Доходы бюджета Республики Беларусь и направления их увеличения
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Доходы бюджета Республики Беларусь и направления их увеличения»
по дисциплине: «Финансы и кредит»
2022
45.00 BYN
Доходы бюджета Республики Беларусь и направления их увеличения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы и кредит
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты государственного бюджета
1.1 Государственный бюджет: сущность, функции, факторы формирования и роль в экономическом развитии страны
1.2 Возникновение и развитие государственного бюджета
2 Государственные доходы и методы их мобилизации
2.1 Сущность доходов государственного бюджета и факторы, влияющие на них
2.2 Классификация доходов государственного бюджета и методы их мобилизации
2.3 Меры по увеличению мобилизации доходов государственного бюджета
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Состояние экономики государства, её перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия дефицита и профицита бюджета.
Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают инструменты фискальной политики: налоги, государственные доходы и расходы. В этих условиях устойчиво сохраняется важная роль доходов бюджета Республики Беларусь. Значение реализуемой государством, выступающим регулятором экономической деятельности, политики в области формирования доходной части бюджета очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации социальных, экологических и иных программ. Это обуславливает значимость и необходимость обеспечения устойчивого роста поступлений в бюджет.
Тема доходной части государственного бюджета на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает негативное воздействие как внутренних, так и внешних факторов, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику и управлять доходной частью бюджета, зависит вектор развития и уровень жизни каждого человека, живущего в нашей стране, и перспективы развития всей страны в целом. Именно необходимость реализации продуманной, выверенной и обеспечивающей устойчивое развитие национальной экономики бюджетно-налоговой политики в части обеспечения доходов бюджета обуславливает актуальность представленной курсовой работы.
Цель работы – провести анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь и определить направления их увеличения.
1 Теоретические аспекты государственного бюджета
1.1 Государственный бюджет: сущность, функции, факторы формирования и роль в экономическом развитии страны
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [9, c.52].
Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетные средства предназначены для:
- функционирования органов государственного управления;
- осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;
- национальной обороны;
- правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
- функционирования федеральной судебной системы;
- фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
- развития промышленности, энергетики и строительства;
- развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
- осуществления социальной политики и т. д [9, c.52].
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
2 Государственные доходы и методы их мобилизации
2.1 Сущность доходов государственного бюджета и факторы, влияющие на них
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами государственной власти возложенных своих задач. Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения возложенных на государство функций. Они также выступают средством перераспределения денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов государственного регулирования производственной деятельности, которое стимулирует либо стимулирует течение тех или иных социально-экономических процессов.
В Республике Беларусь доходы бюджета на законодательном уровне определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд ст. 2 Бюджетного кодекса Республики [9].
В литературе отмечаются принципы организации не только бюджетной системы, но и принципы организации системы доходов, к которым, в частности, относятся [1]:
– принцип достаточности (доходы должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления);
–.принцип стабильности доходов бюджетов (нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетные отношения представляют собой отношения между участниками бюджетного процесса, которые возникают при рассмотрении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Доходы государственного бюджета Республики Беларусь представлены следующими элементами: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов.
В ходе работы было установлено следующее:
1. При анализе состава, структуры и динамики доходов государственного бюджета Республики Беларусь за 2015-2020 гг. установлено, что начиная с 2015 г. доходы государственного бюджета имели положительную тенденцию. Однако по итогам 2020 г. доходы консолидированного бюджета составили 27 607,4 млн руб. и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 3,5 % в номинальном выражении (в реальном выражении – на 13,3 %);
2. За 2020 год в бюджет поступило 23 698,3 млн руб. налоговых доходов (уменьшились на 0,9 %). Неналоговые доходы сложились в сумме 3 438,4 млн руб. (увеличились на 0,2 %). Безвозмездные поступления составили 470,7 млн. руб. и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшились на 62,3 %).
1. Астапов, К. Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2019. – № 6. – 14-18 с.
2. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Том 1: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: моногр. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 687 c.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Заяц, Н. Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина Т.В. [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2016. – 211 с.
6. Комягин, Д. Л. Бюджетное право: учебник / Д.Л. Комягин. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 590 с.
7. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск : БГУ, 2015. – 235 с.
8. Неверов, Д. А. Бюджетно-налоговая политика: учеб. пособие / Д.А. Неверов. – Минск: БГЭУ, 2019. – 113–115 с.
9. О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/act/postmf_311208_208.pdf.
10. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон от 04 января 2010 г. № 108-3: в ред. Закона от 18.12.2019 № 273-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
12. Омирбаев, С.М. Государственный бюджет: учебник / С.М. Омирбаев, С.Ж. Интыкбаева, А.А. Адамбекова, Р.С. Парманова. – Алматы: ТОО РПИК Дэуир, 2017. – 632 с.
13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2020/yd2020.pdf.
14. Писаренко, Г. В. Теория финансов: учеб.-метод. пособие / Г.В, Писаренко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 49 с.
15. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я. В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – 120-124 с.
16. Солянникова, С. П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации / С. П. Солянникова // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – №5. – 45-52 с.
17. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: учебник / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2019. – 618 с.
18. Струк, Т. Г. Финансы и финансовый рынок: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Струк. – Минск: БГУ, 2017. – 230 с.
19. Тетерина, Л. М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.
20. Шимов, В. Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В. Н. Шимов / Белорусский экономический журнал – 2018. – № 2(67). – 4-15 с.
21. Республиканский бюджет Беларуси на 2021 г. в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belnovosti.by/ekonomika/respublikanskiy-byudzhet-belarusi-na-2021-god-v-cifrah-i-faktah.
22. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
23. Проект бюджета Беларуси на 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/infographica/view/proekt-bjudzheta-na-2021-god-23224/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты