ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА. ПОНЯТИЕ ХРОНОТОПА В ЛИТЕРАТУРЕ, ХРОНОТОП ДОРОГИ
1.1. КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
1.2 ПОНЯТИЕ «ХРОНОТОП»
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ХРОНОТОПА ДОРОГИ В РОМАНЕ Г. МЕЛВИЛЛА «МОБИ ДИК»
2.1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Г. МЕЛВИЛЛА
2.2 ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОМАНА Г. МЕЛВИЛЛА «МОБИ ДИК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатые годы XX века выделяются высоким уровнем внимания к творческой карьере американского романиста Германа Мелвилла. Начиная с этого периода «бум Мелвилла» трансформировался в «индустрию Мелвилла», проецирующую невероятно широкий методологический диапазон зарубежной литературной критики XX века. Психоаналитические, мифопоэтические, структуралистские, неопозитивистские и прочие интерпретации одного из самых комплексных романов Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» по разнообразию своих оценок и выводов, практически не имеет себе равных.
Однако проблематика толкования данного романа никогда не лишиться своей актуальности, несмотря на количество написанных о нем работ в контексте мировой американистики. Наличие большого количества переплетающегося литературного, исторического и мифологического материала в романе0 «Моби Дик» призывает читателей и исследователей возвращаться к его изучению снова и снова.
Актуальность данного исследования и его новизна связана с анализом метафорического образа пути через систему хронотопов, определение целей путешествия для различных персонажей, равно как и изменения, которые произошли с персонажами по завершению. Анализ произведения через систему хронотопов дороги открывает новые возможности интерпретации произведения, предполагает новые аспекты для углубленного анализа.
Цель данной работы заключается в установке важности хронотопа дороги в романе «Моби Дик».
Теоретическую и методологическую основу работы составили исследования о хронотопах М. Бахтина и многочисленные анализы произведения.
ГЛАВА 1 ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА. ПОНЯТИЕ ХРОНОТОПА В ЛИТЕРАТУРЕ, ХРОНОТОП ДОРОГИ
1.1. Категории времени и пространства в литературоведение
Художественная литература отражает реальность. Художественный текст, независимо от того, к какому литературному жанру он принадлежит, показывает события, явления или же психическую деятельность человека. Художественный мир, являясь лишь образом мира реального, достаточно условен. В любом художественном произведении существует время и пространство, из-за чего выстраивается система условных или реалистических пространственно-временных координат. Условны время и пространство в литературе. Несмотря на нерасторжимое единство времени и места в художественном произведении, филологический анализ текста может предполагать раздельный анализ этих категорий [1, с. 238].
В силу своей условности художественное время является предметом исследования ученых. Еще в начале ХХ века исследователи отмечали незначительное количество работ, изучающих категорию времени [2, с. 304]. В дальнейшем к этой проблеме обращались такие исследователи, как А.А. Потребня, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев и др.
Согласно определению «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А.Н. Николюкина, под художественным временем исследователи понимают одну из важнейших характеристик художественного образа, обеспечивающую целостное восприятие произведения. Литературно-поэтический образ, развиваясь во времени, воспроизводит картину мира [14, с. 1600].
«Словарь литуратуроведческих терминов» под редакцией Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева указывает, что время в художественном пространстве — «категория поэтики художественного произведения, одна из форм бытия и мышления; изображается словом в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя и речи» [21, с. 509].
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ХРОНОТОПА ДОРОГИ В РОМАНЕ Г. МЕЛВИЛЛА «МОБИ ДИК»
2.1 Жизненный и творческий путь Г. Мелвилла
Прежде чем преступить к анализу пространственно-временной организации романа Г. Мелвилла «Моби Дик», обратимся непосредственно к жизни и творчеству самого автора романа «Моби Дик, или Белый кит» Германа Мелвилла.
Жизнь Мелвилла представляет из себя богатейший материал для биографических исследований. Третий из восьми детей состоятельного нью-йоркского коммерсанта Аллана Мелвилла, разорившегося, когда Герману было одиннадцать лет, будущий писатель не смог закончить школу и вынужден был начать работать в раннем возрасте, чтобы помогать своей семье. За это время он успел сменить несколько занятий, а в 1838 поступил матросом на британский торговый корабль «Св. Лоуренс». В 1841 году он отплыл из Массачусетса на китобойном судне "Акушнет", направлявшемся в Тихоокеанские воды [27, с. 134].
Из-за возникших проблем с капитаном, Мелвилл со своим товарищем высадились летом 1842 г. на одном из Маркизских островов и, в течении нескольких недель, жили среди дружелюбных аборигенов, которые, как выяснилось при изучении их обычаев, оказались каннибалами. Впоследствии, Мелвилла подобрал проходивший рядом с островом австралийское китобойное судно, где он принял участие в восстании матросов, в результате чего продолжительное время провел в тюрьме на Таити. Из Таити он отплыл на нантакетском китобойном судне, но был высажен в Гонолулу, после чего несколько месяцев бродяжил на Гавайях, затем нанялся матросом на фрегат «Соединенные Штаты», на котором обошел весь Тихий океан и осенью 1844 года прибыл в Бостон.
Прибыв домой, двадцатипятилетний Герман Мелвилл начал анализировать свои приключения и задумываться над своей дальнейшей судьбой. Мелвилл всерьез занялся самообразованием, стремясь наверстать все то, что он упустил в юности. Он изучил всю доступную ему на тот момент мировую художественную литературу, ознакомился с философскими сочинениями прошлого и современности. Тогда же Г. Мелвилл начал писать. Результатом данной работы стали положительно воспринятые читателями романы «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя выводы, хотелось бы выделить факт наличия в романе большой метафорической базы, исследование которой выводит восприятие романа на совершенно новый уровень. Многочисленные аллюзии, которыми наполнено повествование, позволяют невербально, через контекст, донести множество важной информации, указать на особенности характеров некоторых персонажей и полностью изменить ценность некоторых ситуаций и взаимодействий между персонажами. Высокая уровень образности повествования позволяет с легкостью представлять картины, описанные в романе, а обширная теоретическая база, основанная на личном опыте мореплавания, добавляет достоверности истории в целом.
Несмотря на ярок выраженные характеры некоторых персонажей, доминирующую роль в повествовании все же занимает сам процесс охоты. Путешествие накладывает отпечаток на персонажей и, через анализ особенностей пройденного персонажами пути можно проследить смену взглядов одних и ужесточение позиций других.
Данное произведение, фокусируясь на борьбе людей с природой, выстраивает гораздо более масштабный нарратив, на что отсылают постоянные библейские аллюзии и сравнение животного со злыми силами. Под маской обычной охоты на кита кроются глубокте размышления о философии вещей, завуалированная критика христианской доктрины и утверждение об относительности добра и зла.
Как итог, хотелось бы указать, что данное произведение являет собой столь комплексную многоуровневую конструкцию, что, несмотря на колоссальное количество проведенных исследований, еще очень многое только предстоит раскрыть.
1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975. – С. 234—407.
2. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.
3. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2016. – 520 с.
4. Военно-морской словарь / Под ред. В.Н. Чернавина. – М.: Военное издательство, 1989. – 511 с.
5. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – 4-е изд., стер. – М.: КомКнига, 2006. – 144 с.
6. Давыдова, Т.Т. Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория литературы» для специальности «Издательское дело и редактирование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://hiedu.ru/e-books/xbook384/01/part-001.htm.
7. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – 3-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2000. – 248 с.
8. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 3312 с.
9. Жеребило, Т.В. Термины и понятия: методы исследования и анализа текста : словарь-справочник / Т.В. Жеребило. – Назрань: Кеп, 2015. – 108 с.
10. Золотова, Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М.: Наука, 2004. – 544 с.
11. Ковалев, Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм / Ю.В. Ковалев. – Л.: Художественная литература, 1972. – 152 с.
12. Время Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929-1939. – Т. 2. / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: И.М. Беспалов, П.И. Лебедев-Полянский, А.В. Луначарский [и др.]; Отв. ред. В.М. Фриче; Отв. секретарь О.М. Бескин. – [б.м.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. — 768 с.
13. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК Интелвак, 2001. – 1600 с.
14. Лихачев, Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1979. – 360 с.
15. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.
16. Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной : Intrada, 2008. – 358 с.
17. Прокофьева, В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы / В.Ю. Прокофьева // Вестник ОГУ. – 2004. – № 11. – С. 87-91
18. Субботина, Т.В. Локус, топос, урбоним, микротопоним : к вопросу о содержании пространственных понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lokus-topos-urbonim-mikrotoponim-k-voprosu-osoderzhanii-prostranstvennyh-ponyatiy.
19. Темирболат, А.Б. Проблема хронотопа в современной прозе / А.Б. Темирболат. – Алматы, 2003. – 199 с.
20. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / ред-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
21. Топоров, В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения / В.Н. Топоров. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 816 с.
22. Хронотоп / Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы // сост. Я. Левченко; под. рук. И.А. Чернова [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://diction.chat.ru/xronotop.html .
23. Успенский, Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI—XIX вв.) / Б.А. Успенский. – М.: Гнозис, 1994. – 240 с.
24. Чернухина, М.А. Хронотопы «пути», «дороги» в творчестве М.И. Цветаевой / М.А. Чернухина // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5705 .
25. Чернухина, И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И.Я. Чернухина. – Воронеж, Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. – 115 с.
26. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени восприятия) / Е.С. Яковлева. – М.: Гвовис, 1994. – 344 с.
27. Bowen, M. The Long Encounter. Self and Experience in the Writings of Herman Melville / M. Bowen. – Chicago, 1963. – P. 134.
28. Lewis, R.W.B. The American Adam. Innocence. Tragedy and Tradition in the Nineteenth Century / R.W.B. Lewis. – Chicago, 1955. – P. 4–144.
29. Мелвилл, Г. Собрание сочинений : В 3 т. / Г. Мелвилл. – Л. : Художественная литература, 1987. – Т. 1. – С. 588.