Введение
1 Сущность и особенности функционирования розничной торговли в условиях инновационной экономики
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Функции и виды розничной торговли
2 Экономический анализ состояния и развития розничной торговли Республики Беларусь
2.1 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным товарным группам
2.2 Анализ развития и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь
2.3 Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности розничной торговли Республики Беларусь
3 Направление повышения эффективности и инновационного развития розничной торговли Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В результате реформирования экономики Республики Беларусь за последние годы в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений. В частности, развиваются современные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания покупателей, выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры.
Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами. Организации торговли получили хозяйственно финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.
Как опорная составляющая развитых экономических отношений розничная торговля способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей людей. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для экономической и политической стабильности.
В настоящее время розничная торговля претерпевает кардинальные изменения. Большинство изменений, происходящих на потребительском рынке не потому, что розничной торговле присуща внутренняя тенденция к изменениям, а именно потому, что ее заставляет это делать окружающая среда.
Возникают новые потребности покупателей, появляются современные торговые форматы, стремительно и масштабно развиваются торговые сети, появляются новые методы торговли.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития и совершенствования розничной торговли и государственном регулировании этого процесса. Ведь благосостояние современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка.
Цель написания данной курсовой работы – изучить состояние развития розничной торговли Республики Беларусь, используя данные Национального статистического кабинета РБ и направления ее развития.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
– изучить понятие и сущность розничной торговли;
– рассмотреть функции и виды розничной торговли;
– проанализировать розничный товарооборот по общему объему и основным товарным группам;
– проанализировать развитие и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь;
– оценить основные финансово–экономические показатели деятельности розничной торговли Республики Беларусь;
– выявить направления повышения эффективности и инновационного развития розничной торговли Республики Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами. Как отраслевая экономическая система, торговля представляет собой крупное и важное подразделение экономики. Оно включает совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладает общностью материально–технической базы, используемых кадров и торгово–технологического процесса.
В соответствии с законом «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров [9].
В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические формы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь [15, c.42].
Розничная торговля является конечной стадией продвижения товара, замыкая ее. В этой сфере деятельности пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. Как опорная составляющая развитых экономических отношений торговля способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным товарным группам
Основным показателем работы торговой организации является объем товарооборота.
Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объем товарооборота дает общее представление о масштабах деятельности торгового предприятия. От выполнения плана по данному показателю зависят: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др [19, c.350].
При прочих равных условиях, рост товарооборота свидетельствует об улучшении деятельности фирмы и позволяет получать больший объём прибыли.
Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк.
Состав розничного товарооборота:
1. Продажа товаров населению.
2. Стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром и принятой в обмен на товар.
3. Стоимость упаковки, не входящей в цену товара, и стоимость проданной порожней тары.
4. Стоимость проданных по подписке печатных изданий.
5. Стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей.
6. Продажа рабочим и служащим фирменной одежды.
7. Продажа по безналичному расчету товаров исправительно–трудовым учреждениям.
В состав розничного товарооборота не включается:
– продажа по безналичному расчету товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, индивидуальным предпринимателям;
– выдача товаров рабочим и служащим своей организации в счет заработной платы и в погашение заработной платы;
– стоимость возвращенных покупателям товаров и др.
3 НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью развития торговли в Республики Беларусь на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
– создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
– оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их приобретения, улучшения структуры потребления продуктов питания на душу населения;
– обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
– оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;
– совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
– повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;
– развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли;
– обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговля представляет собой завершающую форму продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Торговля взаимосвязана как с отдельными отраслями, так и со всей экономикой страны. По мере углубления рыночных отношений роль торговли возрастает.
Розничная торговля выполняет ряд функций: осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков, осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли, исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке и другие важные функции. Розничные торговые предприятия имеют обширную классификацию, но главным образом делятся на: немагазинную розничную торговлю, по структуре стратегии розничной торговли, по формам собственности.
Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объем товарооборота дает общее представление о масштабах деятельности торгового предприятия. От выполнения плана по данному показателю зависят: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.
При прочих равных условиях, рост товарооборота свидетельствует об улучшении деятельности фирмы и позволяет получать больший объём прибыли.
Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на за¬ключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Розничный товарооборот в фактически действующих ценах за исследуемый период увеличился на 12,2% и составил в 2018 году 45165,2 млн. руб. против 40237,3 млн. руб. за 2017г.
Анализ динамики объемов товарооборота по формам собственности показывает рост объемов по всем формам собственности. Наибольшие темпы роста сложились по предприятиям иностранной формы собственности – рост составил 18,8%. Товарооборот иностранной формы собственности в 2018 году составил 9998,3 млн. руб. против 8413,8 в 2017 году. По частной форме собственности темп роста за исследуемый период составил 10%, а по государственной – 14,6%.
В общей структуре розничного товарооборота приходится увеличение как на продовольственные, так и на непродовольственные товары. Также происходит увеличение по областям и городу Минску, по формам собственности, что говорит об увеличении прибыли и о том, что товар не остается на полках, а быстро распродается.
1. Байбардина, Т. Н. Тенденции развития сетевой торговли в Республике Беларусь / Т. Н. Байбардина, А.Я. Якимчик // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. –№ 3. – С. 57-64.
2. Гурская, С. П. Развитие инноваций в розничной торговле Республики Беларусь / Гурская С. П. // В сборнике: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. Материалы X Международной научно-практической конференции: в 5 томах. 2017. С. 170-174.
3. Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. – 12-е изд., перераб и доп. – М.: Дашков и К, 2018. – 456 с.
4. Емельянова, Т. В. К вопросу о развитии розничной торговли Республики Беларусь /Емельянова Т. В., Северин С. А. // Потребительская кооперация. 2021. № 1 (72). С. 3-13.
5. Калашников, С. А. Современные розничные торговые форматы и их конкурентные преимущества / С. А. Калашников, Е. В. Жукова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – № 25. – С.16-21.
6. Коробкин, А. З. Основные тенденции и перспективы развития розничной сетевой торговли в Республике Беларусь / Коробкин А. З., Якимик А. Я. // В сборнике: Молодежь в науке и предпринимательстве. под науч. ред. А. П. Бобовича. 2018. С. 14-18.
7. О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания: Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 г. № 345 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
8. Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26 июня 2014 г. № 25 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
9. О торговле: закон Респ. Беларусь от 28 июня 2003 г., №231-3 // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. - №87. - с.11-18.
10. Организация и технология торговли: учеб. для вузов / [С. Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Выш. шк., 2015. – 464 с.
11. Официальный сайт Министерства торговли и антимонопольного регулирования Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://mart.gov.by.
12. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учеб. для вузов / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017. – 426 с.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
14. Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступ: Розн и опт торг, общ пит в РБ 2019.pdf.
15. Саталкина, Н. И. Экономика торговли: учеб. пособие / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов. – М.: Форум, 2017. – 232 с.
16. Стратегия организации торговли: учеб. пособие / О.В. Пигунова, О.Г. Бондаренко – Мнинск: Вышэйшая школа, 2017. – 174 с.
17. Таташева, Э. В. Современные форматы розничной торговли: отечественный и зарубежный опыт / Э.В. Таташева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 11. – С. 197-205.
18. Тейн, Г. Торговые войны: Битва за успех на прилавках и онлайн / Г. Тейн, Дж. Брэдли. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 315 с.
19. Чернякович, В. С. Тенденции развития розничной торговой сети Республики Беларусь / В. С. Чернякович, А. П. Бобович // Сборник научных статей VIII международного форума молодых ученых, посвященного 55-летию университета; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. – Гомель, 2019. – С. 349-354.
20. Шакланова, Р. И. Экономика торговой отрасли: учебник для бакалавров / Р. И. Шакланова, В. В. Юсова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.
21. Шелег, Н.С. Экономика торговли: учеб. пособие / Н.С. Шелег. – Минск: Выш. школа, 2016. – 558 с.