ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что финансовая устойчивость организации является одной из важнейших характеристик его финансово-хозяйственной деятельности, находящаяся в сфере внимания руководства организации и финансовой службы. Она используется при оценке финансового состояния организации, его экономической надежности, кредитоспособности, конкурентоспособности, возможности банкротства и служит своеобразной гарантией реализации экономических интересов самого организации и его партнеров.
Финансовая устойчивость - это стабильность финансового положения организации, но не во времени, а относительно своего внешнего окружения. Ведь организация функционирует в условиях подвижной среды, кроме того в процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние организации.
Таким образом, чем более изменение финансовой структуры организации отвечает изменениям его внешней среды, тем выше его устойчивость, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться в положении банкротства.
Понятие «финансовая устойчивость» широкое и многогранное, поэтому в современной экономической литературе трактовка сущности, систематизация и выбор оценочных показателей, ее характеризующих, неоднозначны и недостаточно аргументированы. Весьма актуальным является вопрос о границах и возможностях наиболее эффективного использования всей системы методов оценки финансовой устойчивости в практической деятельности организаций.
До сих пор не выработана единая система обеспечения финансовой устойчивости, которая бы четко определяла рычаги воздействия на элементы финансового механизма организации для целей его стабильного функционирования.
Учитывая все вышесказанное, можно считать тему «Финансовое состояние организации, резервы и направления его укрепления» актуальной и своевременной.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить основные показатели платежеспособности, финансового состояния, деловой активности, прибыли и рентабельности Минского областного потребительского общества и определить направления улучшения финансовой устойчивости организации.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие финансового состояния и показатели его оценки
Одним из важнейших условий успешного управления финансами организации является анализ ее финансового состояния. Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования ее финансовых средств.
В современной рыночной экономике финансовое состояние организации отражает конечные результаты деятельности организации. Конечные результаты деятельности организации влияют на работников организации, нанимателя, государственные, финансовые, налоговые органы. В результате чего, финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает степень стабильности экономических интересов организации, и ее деловых партнеров по финансовым и другим экономическим взаимоотношениям. Все это является важным для проведения анализа финансового состояния организации и повышает значение данного анализа в экономическом процессе [2, с. 44].
Все это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния организации и повышает значение такого анализа в экономическом процессе [7, с. 4-8].
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Экономический рост сопровождается повышением эффективности производства, сокращением безработицы, стабильностью цен и расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами. Эти цели экономического роста могут быть достигнуты при использовании во всех сферах хозяйственной деятельности достижений научно-технических новшеств, называемых инновациями. Каждая организация должна развиваться и совершенствовать свою продукцию.
Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Социально-экономическая характеристика Минского ОблПО и районная его деятельность
Минская область является наиболее экономически развитой из всех областей Республики Беларусь. Выгодное географическое положение, наличие природно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами социально-экономического развития региона.
Минское областное потребительское общество создано в соответствии с решением общего собрания учредителей. Его основной деятельностью являются оптовая и розничная торговля автотехникой, мебелью, продуктами питания, промтоварами.
Полное наименование: Минское областное потребительское общество. Место нахождение Общества: г. Минск, ул. Володарского, 9.
Основными целями Минского областного потребительского общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.
Основными задачами Минского областного потребительского общества являются:
- организация оптовой и розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия);
- реализация пищевых продуктов, непродовольственных товаров;
- оказание платных услуг населению;
- организация рынков для торговли товарами;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
В своей деятельности Минское областное потребительское общество руководствуется установленными положениями, утвержденных правлением общества, законодательством Республики Беларусь, решением органов управления и органов контроля потребительской кооперации и Уставом общества. Минское областное потребительское общество относится к торговой отрасли.
3 ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ФИЛИАЛОВ
Финансовая устойчивость характеризуется целым набором параметров, определяемых их специфическими особенностями как экономических субъектов деловой активности.
К внешним факторам, способствующим поступательному финансовому развитию Минского областного потребительского общества, можно отнести: налогообложение, доступность финансовых и других видов ресурсов, низкие административные барьеры. К внутренним - правильный стратегический выбор как в сфере товарной политики, рыночных ниш, финансовых источников, так и кадровой политике, управлении структурой активов и пассивов.
Соответственно политика обеспечения и поддержания финансовой устойчивости в Минском областном потребительском обществе заключается во взаимодействии внутренних и внешних факторов, влияющих на нее, и в противодействии негативному влиянию внешних факторов.
Потеря финансовой устойчивости в Минском областном потребительском обществе происходит вследствие изменений ее внутренних параметров, из-за наличия внешних воздействий (например, из-за резкого повышения тарифов на энергетические и цен на материальные ресурсы), либо при нарушении инфраструктурных связей (структурная неустойчивость).
Учитывая, что деятельность Минского областного потребительского общества и его филиалов осуществляется в условиях жесткой конкуренции, нередко она страдает и от неэффективного менеджмента.
Одним из важнейших направлений обеспечения финансовой устойчивости в Минском областном потребительском обществе является оценка и периодический контроль за показателями финансовой устойчивости.
После проведения оценки финансовой устойчивости и получения соответствующих результатов, в Минском областном потребительском обществе необходима разработка системы мероприятий по ее повышению или поддержанию. Оперативные механизмы, основанные на принципе «отсечения лишнего», представляют собой защитную реакцию организации.
Тактический механизм финансовой стабилизации использует отдельные защитные мероприятия. Это преимущественно наступательная тактика, направленная на перелом неблагоприятных тенденции и выход на рубеж равновесия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведения исследования по проблеме оценки финансового состояния организации и путей его улучшения были сформулированы следующие выводы.
Переход к рыночным отношениям вынудило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм принять жесткие экономические условия, которые объективно обуславливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его ликвидности и финансовой устойчивости. Оценка финансового состояния представляет собой часть финансового анализа. Определяется совокупностью показателей, отраженных в балансе по состоянию на определенный момент времени. Финансовое состояние характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия.
Основная цель анализа финансового состояния проявляется в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.
Кроме того, в современных условиях, в обеспечении высоких и стабильных финансовых результатов, а, значит, и в актуальной оценке финансового состояния организации, заинтересован большой круг лиц, каждый из которых преследует свои цели и каждый из которых хочет постоянного развития организации, а не его гибели.
Минская область является наиболее экономически развитой из всех областей Республики Беларусь. Выгодное географическое положение, наличие природно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами социально-экономического развития региона.
В Минском областном потребительском обществе в 2019-2020 гг. преобладающую долю занимают рабочие, резкое снижение численности является следствием завышенных требований к персоналу и оптимизации численности.
Фондоотдача в Минском областном потребительском обществе в отчетном периоде возросла на 0,14 р. В Минском областном потребительском обществе относительный прирост прибыли от реализации и объема производства продукции превышает прирост основных средств, поэтому можно сделать вывод, что основные средства в 2020 году используются эффективно.
Наблюдается положительная динамика выпуска продукции Минского областного потребительского общества в 2019-2020 гг., что является результатом повышения конкурентоспособности продукции (товаров и услуг) и качества выпускаемой продукции.
1 Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб. Пособие/ Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова.- Мн.: Изд-во Гревцова, 2019. - 264 с.
2 Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2018. - 292 c.
3 Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
4 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник для бакалавров / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2019. - 372 c.
5 Володько, О.В. Экономика организации: учеб.пособие/ О.В.Володько, Р.Н.Грабав, Т.В.Зглюй; под ред. О.В.Володько.-Минск: Выш.шк., 2019. – 399 с.
6 Воробьев, И.П. Экономика и управление организацией (предприятием) / И.П. Воробьев, Е.И. Сидорова, А.Т. Глаз; - Минск: В.Т. Квилория, 2019. – 372 с.
7 Головачев, А.С. Методические основы конкурентоспособности предприятий и товара /А.С. Головачев // Экономика и управление. – 2020. - №1. – С. 4-8.
8 Головачев, А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 1: учеб. Пособие / А.С.Головачев. – Минск: Выш. шк., 2018. – 447 с.
9 Иванова, И. В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф .Т. II. — М.: РИОР, 2018. — С. 97-100.
10 Ильин, А.И. Экономика предприятия / А.И. Ильин. – Минск: Новое издание, 2017. – 236 с.
11 Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 400 c.
12 Мокий, М.С. Экономика организации: Учебник и практикум. / М.С. Мокий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 334 c.
13 О порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Министерства финансов и Министерства экономики Республики Беларусь от 9 декабря 2013 г. № 75/92 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
14 Осипова, И.В. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / И.В. Осипова, Е.Б. Герасимова. - М.: КноРус, 2019. - 280 c.
15 Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 511 c.
16 Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына.. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 382 c.
17 Шаркова, А.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. - М.: Дашков и К, 2016. - 120 c.