр, в которых идея и ее воплощение зависят от детей, легче всего формировать и развивать личные качества детей, их чувства и отношения, выраженные в действиях и поведении [11, с. 45].
Игра – это своеобразная школа, где ребенок активно и творчески усваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающей среде: работе, вещам и событиям, друг к другу. В игре дети также получают эмоциональный опыт – различные переживания оставляют отпечаток на характере ребенка, на содержании его чувств. Развивая у детей понимание красоты жизни, репетитор обращает внимание на то, что действия и взаимоотношения, отраженные в детских играх, тоже были прекрасны.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического развития детей дошкольного возраста
Целью исследования является раскрыть особенности использования игр в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого было проведено экспериментальное исследование уровня развития эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Исследование осуществлялось поэтапно.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет).
База исследования:
На основании рассмотренного исследования Е.С. Галанжиной, А.В. Тутолмина выделим критерии и показатели сформированности эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
1) когнитивный критерий и показатель – умение построить образ или ряд образов на заданную эстетическую тематику;
2) эмоционально-чувственный критерий и показатель – способность выявить и описать чувства, эмоции созданного образа;
3) деятельностный критерий и показатель – умение способность преобразовывать созданный образ в соответствии с эстетическими категориями «красота», «созидание».
На основе выделенных показателей мы можем определить уровни сформированности эстетических представлений у детей: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Приведем характеристику этих уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание является чрезвычайно важным направлением в общем воспитании ребенка. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к реальности в человеке. Эстетическое воспитание включает: эстетическое образование, художественное образование, эстетическое самообразование и самообразование.
Детские игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, характеру и организации. Детская игра направлена на познание окружающего мира через активное участие в работе и повседневной жизни людей. Игровая активность ребенка всегда обобщается, потому что мотивом является не отражение конкретного явления, а выполнение самого действия, как личностных отношений. В процессе различных игр под руководством педагога решаются задачи эстетического воспитания детей: развивается чувство любви и стремления к прекрасному; умение видеть и находить прекрасное во всем, в окружающей жизни; у детей формируются художественные и творческие способности; возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается чувство вкуса.
Роль педагога в процессе использования игры в процессе использования игры для эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что педагог является в данной ситуации главным действующим лицом – вовлекает детей в процесс игры, дает детям возможность выбора, содействует появлению в процессе игры эмоционально-насыщено атмосферы. Воспитатель стимулирует, направляет игровое взаимодействие детей. Предлагая ребенку игрушку, просит ребенка, с которым он хотел бы поиграть, иметь детей для общения. Помогает распределить роль, подобрать правильные атрибуты.
1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1999. – 287 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина – М.: Акад. проект, 2005. – 240 с.
3. Варкки, Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 168 с.
4. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М., 2015. – С.125.
5. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 298 с.
6. Волошкина, М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений / М.И. Волошкина // Начальная школа. – 2016. – №1. – С. 13-20.
7. Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2001. – 315 с.
8. Доронова, Т.И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст / Т.И. Доронова. – Просвещение – М., 2016. – 64 c.
9. Дронова, О.А. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте / О.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С.97.
10. Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания /А.К. Дремов. – М., 2015. – С.128.
11. Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей / Т.В. Жданова // Ребенок в детском саду. – 2015. – №2. – С.62.
12. Зубарева, К.Е. Хрестоматия по эстетическому воспитанию / К.Е. Зубарева. – М.: Высшая школа, 2016. – С.150.
13. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников; Педагогическое общество России / Т.С. Комарова. – М., 2017. – 114 c.
14. Копцева, Т.А. Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева, Г.Б. Селезнева, Н.В. Сырых, О.Н. Фомина. – Учебно-методическое пособие.; Дрофа – М., 2017. – 144 c.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2006. – 387 с.
16. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 2005. – 175 с.
17. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Изд. 3-е, исправленное. – Москва: Мека-Пресс, 2009. – 91 с.
18. Радынова, О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации / О.П. Радынова. – Дрофа - М., 2016. – 202 c.
19. Скатерщиков, В.С. Об эстетическом вкусе / В.С. Скатерщиков. – М.: Знание, 2015. – 320 с.
20. Соломенникова, О.С. О некоторых парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников / О.С. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С.15.
21. Флерина, А.Е. Эстетическое воспитание дошкольника /А.Е. Флерина // – М., 2014. – 185 с.
22. Фортова, Л.К. Сущность эстетического воспитания / Л.К. Фортова, О.А. Горбунова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 839-842.
23. Щукина, Л.С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан. уч. степ. кандидат культурологии. – Саранск. – 2006. – 166 с.