Маркетинговая среда, ее структура и современные тенденции развития
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Маркетинговая среда, ее структура и современные тенденции развития»
по дисциплине: «Маркетинг»
2022
45.00 BYN
Маркетинговая среда, ее структура и современные тенденции развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Маркетинг
Организация: Мозырский спиртоводочный завод, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А PEST-анализ факторов внешней среды.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Матрица SWOT - анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Модель пяти сил конкуренции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о прибылях и убытках за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о прибылях и убытках за 2018-2020гг.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты маркетинговой среды организации
1 Теоретические аспекты маркетинговой среды организации
1.1 Маркетинговая среда организации: понятие, сущность, структура
1.2 Методы анализа маркетинговой среды организации
1.3 Влияние маркетинговой среды на деятельность организации
2 Анализ маркетинговой среды ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»
2.1 Организационно-экономический анализ ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»
2.2 Маркетинговая среда организации
3 Возможности совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»
3.1 Рекомендации по развитию деятельности организации
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговая среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и внутри него и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночные условия
Маркетинговая среда организации слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Современная маркетинговая среда организации характеризуется чрезвычайно высоким уровнем сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие бизнеса. Предприятия должны, с одной стороны, постоянно отслеживать изменения в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами предприятия генерируют изменения в маркетинговой среде, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новый вид сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Маркетинговая среда постоянно меняется: рыночные возможности и угрозы возникают, изменяются и исчезают, поэтому для предприятия очень важно, вовремя распознать потенциальные рыночные возможности и угрозы, а также разработать решения чтобы обезвредить эти угрозы.
Объектом данной работы является деятельность ОАО «Мозырский спиртоводочный завод».
Предмет изучения – маркетинговая среда ОАО «Мозырский спиртоводочный завод».
Целью работы: исследовать маркетинговую среду организации и определить ключевые направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру маркетинговой среды организации;
- изучить методы анализа маркетинговой среды организации;
- привести организационно-экономическую характеристику организации;
- провести анализ маркетинговой среды ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»;
- предложить направления совершенствования маркетинговой среды ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
В курсовой работе использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез, а также методы прикладного характера: индексный, метод абсолютных, относительных и средних величин, SWOT-анализ.
Методологической основой анализа послужили труды таких авторов, как: О. Андреева, И. Ансофф, М.И. Бухалков, Г.Л. Багиев, О.С. Виханский, Т.П. Данько, А.Т. Зуб, Ф. Котлер, О.А. Орчаков, О.В. Памбухчиянц, Ф.П. Половцева, З.П. Румянцева, Л. Симкин, Н.Д. Стрекалова и др.
1 Теоретические аспекты маркетинговой среды организации
1.1 Маркетинговая среда организации: понятие, сущность, структура
Понятие «маркетинговая среда» неоднозначно трактуется маркетологами как с точки зрения содержания, так и ее структуры. На территории постсоветского пространства понятие «среда маркетинга» было введено в научный оборот Ф. Котлером, который подразумевает под ней совокупность «хозяйствующих субъектов и сил, которые оказывают влияние на способность компании разрабатывать и поддерживать успешные сделки и связи с ее целевыми покупателями» [4, с. 174;] и делит ее на следующие две части.
Это микросреда компании, состоящая из «хозяйствующих субъектов, находящихся в непосредственном окружении компании, которые оказывают влияние на способность компании обслуживать ее рынки, а именно: сама компания, поставщики, рыночные посредники, покупатели, конкуренты и публика» [9, c. 134].
Макросреда компании, в свою очередь, определяется исследователем как состоящая из «более значительных сил общества, которые оказывают влияние на всех хозяйствующих субъектов, находящихся в микросреде компании, а именно: из демографических, экономических, природных, технологических, политических и культурных сил» [4, с. 129].
Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективного функционирования либо создавая угрозы для ее существования.
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды [23]:
- взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
- сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
- подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью;
- неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
2 Анализ маркетинговой среды ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»
2.1 Организационно-экономический анализ ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»
ОАО «Мозырский спиртоводочный завод» расположен в юго-восточной части Беларуси, в промышленной зоне города Мозыря и является правопреемником крупнейшего завода микробиологической промышленности, основанного в 1983 году. Мозырский завод кормовых дрожжей производил кормовой белок для сельского хозяйства. В 1994 году производство белка было прекращено по причине роста цен на сырье, энергоносители и неплатежеспособности потребителей. Началось полное перепрофилирование.
За период перепрофилирования производились лосьоны, шампуни, стеклоочиститель, стеновые каменные блоки, алюминиевые медицинские колпачки, производился ремонт автомобилей, но по различным причинам выпуск этих видов продукции был прекращен.
В 1995-1998 годах в соответствии с приказом по концерну «Белбиофарм» от 24 марта 1995 года № 21 производство предприятия было перепрофилировано на выпуск спирта этилового, ректификованного из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и вин плодовых.
В период перепрофилирования удалось сохранить кадровый потенциал, основные производственные мощности и площади, поэтому темпы развития новых производств были достаточно высоки.
Согласно программе перепрофилирования предприятия, одновременно с вводом двух брагоректификационных установок мощностью 1 500 дал и 2 000 дал в сутки было организованно производство ликероводочной продукции и в мае 1995 года введена в действие линия по производству ликероводочных изделий. С целью расширения ассортимента выпускаемой продукции в 1997 году был построен специализированный цех по производству плодовых вин.
В 2000 году завод переименован в республиканское унитарное предприятие «Комбинат по производству медицинской и спиртосодержащей продукции «Этанол».
За это время собственными силами и средствами общества освоены производства следующих видов продукции: спирта-ректификованного, водок и ликероводочных изделий, вин плодово-ягодных, водно-спиртовых настоев трав; алюминиевых колпачков для укупорки винно-водочной продукции, работает котельная комбината.
Основным направлением деятельности ОАО «Мозырский спиртоводочный завод» является производство сидра и прочих плодовых вин, производство дистиллированных алкогольных напитков, производство этилового спирта из сброженных материалов.
3 Возможности совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Мозырский спиртоводочный завод»
3.1 Рекомендации по развитию деятельности организации
Основными целями и задачами перспективного развития общества на 2022 год являются:
− расширение географии экспортных поставок алкогольной продукции на рынок стран СНГ и ближнего зарубежья;
− реализация запланированных мероприятий по ресурсо- и энергосбережению;
− обеспечение стабильного выпуска и реализации ассортиментного ряда алкогольной продукции, имеющего постоянный спрос;
− изменение дизайна оформления водок низкого ценового сегмента, разработка водки новой торговой марки в таре емкостью от 0,1 до 0,7л.
− оптимизация численности работающих;
− обеспечение устойчивого роста показателей «Выручка на 1 занятого», «Среднемесячная заработная плата»;
− замещение выпуска вин плодовых на виноматериал;
− снижение дебиторской задолженности.
Основные этапы изложены в соответствующих разделах плана.
В условиях жесткой конкуренции на алкогольном рынке республики стратегия общества заключается в следующем:
а) в области производства водок и ЛВИ: 100%-е обеспечение всех имеющихся заявок, увеличение экспортных поставок, расширение географии поставок (Эстония, Казахстан, Азербайджан, Россия, Украина, Литва, Латвия и др.);
б) в целях замещения производства вин плодовых (в рамках реализации государственной программы по снижению производства и реализации вин плодовых) определение альтернативной загрузки емкостного оборудования для производства вин, освоение новых видов продукции (виноматериал);
г) в целях увеличения реализации готовой продукции проведение агрессивной маркетинговой политики (постоянное обновление сайта, тиражирование листовок, буклетов, проведение дегустаций).
С целью привлечения новых покупателей, удержанию существующих и увеличения объемов продаж:
- осуществить ценовое стимулирование основных клиентов путем предоставления скидок с прейскурантной свободно-отпускной цены на вина плодовые;
- оптовым потребителям предоставить максимально возможные оптовые скидки согласно действующему Положению о порядке предоставления скидок;
- стабильно работающим и платежеспособным потребителям предоставить отсрочку платежей за отгруженную продукцию с постоянным контролем дебиторской задолженности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговая среда организации – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и внутри него и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночные условия.
Маркетинговая среда предприятия подразделяется на внутреннюю и внешнюю среду. Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности. Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления, которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность.
Под анализом маркетинговой среды понимается процесс оценки и интерпретации информации, собранной путем исследования внутренней и внешней среды предприятия с использованием следующих методов: STEP (PEST) анализ, SWOT-анализ.
основным направлением деятельности ОАО «Мозырский спиртоводочный завод» является производство сидра и прочих плодовых вин, производство дистиллированных алкогольных напитков, производство этилового спирта из сброженных материалов.
В целом, предприятие находится в сложном финансовом положении – значения коэффициентов, характеризующих финансовое состояние общества, свидетельствуют об тяжелом финансовом положении, и идентифицируется как неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер.
Факторы, которые не позволяют наращивать объемы: высокая конкуренция, алкогольный рынок перенасыщен – в каждой области функционирует несколько заводов, помимо тех, которые входят в холдинг, специализирующийся на выпуске крепкого алкоголя, работают предприятия коммунальной собственности и частные заводы. Ставки акцизов на пищевой этиловый спирт и алкогольную продукцию увеличиваются, акцизные ставки сближаются с российскими, розничные цены на водку заметно выросли. Доля налогов в стоимости водки занимает около 65%. Рентабельность низкая. Как тенденция – внутренний рынок «сжимается», а поставки на экспорт имеют низкую рентабельность.
В результате проведенного SWOT-анализа нами были выявлены отрицательное влияние экономических факторов на деятельность ОАО «Мозырский спиртоводочный завод», в частности тенденции в изменении состояния и эффективности товаропроводящих сетей и дистрибуции. Ужесточение требований к срокам поставки, качеству продукции, высокие штрафные санкции. Высокая дебиторская задолженность со стороны торговых сетей
1 Андреева, О. Технология бизнеса: Маркетинг / О. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 156 с.
2 Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2014. – 541 с.
3 Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 392 с.
4 Бухалков, М.И. Планирование на предприятии / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 416 с.
5 Бунеева, Л.И. Коммерческая деятельность. Организация и управление / Л.И. Бунеева. – М.: Феникс, 2010. – 365 с.
6 Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.
7 Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 208 с.
8 Балаева, О.Н. Управление организациями сферы услуг / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева. – М.: Высшая Школа Экономики, 2010. – 160 с.
9 Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: «Магистр», 2011. – 576 с.
10 Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – М.: Юрайт, 2014. – 570 с.
11 Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – М.: Форум, 2011. – 336 с.
12 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования / Е.П. Голубков. – М.: ФинПресс, 2011. – 416 с.
13 Грузинов, В.П. Экономика организаций (предприятий) / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2014. – 408 с.
14 Данько, Т.П. Управление маркетингом. учебное пособие / Т.П. Данько. – М.: Инфра-М, 2011. – С.134
15 Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2013. – 349 с.
16 Зернов, А.А. Маркетинговые исследования рынка / А.А. Зернов, А.Н. Зубец // Маркетинг. – 2015. – №10. – С. 12.
17 Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент / А. Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2013. – 376 с.
18 Извеков, А.Н. Оптимальный рынок продукции: стратегия, структура и механизм управления / А.Н. Извеков // Достижения науки и техники. – 2014. – №2. – С. 41-44.
19 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
20 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2017. – 752 c.
21 Лавриченко, О.В. Алгоритм практической реализации инновационной стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия / О.В. Лавриченко. // Креативная экономика. – 2015. – № 8 (68). – С. 68-73.
22 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.by.
23 Орчаков, О.А. Теория организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-013*page.htm.
24 Ременников, В.Б. Управленческие решения: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook167/book/index/index.html?go=part-010*page.htm.
25 Соболева, О. А. Маркетинговая деятельность: цель, виды подходы к определению понятия / О. А. Соболева // Вестник Псковского государственного университета. – 2017. – № 5. – С. 48-54.
26 Шуклина, З.Н. Современное значение маркетингового управления бизнес–организациями / З.Н. Шуклина, А. В. Самусенко, Н.В. Мелешенко // Молодой ученый. – 2017. – № 13. – С. 410–416.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А PEST-анализ факторов внешней среды.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Матрица SWOT - анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Модель пяти сил конкуренции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о прибылях и убытках за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2018-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о прибылях и убытках за 2018-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты