Возможности социокультурного развития учащегося в процессе изучения иностранного языка
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возможности социокультурного развития учащегося в процессе изучения иностранного языка»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Возможности социокультурного развития учащегося в процессе изучения иностранного языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта мониторинга формирования основ духовно – нравственного развития в процессе освоения программы «Социокультурные истоки» воспитанниками второй младшей группы (3-4 года).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Роль и значение социокультурного развития личности ученика в процессе обучения иностранному языку
1.1 Развитие личности как научное понятие
1.2 Социокультурное развитие личности как задача языкового образования
Глава 2 Социокультурное воспитание учащихся в образовательной практике
2.1 Организация работы по обеспечению социокультурного развития личности ученика в практике учреждений общего среднего образования
2.2 Проблемы осуществления социокультурного воспитания учащегося
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем формирования навыков общения, профессиональный и трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизненной деятельности. С этой точки зрения, обучение рассматривается как процесс овладения не только определенным объемом знаний и системой соответствующих умений и навыков, но как процесс овладения компетенциями как совокупностью определенных знаний навыков и умений, а также опыта их применения.
Учебный предмет «Иностранный язык» сегодня рассматривается уже не просто, как лингвистическая дисциплина, а как важная социокультурная дисциплина. Данный факт обусловлен тем, что иностранные языки рассматриваются в современном обществе как необходимая часть в формировании личности человека.
Целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции обучающегося во всей совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, обучающей и познавательной.
Изучение иностранного языка в современной белорусской школе призвано формировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурном общении.
В связи с этим особая роль отводится социокультурной составляющей содержания обучения как фактору, во многом определяющему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на качество коммуникативной компетентности учащихся в области иностранного языка.
Таким образом, перед учителем иностранного языка стоит важная задача формирования не только общеобразовательных навыков: работы с книгой, с текстом, с учебником, умения рассказывать историю, рассуждать, логически и последовательно развивать свою мысль, но и формирования социокультурной компетентности [8].
Глава 1. Роль и значение социокультурного развития личности ученика в процессе обучения иностранному языку
1.1 Развитие личности как научное понятие
Изучение любых вопросов, связанных с социокультурным развитием личности, предполагает четкое уточнение сути явления развития личности в целом. Рассмотрим, как это понятие трактуется в науке.
Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Он один из авторов философской теории прагматизма, которая дала рождение многим современным направлениям психологии.
Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.
В понимании Н. М. Карамзина личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.
Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
Существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные» [1, с.55].
Формирование личности происходит в результате поочередного вхождения в новую для него культурную и социальную среду и приобретения в ней определенных качеств и свойств.
Глава 2 Социокультурное воспитание учащихся в образовательной практике учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь
2.1 Организация работы по обеспечению социокультурного развития личности ученика в практике учреждений общего среднего образования
Изучая вопрос организации работы по обеспечению социокультурного развития личности ученика, мы пришли к выводу, что важным условием формирования социокультурной компетенции является использование новых технологий обучения. В педагогической литературе к таким технологиям отнесено: технология критического мышления, проектная деятельность, технологии совместного обучения и игр, развивающая технология обучения. Отмечается, что использование всех этих технологий способствует развитию интереса к общению на иностранном языке и расширяют его предметное содержание. При формировании социокультурной компетенции также очень актуально использование информационных и коммуникационных технологий [2, с.55].
Интерактивное взаимодействие учащихся в парах или группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную реальность. Эта технология развивает у учащихся потребность в постоянном совершенствовании речи и творческих способностей.
Для успешного взаимодействия в различных коммуникационных ситуациях используется метод ролевого общения. Метод сравнения продуктивен, позволяет сравнить факт родной культуры и культуры изучаемого языка, а также провести параллельное сравнение традиций, обычаев, нравов, праздников и достижений. Сравнение и оценка, как правило, происходит в ситуациях речевого общения [10, с.66].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность жить в мультикультурном мире требует овладения социокультурной компетентностью. Ученикам для перспективной деятельности необходимо знать язык, иметь представление о реалиях иностранного языка и быть знакомыми с ним, а также с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в дальнейшем грамотно вести дела, общаться с носителями языка и т.д.
Необходимость владения навыками и умениями устного и письменного общения на иностранном языке в личных и профессиональных целях является общепризнанным фактом. Знание иностранного языка, как фактора, повышающего ценность специалиста на рынке труда, сегодня в большинстве случаев является одной из предпосылок для трудоустройства.
Анализ литературных источников показывает, что личность представляет собой качественное новообразование психики человека, которое формирует отношение человека к окружающему миру. Мы видим, что личность формируется в процессе целенаправленного развития, а также формирования навыков общения с окружающей действительностью.
Изучение иностранного языка направлено на формирование социокультурной личности, формирование профессиональной и языковой компетентности учащихся, направленной на повышение уровня активности и познавательного развития.
Формирование навыков социокультурной компетенции у учащихся общеобразовательной школы происходит в основном на уроках иностранного языка. Для формирования данных навыков необходимо отметить такие факторы как включение в систему работы таких форм работы как викторина, групповая работа, работа с текстом и т.д.
1. Асмолов, А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2012. – С. 360
2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
3. Баранова, Н.П. и др. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / / Замежныя мовы. – №4. – 2015. – С. 3-8
4. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 240 c.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. — 1982. – №11 — 504 с.
6. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 559 c.
7. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. – М.: ЛКИ, 2016. – 202 c.
8. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015. – 214 c.
9. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2012. – 739 c.
10. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.С. Кузнецова. – М.: Академия, 2002. – 289 с.
11. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
12. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c.
13. Саморядова, Е. Методическая последовательность действий учителя и учащихся по формированию социокультурной компетенции на основе кейс-технологии / Е. Саморядова // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г. : в 4 ч. / Минский гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2019. – Ч. 1. – С. 141-142.
14.Семенова, Т. С. Формирование социокультурной компетенции учащихся средних и старших классов на материалах темы «Досуг молодежи Франции» / Т. С. Семенова
// Проблемы современной лингводидактики : сб. науч. ст. / Смоленский гос. ун-т ; отв. ред. Н. Н. Цурцилина. – Смоленск, 2017. – Вып. 13. – С. 159-168.
15. Симонян, Т. А. Задания на проверку социокультурной компетенции в рамках олимпиады по английскому языку / Т. А. Симонян, А. Ю. Борисова
// Иностранные языки в школе. – 2020. – № 2. – С. 2-7 (прил. : Методическая мозаика).
16. Скромблевич, В. Б. Формирование социокультурной компетенции при обучении иностранному языку. Речевой этикет / В. Б. Скромблевич // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18 нояб. 2016 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: О. И. Уланович (отв. ред.) [ и др.]. – Минск, 2017. - С. 299-301.
17. Судаленко, А. Дидактический потенциал технологии проектного обучения в формировании у учащихся социокультурной компетенции / А. Судаленко // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г. : в 4 ч. / Минский гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2019. - Ч. 1. - С. 143-144.
18. Томашук, Н. В. Роль социокультурной маркированности дискурса в обучении иноязычному общению / Н. В. Томашук
// Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка : сб. науч. ст. / редкол.: Л. И. Богатикова (гл ред. [и др.] / Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель, 2014. – Вып. 4. – С. 173-179. - Библиогр.: с. 178-179.
19. Федоскина, О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательномпроцессе: дис. ... канд. пед. наук. – М.: Академия, 2004. 245 с.
20. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1997. — 158 с.
21. Шахлевич, А. Формирование у учащихся старших классов социокультурной компетенции в процессе обучения чтению иноязычных текстов / А. Шахлевич
// Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 18-19 апреля 2019 г. : в 4 ч. / Минский гос. лингвист. ун-т ; редкол.: Н. П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2019. – Ч. 1. – С. 96.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта мониторинга формирования основ духовно – нравственного развития в процессе освоения программы «Социокультурные истоки» воспитанниками второй младшей группы (3-4 года).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты