Комплекс исследования рынка молочных продуктов в Республике Беларусь
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Комплекс исследования рынка молочных продуктов в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Коммерческая деятельность»
2021
45.00 BYN
Комплекс исследования рынка молочных продуктов в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коммерческая деятельность
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Розничный товарооборот молочных продуктов в Республике Беларусь за 2010-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производство молока и средний удой молока от коровы в Республике Беларусь за 2010-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Производство отдельных видов продуктов питания и напитков (молочных продуктов) в Республике Беларусь за 2010-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Товарная структура розничного товарооборота организаций торговли Республики Беларусь в 2020 г.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
3.1 Факторы, влияющие на спрос молочных продуктов
3.2 Анализ реализованного спроса
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность оказывает непосредственное влияние на эффективное производство и воздействует на различные показатели деятельности предприятий: объем реализации товаров, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в Беларуси рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.
Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами. Коммерческая деятельность реализуется через различные коммерческие операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.
Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятий, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
Белорусская молочная отрасль ‒ визитная карточка пищевой промышленности республики, специализируется на выпуске молока, масла, сыров, мороженого, молочных консервов и других продуктов. Основным импортером белорусской молочной продукции является Российская Федерация. Так, экспорт молочной продукции в Россию составляет более 96 %, при этом на долю белорусских молокопродуктов в рационе питания российских потребителей приходится 10 %.
Рынок молока в Республике Беларусь характеризуется значительными объемами производства, потребления, а также экспортной направленностью.
Для населения Республики Беларусь и стран СНГ потребление молока и молочных продуктов всегда было и остается приоритетным. Большой спрос на них объясняется не только высокими питательными качествами, но и тем, что производство молочных продуктов значительно дешевле, чем других видов продовольствия животного происхождения.
В современных условиях обострения конкуренции на всех рынках, для получения запланированного объема прибыли, предприятия вынуждены использовать методы интенсификации коммерческих усилий. Именно этим и обусловлена актуальность курсовой работы на тему «Комплекс исследования рынка молочных продуктов в Республике Беларусь».
1 КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка потребительских товаров. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой для обоснования принимаемых решений. С развитием рыночных отношений роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевременно поступающей коммерческой информации.
Коммерческая информация представляет собой сведения, характеризующие ситуацию на рынке товаров и услуг.
В рыночной экономике эту информацию получают за счет проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торговой организации. Такие исследования позволяют обосновывать коммерческие решения, прогнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на ее изменения. Информационная база создает научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности.
Комплексное исследование рынка является основой информационно-аналитического обеспечения коммерческой деятельности предприятия, проводится маркетинговой информационно-аналитической службой или соответствующими специалистами в структуре других подразделений и предполагает:
- исследование рынка: структура, география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, спрос, предложение, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски;
- исследование потребителей (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование);
- исследование конкурентов (сильные и слабые стороны, занимаемая доля рынка; материальный, финансовый и трудовой потенциалы, организация управления);
- изучение фирменной инфраструктуры рынка: информация о посредниках, транспортно-экспедиторских, рекламных, страховых, юридических, финансовых, консультационных и других компаниях и организациях, создающих инфраструктуру рынка;
- исследование товаров (соответствие технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности по показателям дизайна, надежности, цены, эргономики, сервиса, функциональности);
- исследование внутренней среды предприятия: определение уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды;
- исследование товародвижения и продаж: определение наиболее эффективных путей, способов и средств быстрейшего доведения товаров до потребителя и их реализации.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Молоко в продовольственном обеспечении населения – один из ключевых продуктов питания, а молочная отрасль – одна из ведущих отраслей в пищевой промышленности.
Молочно-продуктовый, или молочный, комплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Молочный комплекс ‒ достаточно сложная организационно-экономическая система взаимосвязанных производств и подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, торговли и обслуживающих отраслей, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт ‒ молоко и молочные продукты. В него входят сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, молочные заводы, мини-заводы (подсобные производства) сельскохозяйственных организаций, организации розничной торговли и общественного питания, зарождающиеся частные фирмы.
Основным ядром молочного комплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, является животноводческая отрасль. Все существующие структурные формирования ‒ многоотраслевые, производящие как животноводческую, так и растениеводческую продукцию. В ближайшей перспективе, даже при достижении стабилизации в экономике, ожидать широкого развития узкой специализации в молочном скотоводстве неправомерно по причине недостаточного развития материально-технической базы отрасли.
Значительное место молочного комплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко является важнейшим жизненно необходимым продуктом питания человека. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. Научно обоснованная норма потребления молока и молокопродуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока ‒ 120 кг; обезжиренного ‒ 6,8; творога ‒ 8; сыра и брынзы ‒ 6,6; сметаны ‒ 5,8; сливочного масла ‒ 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молокопродуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в республике после катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет 403 кг на душу населения в год.
3 ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
3.1 Факторы, влияющие на спрос молочных продуктов
Рынок молочной продукции, как и продовольственный рынок в целом, представляет собой сложную динамично развивающуюся экономическую систему, функционирующую под влиянием различных факторов. Данный рынок предполагает в первую очередь поддержание равновесия между спросом и предложением на молочную продукцию. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.
На рынок молока негативно влияют факторы, которые уже хорошо знакомы участникам данного рынка: неоднозначная ситуация со спросом в Китае, эмбарго в России и отмена квот в Евросоюзе. Эти показатели привели к общему перепроизводству молока и низким ценам на уровне аграриев. Но в то же время на рынке наблюдаются и положительные изменения. Они выражены в постоянном росте населения Земли, растущих доходах жителей развивающихся стран, увеличении численности городского населения и потребительской моде на здоровое питание.
В настоящее время во всем мире наблюдается дефицит молока, которое используется в качестве сырья. Поэтому имеет место положительная динамика цен на данный товар. Потребление молочных продуктов в мире резко возрастает в азиатских странах, которые являются огромными потенциальными рынками для расширения продаж молочной продукции. Также увеличение потребления молочных продуктов происходит в некоторых странах Западной Европы, странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии, в Австралии.
Что касается белорусского рынка молочной продукции, то он характеризуется значительными объемами производства, потребления, а также экспортной направленностью. Все больше внимания уделяется потребителю продукции, предприятия переходят от производства базовых продуктов к продуктам высоких потребительских качеств. Растущая конкуренция вызывает необходимость усовершенствования предложений, по мере изменения потребностей покупателей возрастает спрос на продукты с дополнительными характеристиками, например, растет спрос на товары, которые содержат улучшенные питательные свойства, различные вкусовые добавки или другие компоненты для здорового образа жизни, в значительной степени привлекающие потребителя.
Определяющим фактором для оценки молочного рынка является объем производства молока.
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Формирование и эффективная реализация экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Беларусь является одним из важнейших направлений устойчивого развития молочной отрасли.
Однако у существующей экспортной политики по молочным продуктам имеется важный недостаток ‒ чрезмерная ориентация на рынок России (туда поставляется около 90 % молочной продукции). Как показывает опыт, такая зависимость может иметь негативные последствия. С целью уменьшения экспортных рисков необходимо максимально диверсифицировать поставки молочной продукции и активно осваивать рынки других государств. Это связано с перспективой сокращения объемов поставок в Россию:
‒ наметилась тенденция преодоления кризисных явлений и увеличения поддержки собственных производителей молока, предоставление им дотаций, развитие собственных сырьевых зон;
‒ в связи со вступлением России в импортные тарифы на молочную продукцию предположительно сократятся вплоть до полной отмены;
‒ белорусская молочная продукция конкурентоспособна на российском рынке во многом за счет низких цен. В результате проводимой государственной политики закупочные цены на сырье значительно ниже, чем в России, что и позволяет белорусским молочным комбинатам успешно конкурировать;
В частности, экспортные лицензии получили ОАО «Верхнедвинский маслосыродельный завод», СП «Санта Бремор», ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и ОАО «Савушкин продукт». Следует отметить, что получение лицензии ЕС ‒ довольно длительный и трудоемкий процесс, который длится несколько лет. Предприятия, а также их сырьевые зоны проверяются инспекторами по различным показателям качества, гигиены и т.д. Однако и выход на европейский рынок имеет несколько значительных препятствий:
‒ в настоящее время Беларусь уступает по качеству молока странам ЕС как по содержанию белка, так и по содержанию жира, от чего напрямую зависит выход продукции и ее качество,
‒ необходимость для белорусских предприятий получения лицензий на поставку своей продукции в страны ЕС, что занимает много времени и требует соответствия белорусских производств нормативным актам ЕС.
Таким образом, белорусским предприятиям для выхода со своей продукцией на европейский рынок необходимо продумать четкую стратегию его завоевания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческая деятельность по сбыту на предприятии – это деятельность, направленная на организацию движения потока товара к конечному потребителю, целью, которой является создание условий для превращения потребности потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар и получение наибольшей прибыли предприятия от сбыта своей продукции. Эффективный сбыт продукции необходимое условие работы предприятия, так как реализация является заключительным этапом всего процесса производства, и именно реализация доводит продукт до потребителя.
Рост продаж в стране в последние годы происходил вследствие расширения географии присутствия торговых сетей, которые стимулируют продажи молочных продуктов различными маркетинговыми акциями. Существенное влияние оказало также увеличение продуктовой линейки молочных продуктов, появление пищевых продуктов и новых вкусов, а также развитие премиального сегмента и расширение предложения экологически чистой фермерской продукции на фоне популяризации тренда на здоровый образ жизни и питания.
По показателю рентабельности продукции в 2020 году наибольшую эффективность текущих затрат показали ОАО «Кобринский МСЗ» – 14,5%, СОАО «Ляховичский МЗ» – 10,2%, ОАО «Молочный мир» – 8,8%. Следует отметить, что ТОП-3 компании по рентабельности продукции в 2020 году – частные предприятия. По итогам деятельности в 2020 году в ТОП-15 по рентабельности молочной продукции не вошли ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Бабушкина крынка» и ОАО «Минский молочный завод №1». Худшие результаты продемонстрировали такие предприятия, как ОАО «Здравушка-милк» – 0,06%, ОАО «Милкавита» – 0,01%, ОАО «Минский молочный завод №1» – 0,01%.
Значительная часть произведенной цельномолочной продукции поставляется за пределы Республики Беларусь, наблюдается увеличение экспорта, его удельный вес составляет более 50%.
В результате анализа розничного товарооборота молочных продуктов по Республике Беларусь за 2010-2020 гг. было выявлено следующее:
1. Розничный товарооборот по Республике Беларусь в 2020 году составил 53539 млн р., что на 8,03 % больше, чем в 2019 году, и в 5,2 раза больше по сравнению с 2010 годом.
2. Розничный товарооборот молочных продуктов в 2020 году по сравнению с 2019 годом возрос на 12,48 %, и к 2010 году – увеличился в 7,5 раз.
1 Анапова, Ю.Э. Методические аспекты оценки эффективности мероприятий по стимулированию продаж на предприятии / Ю.Э. Анапова // Экономика и управления. – 2017. – №5. – С. 89–90.
2 Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М.П. Афанасьев – М.: Издательский центр «Книга», 2019. – 304 с.
3 Бабенко, Е.А. Сбытовая политика и ее роль в деятельности предприятия / Е.А. Бабенко // Финансовая экономика. – 2019. – № 5. – С. 901–904.
4 Бреусова, Е. А., Сбытовая политика в деятельности современной организации // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 17. – С. 203–206.
5 Бургонов, О.В. Пути стимулирования сбыта продукции малых предприятий в условиях глобальной конкуренции / О.В. Бургонов // Сборник докладов международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 16–21.
6 Галлямова, Л. М. Управление каналами сбыта на предприятии // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С. 597–600.
7 Данилова, Е.А. Стимулирование сбыта: содержание, виды, разработка программы / Е.А. Данилова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2016. – №9. – С. 120–124.
8 Диянова, С.Н. Лояльность потребителей как стратегический компонент маркетинга розничной торговли//Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 10 (51). - С. 973–976.
9 Дмитриев, В.В. Сбытовая политика коммерческих предприятий / В.В. Дмитриев // Сборник научных статей 9–ой Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 155–158.
10 Ефимова, С. А. Коммерческая служба предприятия. Организация эффективной работы / С.А. Ефимова, А.П. Плотников. – М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2016. – 272 c.
11 Жариков, В.В. Маркетинговая политика сбыта: краткосрочный и долгосрочный периоды / Экономинфо. 2018. № 26. С. 87–92.
12 Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах; – М.: ИНФРА–М 2016. – 496 c.
13 Захаренко, В. И. Стратегический маркетинг на предприятии/ В. И. Захаренко, Э. А. Кузнецов. – М.: Наука и техника, 2015. – 236 с.
14 Захарова, Ю.А. Методы стимулирования сбыта / Ю.А. Захаров. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 120 с.
15 Камардина, Н.П. Маркетинговая деятельность предприятия / Н.П. Командина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – № 8. – С. 168–173.
16 Кулинич, И. Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию сбыта/И. Ф. Кулинич//Индустриальный и B–2–B маркетинг. –2018. –№ 2. –С. 114 –119.
17 Макаркина, Г.О. Совершенствование сбытовой политики / Г.О. Макаркина // Сборник статей Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 45–48.
18 Маслова, Т. Д. Маркетинг: учебное пособие/ Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – Спб.: Питер, 2016. – 384 с.
19 Пристанскова, Ю.С. Основные методы формирования спроса и стимулирования сбыта продукции на предприятии / Ю.С. Пристанскова // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 361–365.
20 Розов, Г. А. Техники продажи и ведения переговоров с клиентами / Г.А. Розов. – М.: Речь, 2015. – 128 c.
21 Романова, Л. Е. Экономический анализ: учебное пособие/ Л. Е Романова, Л. В. Давыдова, Г. В. Коршунова. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
22 Ромат, Е. Маркетинговые коммуникации: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Е. Ромат, Д. Сендеров. – Спб.: Питер, 2018. – 496 с.
23 Салимжанова, И.К. Цены и ценообразование: учебник/ И.К.Салимжанова. – М.: Прогресс, 2017. – 530 с.
24 Сарычева, Е. Н. Технологии продвижения в условиях кризиса // Молодой ученый. – 2019. – №7. – С. 970–973.
25. Серябрекова, С.Н. Оценка результатов программ по стимулированию сбыта продукции / С.Н. Серябрекова // Научные достижения и открытия современной молодежи. – 2017. – № 6. – С. 19–23.
26 Туманова, Д.И. Стимулирование сбыта / Д.И. Туманова // Международный журнал. – 2018. – №2. – С. 210–212.
27 Цыбульский, К. Управление отделом продаж. Прогноз, организация, мотивация, контроль / Кшиштоф Цыбульский. – Л.: , 2016. – 380 c.
28 Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово–хозяйственной отчетности: учебник/ Чечевицына Л. Н. – М.: Феникс, 2017. – 378 с.
29 Швоева, В.О. Сбытовая политика предприятия / В.О. Швоева // Научно–практические исследования. – 2020. – № 1–3 (24). – С. 275–278.
30 Шкурко, П.А. Управление каналами сбыта / Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – № 54. – С. 59–62
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Розничный товарооборот молочных продуктов в Республике Беларусь за 2010-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производство молока и средний удой молока от коровы в Республике Беларусь за 2010-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Производство отдельных видов продуктов питания и напитков (молочных продуктов) в Республике Беларусь за 2010-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Товарная структура розничного товарооборота организаций торговли Республики Беларусь в 2020 г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты