Система налогообложения организаций в Республике Беларусь
ИПД (Институт предпринимательской деятельности)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система налогообложения организаций в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2022
45.00 BYN
Система налогообложения организаций в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Организация: Лакки Транс, ООО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет по труду 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Расшифровка налогов за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Расшифровка налогов за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Расшифровка налогов за 2020г.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы налогообложения
1 Теоретические основы налогообложения
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Классификация налогов
1.3 Принципы налогообложения
2 Налогообложение организаций Республики Беларусь
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Лакки Транс»
2.2 Анализ налоговой нагрузки ООО «Лакки Транс»
2.3 Анализ динамики, состава и структуры налогов и отчислений, уплачиваемых ООО «Лакки Транс»
3 Резервы оптимизации уровня налогообложения хозяйственно-экономической деятельности ООО «Лакки Транс»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоги основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов бюджета или налоговых доходов Республики Беларусь. За январь-сентябрь 2021 года налоговые доходы составили 29,3 млрд р., или 88,3 % доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. По сравнению с аналогичным периодом 2020 г. поступления увеличились на 23,6 % в номинальном выражении, а в реальном выражении – на 7,1 % в связи со снижением неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет [19].
Преобладающая часть налоговых доходов Республики Беларусь в январе-сентябре 2021 года представлена поступлениями налога на добавленную стоимость – 36,8%. Вторым источником формирования консолидированного бюджета Республики Беларусь в рассматриваемом периоде являет подоходный налог – 20,2%. Далее следуют налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (13,6%), акцизы (8,9%), налог на прибыль (8,7%), налоги на собственность (3,8%) [19].
Вся вышеизложенная информация обуславливает актуальность темы курсовой работы «Система налогообложения организаций в Республике Беларусь».
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. обозначено, что для достижения обозначенных стратегических целей потребуется существенно повысить эффективность использования бюджетных средств и усилить «зеленый» вектор бюджетных расходов [17]. Следовательно, важность совершенствования налоговой политики Республики Беларусь обозначена в стратегическом нормативном документе по социально-экономическому развитию Республики Беларусь, что свидетельствует о практической значимости курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность и функции налогов
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.
Итак, как отмечено ранее, налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Следовательно, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджета, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, по развитию фундаментальной науки и других. Как составная часть экономических отношений налоги через финансовые отношения относятся к экономическому базису [13, с. 18-23].
В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф. Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им».
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Лакки Транс»
Компания ООО «Лакки Транс» работает на рынке международных перевозок грузов с 2007 года. В своей работе использует подвижной состав, соответствующий экологическим нормам ЕВРО-4 - ЕВРО-6. Основной грузовой парк организации это автомобили имеющие возможность перевозки грузов объемом от 60 до 122м3 и грузоподъемностью до 23 тонн. Весь подвижной состав предприятия оснащен системами спутникового мониторинга транспорта с использованием технологий GPS/GLONAS, что дает возможность нашему клиенту контролировать передвижение его груза в реальном времени.
Среди партнеров организации десятки успешных компаний Восточной и Западной Европы, Прибалтики и Азии, России и Беларуси.
ООО «Лакки Транс» оказывает автомобильные услуги по международной перевозке грузов. Парк собственного автотранспорта включает автомобили позволяющие перевозить грузы от 60 до 122м3 и весом до 23 тонн. Все автомобили снабжены необходимыми креплениями под соответствующие типы грузов, а также спутниковыми навигационными системами для постоянного мониторинга маршрута. Также оказываются услуги по складированию, таможенному оформлению и переоформлению грузов, оптимизации маршрутов грузов на протяжении всей перевозки грузов
Парк собственного автотранспорта включает автомобили марки: VOLVO, MERSEDES. RENAULT. DAF, позволяющие перевозить грузы объемом от 60 до 122 м3 и весом до 23 тонн. Конструктивные возможности надстроек прицепов и полуприцепов нашего автопарка дают возможность погрузки груза любым удобным для клиента способом. Некоторые прицепы организации оснащены лифтовыми системами, что позволяет увеличивать рабочую высоту грузового пространства до 3м.20см. Все автомобили оснащены системами спутникового мониторинга транспорта.
У ООО «Лакки Транс» также имеется собственная сервисная мастерская, в которой ремонтируются автомобили организации.
ООО «Лакки Транс» является членом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).
В таблице 2.1.1, на основании данных бухгалтерского баланса (Приложения А, Б) рассчитаем показатели платежеспособности ООО «Лакки Транс» в 2018-2020 годах рекомендованные Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования [21] и сравним их с отраслевыми критериями, указанными в постановлении Совета Министров Республики Беларусь «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» [22].
3 РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ЛАККИ ТРАНС»
Рассмотрим возможности использования налоговой и учетной политики для целей оптимизации налоговых платежей. В частности, учтенная политика предусматривает выбор вариантов оценки запасов, амортизации и др.
Налоговая политика регламентирует методические аспекты налогового учета, а учетная политика – бухгалтерского учета.
Про налоговый учет в учетной политике организации указано, что он ведется в соответствии с методическими основами и правилами, установленными Налоговым кодексом Республики Беларусь и другими нормативными документами, принятыми в области налогового законодательства.
Учетная политика ООО «Лакки Транс» утверждена приказом руководителя на 2020 год и содержит методические аспекты бухгалтерского и налогового учета.
Согласно п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 (с изм. и доп. от 30.04.2012 г. № 26) при отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО). Применение метода оценки запасов по себестоимости каждой единицы позволяет формировать наиболее объективную себестоимость и, по конечным финансовым результатам, похож на метод оценки запасов по средней себестоимости. Метод оценки запасов по себестоимости каждой единицы предпочтителен при небольшой номенклатуре используемых в производстве запасов, а метод оценки запасов по средней себестоимости предпочтителен, если с учетом технологических особенностей затруднительно применение других методов, например, при большом разнообразии используемых в производстве сырья, материалов. Метод ФИФО позволяет увеличить конкурентоспособность продукции по ценовому фактору. С точки зрения налоговой экономии этот метод уступает двум предыдущим. Здесь же отметим, что с точки зрения налоговой оптимизации был выгоден способ ЛИФО, которого уже не рассматривается в Инструкции по бухгалтерскому учету запасов. Остальные методы оценки запасов оказывают примерно одинаковое влияние на налоговую нагрузку.
В ООО «Лакки Транс» в учетной политике закреплен линейный способ начисления амортизации. Вместе с тем, для транспортных средств рассмотрим возможность применения ускоренной амортизации с точки зрения налоговой оптимизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1 Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь. Налоговая система Республики Беларусь уже сформировалась к текущему периоду времени, налоговое законодательство регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь. Республика Беларусь активно проводила налоговые реформы по снижению своей налоговой нагрузки и совершенствованию налогового администрирования, которые были отмечены мировым сообществом.
2 Объектом исследования курсовой работы является хозяйственная деятельность ООО «Лакки Транс». Компания ООО «Лакки Транс» работает на рынке международных перевозок грузов с 2007 года. ООО «Лакки Транс» оказывает автомобильные услуги по международной перевозке грузов. Парк собственного автотранспорта включает автомобили позволяющие перевозить грузы от 60 до 122м3 и весом до 23 тонн. У ООО «Лакки Транс» также имеется собственная сервисная мастерская, в которой ремонтируются автомобили организации. ООО «Лакки Транс» является членом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП).
По результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лакки Транс» за 2018-2020 годах сделаны следующие выводы:
− выручка от реализации услуг увеличилась в действующих ценах и снизилась в сопоставимых ценах. Это означает, что выручка от реализации услуг увеличилась в 2020 году только за счет роста тарифов на грузоперевозки, а физический объем оказываемых услуг, преимущественно международных грузоперевозок, снизился;
− эффективность хозяйственной деятельности снизилась, о чем свидетельствует снижение прибыли от реализации и прибыли до налогообложения в 2020 году в изучаемом периоде. Кроме того, за счет превышения темпа роста себестоимости реализованных услуг, над темпом роста выручки в 2020 году, снизилась рентабельность продаж на 8,7%, что указывает на снижение эффективности основной текущей деятельности;
− отрицательным моментом в деятельности ООО «Лакки Транс» в 2018-2020 году является превышение темпов роста среднемесячной заработной платы одного работника над темпом роста производительности труда одного работника, что свидетельствует об экономии средств фонда заработной платы в 2019-2020 годах.
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович, О.В. Головач, В.О. Зарецкий [и др.] ; под ред. Л.Л. Ермолович. – Минск : Современная школа, 2010. 800 с.
2. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М. : ИНФРА-М, 2016. 214 с.
3. Винокурова, Т.П. Методика анализа и оценки налоговой нагрузки
организаций сферы обращения / Т. П. Винокурова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 20221.
4. Винокурова, Т.П. Комплексный анализ налогов: сущность, содержание и оценка эффективности его проведения / Т. П. Винокурова // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
5. Данилов, А. Д. Налоговая нагрузка в системе фискального регулирования финансовых потоков / А. Д. Данилов, Т. В. Паентко // Белорусский экономический журнал. – 2017. — № 3. — С. 113-120.
6. Деева, А.И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. М. : КНОРУС, 2015. 536 с.
7. Заяц, Н.Е. Теория налогов : учебник / Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220 с.
8. Купцов, М.М. Финансы : учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. М. : РИОР, 2016. 188 с.
9. Кирова, Е.А. Налоговая нагрузка: как ее определять? / Е.А. Кирова // Финансы. – 2015. – № 4. – С. 29-33.
10. Мельникова, Н. А. Эффективность налоговой политики и методы налогового регулирования Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://elib.bsu.by
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) : закон Респ. Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изм. и доп. 31.12.2021 г. №141-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=0900071# load_text_none_1
12. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. 31.12.2021 г. №141-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by
13. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Киреева [и др.] ; под ред. Е.Ф. Киреевой. Минск : БГЭУ, 2012. 447 с.
14. Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – 2022. – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2
15. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. 5-е изд. испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2008. – 320 с.
16. Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2020 г. [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/.–
17. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. №4. – С. 6 99.
18. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2022 – Режим доступа : http://www.nalog.gov.by/.
19. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-сентябрь 2021 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2022 // Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/
20. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292
21. Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь и М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011г. №140/206 : в ред. постановления от 22.02.2016 г. №9/10// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.
22. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 : в ред. постановления от 22 января 2016 г. № 48 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.
23. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Углубленный курс : учеб. для бакалавров / В.Г. Пансков. М. : Юрайт, 2013. 747 с.
24. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Е.М. Попов. – Минск : Выш.шк., 2011. – 272 с.
25. Салькова, О. С. Налоговая нагрузка и резервы налоговой оптимизации / О. С. Салькова // Финансы. 2015. № 10. С. 37 41.
26. Ставки налогов на 2021 год / Экономическая газета [Электронный ресурс] 2022. Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/stavki-nalogov-v-sravnenii-s-2020-g/.
27. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко, Т.П. Винокурова [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – 275 с.
28. Финансы : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет по труду 2020г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Расшифровка налогов за 2018г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Расшифровка налогов за 2019г.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Расшифровка налогов за 2020г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты