ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ 18-ГО ВЕКА
1.2 ЛИТЕРАТУРА И КАТЕГОРИЯ АВТОРСТВА ПОСЛЕ СЕРЕДИНЫ 18-ГО ВЕКА
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА АЙРИС МЕРДОК
2.1 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ЭСТЕТИКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ А. МЕРДОК
2.2 РОМАН «ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ» В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ А. МЕРДОК: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ И СТРУКТУРА
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ «ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ» ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ БРЭДЛИ ПИРСОНА И АРНОЛЬДА БАФФИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных тем, к осмыслению которой стремится литература на протяжении многих веков, является тема творчества. С темой литературного творчества, в свою очередь, соотносится категория автора, которая претерпевает изменение на протяжении всего литературного процесса. Во все времена существовала иерархия литературы – творчество одних авторов считалось более значимым, вошло в фонд классики, тогда как творчество других считалось менее искусным и менее значительным. Только с разрушением жесткой границы между массовым и элитарным, которое произошло в постмодернизме, данные условности стали подвергаться пересмотру.
Английская литература, хотя и имеет собственные особенности развития, в целом развивается в соответствии с хронологическими рамками европейской литературы. Зачатки индивидуально-авторского творчества, которое противопоставляется обычному сбору и художественной обработке информации, проявляются в литературном процессе Англии рано. Во многом это обусловлено тем, что Англия является родиной предромантизма. Романтическая художественная парадигма впервые открыла для литературы понятия автора-творца, разрушила множество традиционных жанровых, стилевых и прочих установок.
Авторская рефлексия на тему литературного творчества проявилась во всей своей полноте в таком романе известной английской писательницы Джин Айрис Мердок (Jean Iris Murdoch, 1919-1999), как «Черный принц» («The Black Prince», 1973). Судьбы двух главных мужских персонажей в данном романе связаны в литературой – и Брэдли Пирсон, и Арнольд Баффин являются писателями. Однако персонажи представляют собой бинарную оппозицию, т.к. отражают собой различные творческие концепции, которые можно, тем не менее, наблюдать в литературе на любом историческом этапе ее развития, в том числе в литературе Англии.
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Исследуя тему творчества и ее развитие в литературе различных эпох, нельзя не обратиться к термину «литературный процесс». Само определение возникло только к 20-м годам 20-го века, но стало активно использоваться только в 60-е годы. По определению В. Е. Хализева, данным термином «во-первых, обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе» []. Таким образом, литературный процесс можно рассматривать в двух вариантах: узком и широком.
В литературном процессе принято выделять несколько стадий. Впервые стадиальность литературного процесса была полноценно обоснована С. С. Аверинцевым, который в коллективной статье «Категории поэтики в смене литературных эпох» [1] выделил три стадии литературного процесса:
• архаическая стадия;
• стадия традиционализма;
• индивидуально-творческая стадия.
Как можно заметить из названия статьи, обозначенные стадии прежде всего мыслятся как крупные литературные эпохи, в пределах которых наблюдается та или иная специфика словесного искусства. Однако нельзя отрицать того, что поэтика того или иного произведения, его жанровые и стилевые особенности полностью зависят от той концепции творчества, которая бытует в определенный момент развития литературы.
Рассмотрение архаической стадии, которая заканчивается с возникновением литературы Древней Греции в середине 1 века до н.э., представляется нам нецелесообразной в контексте задач нашего исследования. Поэтому рассмотрим, как менялось представление о творчестве и авторе со времен античности до современного периода развития английской литературы и приведем некоторые примеры авторов и произведений, характерный для того или иного периода.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА АЙРИС МЕРДОК
2.1 Творческий путь и эстетико-мировоззренческие позиции А. Мердок
Айрис Джин Мердок родилась в 1919 году в англо-ирландской семье в Дублине, Ирландия. Будущая писательница изучала классическую филологию в Оксфордском университете, а затем получила философское образование – в Кембриджском. После окончания обучения была преподавателем философии в Оксфордском университете [4].
Художественный мир Айрис Мердок – это дисгармоничный мир испепеляющих страстей и неизбывного одиночества, мир, в котором сталкиваются чудесное и реальное, духовное и материальное, святое и нечестивое. Это мир, в котором человек в каждый момент своего существования обречен совершать выбор – между добром и злом, любовью и ненавистью, созиданием и разрушением, духовным благородством и нравственной низостью. Сосредоточенный интерес к вопросам общебытийного, философcко-этического характера, как и у многих других писателей ее поколения, был продиктован у А. Мердок тревогой за судьбу «вывихнутого» (шекспировский мотив) мира, необходимостью осмыслить проблему человека, поставленного в критическую, кризисную ситуацию, стремлением отыскать посреди трагического абсурда и хаоса бытия надежные ориентиры и точки опоры.
Перу А. Мердок принадлежит около двух десятков серьезных философских работ, несколько пьес, сборник стихов и 26 романов.
Первые публикации А. Мердок представляют собой философские трактаты – например, работа под названием «Сартр: романтик-рационалист» («Sartre: Romantic Rationalist», 1953). Данные работы были связаны с ее первой профессией и посвящены исследованию французского варианта экзистенциализма. Романы А. Мердок превращаются в своеобразный полигон для испытания разного рода философских идей, хотя отнюдь не требуют от читателя обязательной философской подготовки и, подобно другим постмодернистским произведениям, рассчитаны на самую широкую читательскую аудиторию. Важно также то, что в постмодернистский век бессюжетной литературы А. Мердок реабилитировала сюжет.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ «ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ» ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ БРЭДЛИ ПИРСОНА И АРНОЛЬДА БАФФИНА
Чтобы в полной мере раскрыть специфику темы литературного творчества в романе, следует проанализировать образы двух персонажей – Б. Пирсона и А. Баффина. Прежде всего необходимо упомянуть то, что каждой литературной эпохе свойственен собственный психотип художника. Так, например, модернистский писатель был оторван от читателя. Искусство провозглашалось самоценным, и читатель не был необходим, чтобы оно имело некий смысл. Подобно романтическому, модернистский писатель выступает своего рода медиумом.
Другим примером могут служить так называемые «проклятые поэты» – поэты, которые считали, что все написанные на бумаге события нужно переживать самостоятельно. Нередки случаи, когда именно негативный опыт подталкивает писателя на творчество. Подобной романтизации, например, избавлен писатель эпохи постмодернизма. Так как автор превращается в скриптора, он занимается не созданием нового, а переработкой старого, хотя и с учетом авторской интенции. Публичный успех перестает быть негативной характеристикой автора, а искусство коммерциализируется.
На наш взгляд, именно противостояние подобных двух типов творчества представлено в романе. Однако это не все коннотации, которые имеют два обозначенных персонажа в романе. Так, протагонист Брэдли Пирсон вовлечен в поиски «правды и ясного видения», мечтающий создать шедевр, что, однако, пока безуспешно, т.к. он видит себя ожидающим «тяжелого испытания», которое освободит его креативность. Ему противостоит его бывший протеже, пользующийся большим успехом, – Арнольд Баффин.
Воспользуемся текстом романа, чтобы охарактеризовать образ Б. Пирсона, который является повествователем в данном произведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В английской литературе представление о литературном творчестве претерпевает эволюцию – от безличного творчества, подчиненного традиции и жанрово-стилевым установкам, к личностному, ориентированным на субъективные представления автора. Подобное развитие происходит в соответствии с концепцией стадиальности литературного процесса, который впервые полноценно был обоснован С. С. Аверинцевым.
Всего перу А. Мердок принадлежит около двух десятков серьезных философских работ, несколько пьес, сборник стихов и 26 романов. Творчество А. Мердок обусловлено эстетико-философскими взглядами писательницы, в основу которых легли неоплатонизм и экзистенциализм. Роман «Черный принц» состоит из трех частей, имея несколько предисловий и несколько послесловий. Основная часть романа имеет заглавие основная часть романа, имеющая название «Черный принц. Праздник любви» что свидетельствует о главной теме в данном произведении. Помимо темы любви, которая доминирует в романе, важна также тема творчества, которой А. Мердок уделяет много места.
Две концепции литературного творчества представлены в романе при помощи писателей Бредли Пирсона и Арнольда Баффина, образы которых противопоставлены друг другу. Бредли Пирсон представляет собой образ автора-творца, который создает произведение в переломный момент собственной жизни через «авторские муки». Данный персонаж представляет собой концепцию глубоко личностного литературного творчества – пример превращения страдания в литературное произведение. Тем временем Арнольд Баффин представляет собой массовое творчество, ориентированного на светские предпочтения и вкусы. Можно утверждать, что из двух данных концепций А. Мердок отдает предпочтение первому, которое писательница и кладет в основу самого романа.
1. Аверинцев С. С. [и др.] Категории поэтики в смене литературных эпох [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/kat_poet.php
2. Аронсон О. Произведение искусства в эпоху тотального потребления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/km/2003/3/proizvedenie-iskusstva-v-epohu-totalnogo-potrebleniya.html.
3. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 300 с.
4. Википедия : открытая энциклопедия // Айрис Мердок. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%91%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BA,_%D0%90%D0%B9%D1%80%D0%B8%D1%81.
5. Виноградова Е. М. Закономерности и аналогии эпистолярного повествования в художественном произведении / Е. М. Виноградова // Русский язык в школе. – 1991. – № 6. – С. 54-58.
6. Геймбух Е. Ю. Образ автора как категория филологического анализа художественного текста : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. Ю. Геймбух. – М., 1995. – 21 с.
7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. — Харьков : Фолио ; Москва : АСТ, 2000. — С. 243-244.
8. Мердок А. Черный принц / А. Мердок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://loveread.ec/view_global.php?id=30322 .
9. Михальская Н. П. Английский роман XX века / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин : Учеб. пособие для филол. специальностей. – М. : Высш. школа. – 1982. – 192 с.
10. Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/mihalskaya-anikin-angliya/index.htm.
11. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011 – 255 с.
12. Урнов М. В. Вехи традиций в английской литературе. / М. В. Урнов. – М. : Художественная литература, 1986. – 384 с.
13. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lit.wikireading.ru/43673.
14. Харитонов О. А. Композиционный полифонизм в романе XX века / О. А. Харитонов // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературе : материалы междунар. науч. конф. – Волгоград, 2006. – С. 78-83.
15. Conradi P. Iris Murdoch : A Life / P. Conradi. – London : HarperCollins, 2001. – 512 p.
16. Nussbaum M. Love and Vision : Iris Murdoch on Eros and the Individual / M. Nussbaum. Chicago : University of Chicago Press, 1996. – P. 29-53.
17. Todd R. Iris Murdoch: The Shakespearian Interest / R. Todd. – London : Vision Press, 1979. – 75 p.