Развитие у учащихся старших классов коммуникативных стратегий письменного общения в интернет-полилоге
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие у учащихся старших классов коммуникативных стратегий письменного общения в интернет-полилоге»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранного языка (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Развитие у учащихся старших классов коммуникативных стратегий письменного общения в интернет-полилоге
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранного языка (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристики общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Грамматические и лексико-семантические особенности интернет-полилога.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Уровни и средства реализации макростратегий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Скрин.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ИНТЕРНЕТ-ПОЛИЛОГЕ
1.1 Психологические и лингвистические аспекты письменного общения на иностранном языке
1.2 Лингвопрагматические доминанты интернет-полилога на английском языке
1.3 Коммуникативные стратегии и тактики письменного общения в интернет-полилоге и лингвистические средства их реализации
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ИНТЕРНЕТ-ПОЛИЛОГЕ
2.1 Методические положения, определяющие развитие у учащихся старших классов коммуникативных стратегий письменного общения на английском языке в интернет-полилоге
2.2 Комплекс упражнений для развития у учащихся старших классов коммуникативных стратегий письменного общения на английском языке в интернет-полилоге
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интернет развивается довольно стремительно. Так, на 31 марта 2021 г. зарегистрировано 5 168 780 607 интернет-пользователей в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер Сети увеличивается на 7-10 процентов. Согласно проведенному исследованию среди 870 человек разных возрастных групп: 15–18 лет (217 человек), 19–25 лет (219 человек), 26–49 лет (217 человек) и 50+ (217 человек) ведущими видами деятельности в интернете являются поиск, распространение информации и общение [2, c. 145], что предполагает, прежде всего, владение умениями чтения (для поиска) и письменной речи (для распространения информации).
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями. Использование традиционных механизмов коммуникаций сегодня быстро замещаются обменом мгновенными сообщениями, электронной почтой, передачей голоса и видео в цифровой форме через Интернет и т.д. Соответственно веб-пространство необходимо рассматривать как новую сферу функционирования английского языка во всей его многоаспектности. Эта сфера, будучи полифункциональной, имеет ряд специфических характеристик, которые необходимо учитывать при обучении учащихся английскому языку.
Благодаря развитию информационных технологий и появлению различных социальных сетей межкультурная коммуникация стала возможной не только посредством прямых контактов, но и с помощью Глобальной Сети. Люди, находящиеся в разных уголках планеты имеют возможность общения посредством обмена мгновенными сообщениями на различных форумах и в чатах, находящих свое выражение в виртуальных полилогах. Несмотря на письменное воспроизведение, интернет-коммуникация отличается спонтанностью, в которой отражается устная разговорная речь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ИНТЕРНЕТ-ПОЛИЛОГЕ
1.1 Психологические и лингвистические аспекты письменного общения на иностранном языке
Многогранность понятия «общение» требует его рассмотрения с философской, социологической, психологической и других сторон. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [14]. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [14]. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен. Точка зрения А.А. Леонтьева на общение как вид деятельности поддерживается и другими авторами, которые рассматривают общение как связи между людьми, в ходе которых возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании [14].
Общение обычно осуществляется в двух формах (устной и письменной), каждая из которых обладает своей спецификой. Устная форма общения, главным образом, характеризуется тем, что реализуется в процессе говорения, ей характерна словесная импровизация, причем говорящий одновременно работает и над формой, и над содержанием высказывания.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ИНТЕРНЕТ-ПОЛИЛОГЕ
2.1 Методические положения, определяющие развитие у учащихся старших классов коммуникативных стратегий письменного общения на английском языке в интернет-полилоге
Согласно учебной программе по обучению иностранным языкам, генеральная цель обучения иностранному языку состоит в «формировании учащихся как субъектов межкультурной коммуникации посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развития у них качеств поликультурной личности, востребованных современным информационным обществом в условиях глобализации. Генеральная цель предполагает постановку и реализацию образовательных, развивающих и воспитательных целей в их единстве» [Учебная программа, c. 71].
В связи с этим обучение учащихся коммуникативным стратегиям письменного общения в интернет-пространстве можно рассматривать как направленность на формирование и совершенствование межкультурной компетенции. Традиционно в содержание межкультурной компетенции включают знания, отношения и умения: знания о процессе взаимодействия культур; отношения, которые определяют готовность и желание человека взаимодействовать с представителями других культур; умения как практическое применение знаний и отношений в межкультурной коммуникации [Учебная программа, c. 71]. Владение учащимися межкультурной компетенцией предполагает: проявление уважения и позитивной оценки другого человека; наличие позитивной реакции на поведение другого индивида, лишенной предубеждений; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К лингвистическим аспектам письменного общения в сети интернет можно отнести экономию усилий, выражающуюся в пренебрежении правилами орфографии и даже грамматики; использование графических средств для передачи эмоционального сегмента общения; нарушение языковых правил построения словоформ и предложений. К психологическим аспектам письменного общения относятся «подготовленный характер» письменного сообщения; динамичность и процессуальность; отсутствие психологических барьеров общения и необходимость использования символьных средств для передачи эмоционального состояния.
Коммуникация в сети происходит по большей части средствами вербальных и отчасти иконических знаков, которые являются объектами исследования лингвистики и лингвосемиотики. Этот фактор существенно отличает подобную деятельность от привычной коммуникации, когда человек имеет возможность использовать другие органы чувств, например, осязание и обоняние, кинетику и проксемику, и вполне уверен в реальности собеседника. К коммуникативно-центральным жанровым форматам интернет-полилога относятся электронная почта, форум, блог, микроблог, чат, сервисы обмена мгновенными сообщениями и популярные на сегодняшний день мессенджеры (WhatsApp, WeChat, Telegram, Discord и др.).
В интернет-полилоге выделяют две основные макростратегии интернет-дискурса, которые реализуются во всех интернет-интеракциях: стратегия самопрезентации и стратегия привлечения внимания. В рамках интернет-полилога, одни и те же языковые средства, обладающие значительной степенью гибкости, могут служить для реализации различных стратегий.
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – СПб.: Златоуст, 1999. – 472 с
2. Ахренова, Н. А. Доминанты современной интернет-лингвистики : дис. … д-ра фил. наук : 10.02.19 / Н. А. Ахренова. – Мытищи, 2018 – 363 л.
3. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника / И.Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.
4. Бим, И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2007. – 168 с.
5. Быкова, О. А. Прагмалингвистическая характеристика полилога в интернет-дискурсе (на материале франкоязычных социальных сетей) : дис. … канд. фил. наук : 10.02.05 / О. А. Быкова – М., 2017 – 220 л.
6. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей/ М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001. – 127 с.
7. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. – Спб.: КАРО, 2005. – 352с.
8. Зимняя И. А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку / И. А. Зимняя. – М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984 – № 242. – С. 3 – 10.
9. Игумнова, Ж.И. Методика комплексного функционального обучения временным формам немецкого языка на младшей ступени: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ж.И. Игумнова. – М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1989. – 16 с.
10. Инстаграм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.instagram.com/.
11. Кузнецова, Н. В. Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов : автореф. дис. … канд. фил. наук : 10.02.01 / Н. В. Кузнецова ; Тюменский государственный университет – Тюмень, 2008. – 26 с.
12. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. 4-е издание. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 522 с.
13. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность : коллективная монография / А. А. Миролюбов [и др.]. – Обнинск : Титул, 2010. – 463 с.
14. Общая характеристика общения, его функции, структура и средства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/psihologiya/obshchenie.html.
15. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
16. Патрушева, Л. С. Форум как речевой жанр интернет-дискурса : автореф. дис. … канд. фил. наук : 10.02.19 / Л. С. Патрушева – Ижевск, 2015 – 26 с.
17. Сысоев, П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку/П.В. Сысоев // Язык и культура, 2012. – № 4. – С. 115–127.
18. Усачева, А. В. Психологические особенности интернет-коммуникации / А. В. Усачева // Вестник университета. – 2004. – № 1. – С. 277 – 281.
19. Учебная программа для ХI класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) / [Электронный ресурс] // Национальный институт образования НИО. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/08/up-inostr-yaz-11kl-baz-rus.pdf.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристики общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Грамматические и лексико-семантические особенности интернет-полилога.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Уровни и средства реализации макростратегий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Скрин.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты