Розничная торговля Республики Беларусь: анализ результатов деятельности и основные направления инновационного развития
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Розничная торговля Республики Беларусь: анализ результатов деятельности и основные направления инновационного развития»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2022
45.00 BYN
Розничная торговля Республики Беларусь: анализ результатов деятельности и основные направления инновационного развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Организация: Торговый дом Лагуна, УП
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура розничного товарооборота за 2016-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Розничный товарооборот по областям и г. Минску за 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Розничный товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров за 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Товарная структура розничного товарооборота за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Розничные торговые объекты по их типам за 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Розничные торговые объекты по областям и г. Минску за 2016-2020гг.
Поделиться
Введение
1 Сущность и особенности функционирования розничной торговли в условиях инновационной экономики
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Функции и виды розничной торговли
2 Экономический анализ состояния и развития розничной торговли Республики Беларусь
2.1 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным товарным группам
2.2 Анализ развития и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь
2.3 Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности розничной торговли Республики Беларусь
3 Направление повышения эффективности и инновационного развития розничной торговли Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В результате реформирования экономики Республики Беларусь за последние годы в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений. В частности, развиваются современные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания покупателей, выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры.
Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами. Организации торговли получили хозяйственно финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.
Как опорная составляющая развитых экономических отношений розничная торговля способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей людей. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для экономической и политической стабильности.
В настоящее время розничная торговля претерпевает кардинальные изменения. Большинство изменений, происходящих на потребительском рынке не потому, что розничной торговле присуща внутренняя тенденция к изменениям, а именно потому, что ее заставляет это делать окружающая среда.
Возникают новые потребности покупателей, появляются современные торговые форматы, стремительно и масштабно развиваются торговые сети, появляются новые методы торговли.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития и совершенствования розничной торговли и государственном регулировании этого процесса. Ведь благосостояние современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка.
Цель написания данной курсовой работы – изучить состояние развития розничной торговли Республики Беларусь, используя данные Национального статистического кабинета РБ и направления ее развития.
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами. Как отраслевая экономическая система, торговля представляет собой крупное и важное подразделение экономики. Оно включает совокупность торговых организаций и торговых объектов и обладает общностью материально–технической базы, используемых кадров и торгово–технологического процесса.
Торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров [9].
В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых организациях в отличии от оптовых организаций имеет свои особенности. Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические формы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь [15, c.42].
Розничная торговля является конечной стадией продвижения товара, замыкая ее. В этой сфере деятельности пересекаются интересы многих отраслей, организаций и населения. Как опорная составляющая развитых экономических отношений торговля способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным товарным группам
Основным показателем работы торговой организации является объем товарооборота.
Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объем товарооборота дает общее представление о масштабах деятельности торговой организации. От выполнения плана по данному показателю зависят: сумма и уровень расходов обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др. [19, c.350].
При прочих равных условиях, рост товарооборота свидетельствует об улучшении деятельности фирмы и позволяет получать больший объём прибыли.
Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж по моменту отпуска товаров покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк.
Состав розничного товарооборота:
1. Продажа товаров населению.
2. Стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром и принятой в обмен на товар.
3. Стоимость упаковки, не входящей в цену товара, и стоимость проданной порожней тары.
4. Стоимость проданных по подписке печатных изданий.
5. Стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей.
6. Продажа рабочим и служащим фирменной одежды.
7. Продажа по безналичному расчету товаров исправительно–трудовым учреждениям.
3 НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью развития торговли в Республики Беларусь на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
– создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
– оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их приобретения, улучшения структуры потребления продуктов питания на душу населения;
– обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
– оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;
– совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных организаций и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
– повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;
– развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли;
– обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговля представляет собой завершающую форму продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Торговля взаимосвязана как с отдельными отраслями, так и со всей экономикой страны. По мере углубления рыночных отношений роль торговли возрастает.
Розничная торговля выполняет ряд функций: осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков, осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли, исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке и другие важные функции. Розничные торговые организации имеют обширную классификацию, но главным образом делятся на: немагазинную розничную торговлю, по структуре стратегии розничной торговли, по формам собственности.
Товарооборот – это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объем товарооборота дает общее представление о масштабах деятельности торговой организации. От выполнения плана по данному показателю зависят: сумма и уровень расходов обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.
Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Частная собственность розничного товарооборота в стране занимает в среднем 70%. Если рассматривать динамику розничного товарооборота по формам собственности, можно заметить, что происходит снижение доли частной собственности в 2020 году по сравнению с 2016 годом на 2,5%, в то же время происходит увеличение государственной собственности в 2020 году по сравнению с 2016 годом на 0,4%, увеличивается иностранная форма собственности в 2020 году по сравнению с 2016 годом на 2,1%.
В общей структуре розничного товарооборота приходится увеличение как на продовольственные, так и на непродовольственные товары. Также происходит увеличение по областям и городу Минску, по формам собственности, что говорит об увеличении прибыли и о том, что товар не остается на полках, а быстро распродается.
Численность розничных торговых объектов в Республике Беларусь увеличилась на 13,9% и составила в 2020 году 67438.
1. Байбардина, Т. Н. Тенденции развития сетевой торговли в Республике Беларусь / Т. Н. Байбардина, А.Я. Якимчик // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. –№ 3. – С. 57-64.
2. Гурская, С. П. Развитие инноваций в розничной торговле Республики Беларусь / Гурская С.П. // В сборнике: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. Материалы X Международной научно-практической конференции: в 5 томах. – 2017. – С. 170-174.
3. Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. – 12-е изд., перераб и доп. – М.: Дашков и К, 2018. – 456 с.
4. Емельянова, Т. В. К вопросу о развитии розничной торговли Республики Беларусь /Емельянова Т.В., Северин С.А. // Потребительская кооперация. 2021. № 1 (72). – С. – 3-13.
5. Калашников, С. А. Современные розничные торговые форматы и их конкурентные преимущества / С. А. Калашников, Е. В. Жукова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – № 25. – С.16-21.
6. Коробкин, А. З. Основные тенденции и перспективы развития розничной сетевой торговли в Республике Беларусь / Коробкин А.З., Якимик А.Я. // В сборнике: Молодежь в науке и предпринимательстве. под науч. ред. А. П. Бобовича. 2018. – С. – 14-18.
7. О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания: Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 г. № 345 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
8. Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26 июня 2014 г. № 25 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
9. О торговле: закон Респ. Беларусь от 28 июня 2003 г., №231-3 // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – №87. – С.– 11-18.
10. Организация и технология торговли:учеб. для вузов /С. Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. –Минск: Выш. шк.,2015.– 464 с.
11. Официальный сайт Министерства торговли и антимонопольного регулирования Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2021. – Режим доступа: https://mart.gov.by
12. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учеб. для вузов /В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. –Минск: БГЭУ,2017. –426 с.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
14. Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступ: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c64/c64c1e17deab277fee542c42c3120cd5.pdf
15. Саталкина, Н. И. Экономика торговли: учеб. пособие / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов. – М.: Форум, 2017. – 232 с.
16. Стратегия организации торговли: учеб. пособие / О.В. Пигунова, О.Г. Бондаренко – Мнинск: Вышэйшая школа, 2017. – 174 с.
17. Таташева, Э. В. Современные форматы розничной торговли: отечественный и зарубежный опыт / Э.В. Таташева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №11. – С. – 197-205.
18. Тейн, Г. Торговые войны: Битва за успех на прилавках и онлайн/ Г. Тейн, Дж. Брэдли.–М.: Альпина Паблишер, 2018. – 315 с.
19. Чернякович, В. С. Тенденции развития розничной торговой сети Республики Беларусь / В. С. Чернякович, А. П. Бобович // Сборник научных статей VIII международного форума молодых ученых, посвященного 55-летию университета; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. – Гомель, 2019. – С. – 349-354.
20. Шакланова, Р. И. Экономика торговой отрасли: учебник для бакалавров / Р. И. Шакланова, В. В. Юсова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.
21. Шелег, Н. С. Экономика торговли: учеб. пособие / Н.С. Шелег. – Минск: Выш. школа, 2016. – 558 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура розничного товарооборота за 2016-2020 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Розничный товарооборот по областям и г. Минску за 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Розничный товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров за 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Товарная структура розничного товарооборота за 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Розничные торговые объекты по их типам за 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Розничные торговые объекты по областям и г. Минску за 2016-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты