Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ИНВЕСТИЦИЙ И ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Необходимость и содержание государственной инвестиционной политики
1.2 Инструменты и этапы развития нормативной правовой базы привлечения инвестиций в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт по привлечению инвестиций
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МОЗЫРСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ инвестиций и их поступления с учетом отраслевой специфики Мозырского района
2.2 Анализ создания полноценной инфраструктуры для осуществления инвестиций
2.3 Практика применяемых преференций, предоставляемых государством инвестору
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1 Разработка предложений по привлечению инвестиций
3.2 Совершенствование поддержания благоприятной налоговой, административной среды для содействия привлечению инвестиций
3.3 Разработка предложений по созданию и поддержанию положительного инвестиционного климата
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса. Законом Республики Беларусь «Об инвестициях» (принят в 2013 году), иностранным инвесторам закреплен благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования.
В соответствии с Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», под инвестициями понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными указанным Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» гарантирует инвесторам:
– беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, после уплаты установленных законодательством Республики Беларусь налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды;
– право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
– исключительные права на объекты интеллектуальной собственности;
– право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;
– право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, с учетом ограничений, установленных статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»;
– право на льготы и преференции при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности, и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ИНВЕСТИЦИЙ И ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Необходимость и содержание государственной инвестиционной политики
Государственная инвестиционная политика – это специальное направление внутренней социально-экономической политики государства и соответствующая деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая постановку целей и задач, определение направлений и формы государственного управления инвестиционной деятельностью.
Инвестиции представляют собой финансовые потоки, направляемые в конкретные сферы экономики, конкретным экономическим субъектам для обеспечения их прогрессивного функционирования и развития и последующего извлечения прибыли. В частной сфере инвестиции используется как механизм получения прибыли от использования собственных финансовых ресурсов посредством финансирования бизнес-проектов, конкретных организаций и пр., государственные инвестиции в качестве основной цели имеют поддержку и развитие приоритетных для стратегического развития государства и отдельных его территорий сфер экономики [9, c. 79].
Беларусь сегодня ‒ страна, открытая для иностранных инвестиций, создающая благоприятные условия для эффективного ведения бизнеса.
Преимущества для инвесторов:
‒ стратегическое географическое положение;
‒ прямой выход на рынок стран ЕЭП (Беларусь, Россия, Казахстан);
‒ хорошо развитая инфраструктура Беларуси: транспорт, логистика, коммуникации;
‒ прогрессивное экономическое законодательство Беларуси;
‒ защищенные государством права инвесторов;
‒ привлекательные инвестиционный климат и система налогообложения;
‒ государственная поддержка инвесторов: гарантии, льготы и преференции;
‒ возможности приватизации;
‒ 6 свободных экономических зон;
‒ высококвалифицированные трудовые ресурсы;
‒ достойное качество жизни [18].
В Республике Беларусь действует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь (КСИИ), который:
‒ разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в области инвестиций;
‒ участвует в рассмотрении нормативных актов, регулирующих деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
‒ вносит в органы государственного управления предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, ограничивающих права инвесторов.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МОЗЫРСКОГО РАЙОНА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ инвестиций и их поступления с учетом отраслевой специфики Мозырского района
Мозырский район является эффективной площадкой для вложения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества.
Мозырский район образован 17 июля 1924 года. Занимаемая площадь 160 тыс. га.
Серьезное преимущество Мозырского района – выгодное географическое положение. Район расположен на юго-западе Гомельской области, граничит с Ельским, Петриковским, Калинковичским, Хойникским, Наровлянским, Лельчицким районами.
Город Мозырь – второй по величине город Гомельской области.
Мозырский район включен в главный туристический маршрут юго-восточного региона Беларуси «Золотое кольцо Гомельщины».
Мозырский район расположен на юго-западе Гомельской области в границах Мозырского Полесья, граничит с Петриковским, Калинковичским, Наровлянским, Ельским и Лельчицким районами. Площадь района 160,347 тыс. га.
Центром района является город Мозырь. На территории района расположены 92 сельских населенных пункта. В состав района входят 10 сельских Советов.
Численность населения района на 01.01.2021 г. составляет 127 464 человек. Городское население – 105 439 человек, сельское – 22 025 человек.
Численность занятого населения – 56,2 тысячи человек.
Одним из аспектов географии Мозырщины с точки зрения деловой привлекательности является ее ресурсный потенциал.
Переходя к экономическим аспектам деловой привлекательности Мозырский район – динамично развивающийся район Гомельской области.
Особенностью экономики Мозырского района является ее сбалансированная структура. Значительный вклад в развитие области вносят агропромышленный, индустриальный и строительный комплексы.
Основополагающая роль в развитии экономики Мозырского района принадлежит промышленности.
Промышленный сектор района состоит из 22 предприятий.
Промышленный комплекс Мозырского района представляет практически все отрасли народного хозяйства: химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообработка, топливная, электроэнергетика, пищевая, легкая.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1 Разработка предложений по привлечению инвестиций
Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта.
Стимулирование притока капитала многонациональных компаний (корпораций) подразумевает:
– вовлечение многонациональных компаний (корпораций) в реализацию экспортоориентированных и импортозамещающих проектов;
– направление усилий на привлечение средних и малых многонациональных компаний (корпораций), которые способны быстро заполнить новые ниши на национальном рынке без выраженного монополистического характера их действий;
– стимулирование кооперации местных производителей с многонациональными компаниями (корпорациями);
– установление и поддержание контактов с представительствами многонациональных компаний (корпораций), расположенными в регионах и за рубежом.
Привлечение иностранных инвестиций в цифровую экономику предполагает:
– снятие ограничений на участие иностранного капитала в уставном капитале в наиболее подверженных цифровизации видах экономической деятельности;
– включение новых цифровых секторов экономики в международные инвестиционные соглашения;
– поддержку развития цифровых секторов экономики с помощью создания кластеров и хабов;
– создание стимулов для использования ИКТ в нецифровых секторах экономики;
– обеспечение доступа к недорогим цифровым услугам (например, облачным сервисам);
– развитие основ электронного государства с целью снижения стоимости ведения бизнеса.
Заключение
Республика Беларусь обладает значительным потенциалом привлечения инвестиций, комплексом преимуществ, привлекательных для инвесторов. Нашу страну отличают выгодное экономико-географическое положение, высокий уровень человеческого потенциала, развитая и эффективная транспортная, энергетическая, информационно-коммуникационная инфраструктура.
Улучшение инвестиционного климата в стране и привлечение инвестиций является одним из ключевых приоритетов социально-экономического развития нашего государства. Инвестиции являются основой развития экономики, внедрения новых технологий, повышения производительности труда и, в конечном итоге, качества жизни людей.
В нашей стране ведется непрерывная работа по созданию комфортных экономико-правовых и институциональных условий для ведения бизнеса. В стране упрощаются условия ведения бизнеса, при поддержке международных организаций запускаются крупномасштабные инфраструктурные проекты, активизируется применение механизмов государственно-частного партнерства.
В Республике Беларусь в целом созданы приемлемые в сопоставлении с международными практиками законодательные условия инвестиционной деятельности. Принят и действует ряд законодательных актов, в том числе законы Республики Беларусь
«Об инвестициях», «Об инвестиционных фондах», «О государственно-частном партнерстве», «О концессиях», декреты Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь», от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», успешно функционируют преференциальные режимы для осуществления инвестиций.
Так, сегодня практически на всей территории страны функционируют различные преференциальные режимы для осуществления инвестиций, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и иные преимущества для создания и ведения успешного бизнеса. Цели и направления применения таких режимов разнообразны – от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития регионов без привязки к определенным видам деятельности.
Важно понимать, работа по совершенствованию действующего законодательства в целях создания условий для улучшения инвестиционного климата и развития отдельных территорий в нашей стране ведется на системной основе.
Стратегическая цель инвестиционной политики Беларуси связана со способностью инвестиционной сферы обеспечить высокий уровень развития национальной экономики и достаточную ее защиту от внешних угроз.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. — 10-е изд., стер. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. — 62 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона РБ от 04.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство РБ / Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2014.
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd0900010
4. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P01000004
5. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 22 июня 2001 г., № 37-3: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 08 июня 2001 г.: в ред. Закона РБ от 12.07.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2014.
6. Об инвестициях [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 53-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 01 сент. 2010 г., №2 450: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 14.04.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство РБ / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
8. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 343 c.
9. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. — М.: Юрайт, 2020. — 179 c.
10. Генри Хазлитт. Основы государственного регулирования экономики. — М.: Вильямс, 2020. — 256 c.
11. Инвестиционная политика: приоритет развития высокотехнологичного сектора экономики страны: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», Минск 17 мая 2018 г. / редкол.: В. Н. Шимов [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2018. —С. 266-267
12. Инвестиционный климат и подходы к его оценке: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», Минск 18-19 мая 2017 г. / редкол.: В. Н. Шимов [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2017. - Т. 2. - С. 210-211
13. К вопросу экономических основ регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: материалы XXV международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах», Минск 12 мая 2016 г. / редкол.: Н.В. Суша [и др.]. - Минск : Минский инновационный университет, 2016. - С. 55-56
14. Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. — М.: Проспект, 2021. — 160 c.
15. Третьякова, Е. В. Прямые иностранные инвестиции: оценка привлечения в Республику Беларусь / Е. В. Третьякова // Экономика и управление народным хозяйством. - 2017. - № 3. - С. 75-82
16. Финансовые инструменты регулирования инвестиционной деятельности: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», Минск 17 мая 2018 г. / редкол.: В.Н. Шимов [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2018. - С. 553-554
17. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в рРеспублику Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://investinbelarus.by/upload/strategy/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf
18. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/pravovie-usloviya-invest-deyatelnocty-ru/
19. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003-2021 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/january/68405/
20. Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа:http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/investitsii-i-stroitelstvo/osnovnye-pokazateli-za-period-s-__-po-___gody_8/investitsii-v-osnovnoi-kapital_3
21. Мозырский районный исполнительный комитет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mozyrisp.gov.by/ru/inves
22. Наши перспективы: о точках роста Мозырского района на 2022 год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mazyr.by/2022/02/nashi-perspektivy-o-tochkax-rosta-mozyrskogo-rajona-na-2022-god/