Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения дивидендной политики корпораций в современных условиях
1.1 Сущность, содержание и роль дивидендной политики в управлении организацией
1.2 Виды дивидендной политики
Глава 2. Анализ направлений дивидендной политики ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»
2.2 Оценка эффективности дивидендной политики ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время руководство многих корпораций ставят одной из стратегических целей развития своего бизнеса повышение его акционерной стоимости и рыночной капитализации. Реализовать поставленные цели и задачи корпорации позволяет важнейший компонент общей стратегии – финансовая стратегия, поскольку она обеспечивает все ее подразделения необходимым объемом финансовых ресурсов. В рамках корпоративной финансовой стратегии определяются источники финансирования инвестиционных программ, среди которых наиболее приоритетным считается прибыль, принадлежащая компании. В свою очередь, механизм ее распределения неразрывно связан с дивидендной политикой, являющейся важным элементом финансовой стратегии.
Формирование дивидендной политики представляет собой один из наиболее сложных вопросов корпоративного управления. При принятии решений о распределении свободных денежных средств, финансовым менеджерам необходимо максимально сбалансировать краткосрочные интересы акционеров, выраженные в стремлении получить доход, и долгосрочные – реализацию инвестиционных проектов в целях развития бизнеса и повышения его стоимости. С одной стороны, дивиденды важны для владельцев акций, но, если руководство направит на их выплату весь поток свободных денежных средств, имеющихся собственных ресурсов может оказаться недостаточно для достижения поставленных целей. В таких условиях финансовые менеджеры могут привлечь заемный капитал для финансирования потребностей, но его чрезмерное наращение способно нарушить финансовую устойчивость компании, повысить риски кредиторов и их требования за предоставленные ресурсы.
С другой стороны, считается, что преобладание собственных источников финансирования способствует повышению средневзвешенной цены капитала, и это негативно отражается на стоимости бизнеса в целом. К тому же, если акционеры не получат достаточной прибыли на вложенные средства и предпочтут продать акции компании, это приведет к падению ее рыночной капитализации. Таким образом, непродуманные решения по распределению прибыли на выплату дивидендов и реинвестирование могут снизить доверие инвесторов к успешности функционирования компании, повышая риски для ее собственников, что в конечном итоге отразится на их совокупном благосостоянии.
Вышесказанное подчеркивает значимость дивидендной политики как инструмента управления стоимостью компании, что определяет актуальность темы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность, содержание и роль дивидендной политики в управлении организацией
В современной экономической литературе большое внимание уделяется вопросу функционирования и развития корпораций. Корпорации играют значительнейшую роль в экономиках развитых стран. В отечественной науке большое внимание уделяется анализу институтов, структурирующих деятельность корпораций и взаимоотношения внутри корпораций между ключевыми заинтересованными сторонами, поскольку они могут оказывать существенное влияние на внешнюю среду.
Дивидендная политика – политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций.
Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой организационно- правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия [28, с. 68]. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
На сегодняшний день понимание сущности дивиденда, дивидендной политики остается достаточно дискуссионным. В современной научной литературе существует множество подходов к данной проблеме. В отличие от других видов доходов, получаемых за предоставление капитала, выплаты дивидендов не являются обязательными, а их вели чина, как правило, не известна заранее и на практике часто зависит от полученных результатов хозяйственной деятельности. Право на получение дивидендов дают как привилегированные, так и обыкновенные акции. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. Что касается привилегированных акций, то размер дивиденда или неизменный способ его определения устанавливается при выпуске таких акций. В развитых странах по привилегированным акциям обычно выплачивается фиксированный дивиденд. Термин «дивидендная политика» характеризует установление устойчивых финансовых взаимоотношений компании с ее собственниками [15, с. 74].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»
ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» является крупным производителем на рынке кондитерских изделий Республики Беларусь, обладающий сильным и известным брендом, структурированной системой продаж и продвижения, широким ассортиментом, учитывающим различные вкусовые предпочтения потребителей.
Начало функционирования ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» датируется 1905 годом, когда Минской городской управой было выдано Торговое свидетельство №34 Кофейне с кондитерскими продуктами и пекарне кондитерских продуктов Георгия Викентьевича Рачковского.
ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» стабильно развивается. Так, в октябре 2021 года у «Слодыч» появился филиал в г. Молодечно Минской области – бывшая кондитерская фабрика «Конфа», известная своими пряниками и зефиром. Слодыч значительно расширил свой ассортиментный портфель кондитерских изделий: зефир, пряники, конфеты, вафли.
В настоящее время ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» выпускает более 100 наименований различных видов печенья: сахарное, затяжное, сдобное, глазированное, диабетическое печенье и крекер. Торговая марка «Слодыч» известна 90% жителей Беларуси. Печенье фабрики «Слодыч» самое продаваемое в сетевом ритейле.
Продукция фабрики экспортируется в страны Евросоюза и СНГ, в США, Сербию, Монголию, Китай, Израиль, Грузию, Азербайджан, Иран, Украину, Молдову, Узбекистан и др.
Современное оборудование, грамотное использование передовых технологий и опыт коллектива высококвалифицированных специалистов позволяют постоянно расширять ассортимент, радуя своих покупателей новыми изделиями.
Продукция марки «Слодыч» неоднократно отмечена многочисленными наградами на международных конкурсах.
Визитной карточкой «Слодыч» можно назвать выпускаемое с 1950-х годов печенье «Белорусский гостинец», печенье «Ореховое с фундуком», выпускаемое с 1960-х годов и печенье «К полднику» с хрустящей сырной корочкой, выпускаемое с первой половины 1970-х годов.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «СЛОДЫЧ»
В связи с тем, что отечественный фондовый рынок не имеет достаточно развития, соответственно, опыт по формированию дивидендной политики отечественных хозяйствующих субъектов только нарабатывается. В связи с этим рассматриваются вопросы, связанные с формированием и реализацией такой политики на уровне отечественных предприятий, а также методики оценки ее эффективности и совершенствования.
Дивидендная политика ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» закрепляет основные принципы и подходы Компании по вопросам выплаты дивидендов акционерам, обеспечивает прозрачность механизмов принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов, определения размера дивидендов и порядка их выплаты.
Дивидендная политика основывается на следующих принципах:
˗ соблюдение требований законодательства Республики Беларусь, Устава и внутренних документов Компании при выплате (объявлении) дивидендов;
˗ обеспечение максимальной прозрачности механизма определения размера дивидендов;
˗ повышение инвестиционной привлекательности Компании;
˗ соблюдение баланса краткосрочных и долгосрочных интересов акционеров;
˗ обеспечение заинтересованности акционеров в повышении прибыльности Компании;
˗ обеспечение положительной динамики величины дивидендных выплат при условии роста чистой прибыли ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»;
˗ обеспечение наиболее комфортного для акционеров способа получения дивидендов;
˗ выплата дивидендов в возможно короткие сроки.
В компании ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» дивидендная политика строится на сохранении равновесия в соблюдении целей самой организации и держателей акций. Для сохранения стабильного и структурированного размера дивидендов предприятие производит выплаты владельцам как минимум раз в год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дивидендная политика – ключевой элемент создания стоимости корпорации, оказывающий воздействие на инвестиционные и финансовые решения и формирующий отношения с собственниками посредством выстраивания оптимальных пропорций между текущими и долгосрочными выгодами.
Последовательная и четкая дивидендная политика для инвесторов является необходимым элементом стратегии компании по долгосрочному росту капитализации. Четко определенная и внедренная дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, улучшает ее корпоративный имидж.
Механизм формирования дивидендной политики занимает особое место в финансовой стратегии компании, так как от грамотно и правильно сформированной дивидендной политики напрямую зависит стоимость компании и ее инвестиционная привлекательность. В результате анализа успешной дивидендной практики можно сделать вывод, что, если нераспределенная прибыль реинвестируется по стоимости собственного капитала или выше, благосостояние акционеров увеличивается за капитализации собственного капитала компании.
ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» является крупным производителем на рынке кондитерских изделий Республики Беларусь, обладающий сильным и известным брендом, структурированной системой продаж и продвижения, широким ассортиментом, учитывающим различные вкусовые предпочтения потребителей.
В ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» в 2018 году выручка от реализации продукции составила 36087 тыс. руб. К 2019 году данный показатель сократился на 1345 тыс. руб. или на 3,73 % до 34742 тыс. руб. В 2020 году значение выручки составило 35318 тыс. руб., что на 576 тыс. руб. или на 1,66 % больше, чем в 2019 году. В то же время себестоимость реализованной продукции ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» стабильно сокращалась в период с 2018 года по 2020 год с 24537 тыс. руб. до 23186 тыс. руб. или на 173 тыс. руб. (0,71 %) в 2019 году и на 1178 тыс. руб. (4,84 %) в 2020 году.
Отмеченные ранее изменения обусловили сокращение валовой прибыли в 2019 году в сравнении с 2018 годом на 1172 тыс. руб. или на 10,15 % до 10378 тыс. руб. В то же время в 2020 году наблюдалось увеличение данного показателя на 1754 тыс. руб. или на 16,90 % до 12132 тыс. руб.
1 Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н. А. Алексеенко, И. Н. Гурова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 264 с.
2 Бикметова З.М. Амортизационная и финансовая политика предприятия // Российское предпринимательство. – 2014. – №18. – c. 24-31.
3 Боди Зви Финансы / пер. с англ.: учебник. М.: Издательский дом «Вильямс». 2013. – 592 с.
4 Ван Хорн Дж. К. Основы финансового менеджмента: учебник. М.: Издательский дом «Вильямс». 2016. – 1232 с.
5 Володько О. В. Экономика организации (предприятия). Практикум: учеб. пособие для вузов / О. В. Володько, Р. Н. Грабар, Т. В. Зглюй; под ред. О. В. Володько. – Минск: Высш. шк., 2015. – 271 с.
6 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (с изм. и доп. от 5 января 2021 г. № 95-З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218.
7 Гребенкин А.С. Современные тенденции дивидендной политики российских компаний. // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2014. – № 6. – c. 14-20.
8 Дорофеев М. Л. Матрица управления дивидендной политикой корпорации // Фондовый рынок. – 2014. - №10. – с. 47-51.
9 Дубаков М.В. Дивидендная политика предприятия // Финансовые исследования. – 2014. – №3. – c. 67-74.
10 Ермолина, О. Н. Управление корпоративными финансами: учебное пособие / О. Н. Ермолина. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 531 с.
11 Кадерова, Н. Н. Корпоративные финансы / Н. Н. Кадерова. – М.: Экономика, 2016. – 428 с.
12 Ковалев В. В. Корпоративные финансы: учебник. М.: Проспект, 2018. – 640 с.
13 Козлова А. С. Теоретические аспекты дивидендной политики российских компаний // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 1 (63). – С. 63–70.
14 Кокин, А. С. Корпоративные финансы: учебное пособие / А. С. Кокин, Н. И. Яшин, С. Н. Яшин и др. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 369 с.
15 Левчаев, П. А. Финансы корпораций и оценка стоимости: учебное пособие / П. А. Левчаев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 175 с
16 Левчаев, П.А. Финансы организаций: учебник / П.А. Левчаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 386 с.
17 Лихачева Н.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: уч. пособие/ Н.А. Лихачева. М.: Проспект, 2011. – 323с.
18 Лукасевич И. Я. О дивидендной политике компаний // Финансы. 2017. № 2. – С. 40–44.
19 Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: уч. пособие/ И.Я. Лукасевич. М.: Инфа, 2010. – 253 с.
20 Макарова, С. Г. Корпоративные финансы: учебное пособие / С. Г. Макарова, И. В. Никитушкина, С. С. Студников. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 586 с.
21 Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): принят Палатой представителей от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изм. и доп. от 29.12.2020 № 73-З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/r-kodeks-respubliki-belarus-ot-19122002-n-166-z-red-ot-29122020nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-obschaja-38430/.
22 Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): принят Палатой представителей от 29 декабря 2002 г. № 71-З (с изм. и доп. от 29.12.2020 № 72-З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/TAX_CODE_RU/view/r-kodeks-respubliki-belarus-ot-29122009-n-71-z-red-ot-29122020-nalogovyj-kodeks-respubliki-belarus-38429/.
23 О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XІІ (с изм. и доп. от 05.01.2021 г. № 95-З) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19202020.
24 Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., перераб. и доп.-— М.: ИНФРА-М, 2020. — 608 с.
25 Самылин, А. И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты: учебник / А. И. Самылин. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 472 с.
26 Слодыч – Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.slodych.by/.
27 Теплова Т. В. Корпоративные финансы: учебник. М.: Издательство Юрайт. 2018. – 390 с.
28 Чараева, М. В. Корпоративные финансы: учебное пособие / М. В. Чараева. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 286 с.
29 Шевчук, Д. А. Корпоративные финансы / Д. А Шевчук. – М.: Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. – 226 с.
30 Шохин, Е. И. Корпоративные финансы: учебник для вузов / Е. И. Шохин, Г. И. Хотинская, М. Н. Гермогентова и др. – Москва: КНОРУС, 2016. – 318 с.
31 Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л. Н. Нехорошевой. Минск: БГЭУ, 2014. — 573 с.