Введение
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
2 Особенности политики здравоохранения в современной экономике
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и неустойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводится на разных уровнях экономической деятельности.
При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики, остаются открытыми такие вопросы как с помощью каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальной проблемы, в том числе и в области здравоохранения, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства.
Важнейшей целью государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности.
Здравоохранение является важнейшим компонентом социальной политики государств. Охрана здоровья и создание условий для здорового образа жизни должны обеспечивать благосостояние человека и устойчивость социально-экономического развития.
Здравоохранение играет важную роль в нашей жизни, ведь каждый человек и общество в целом желает быть здоровым. Социологические исследования показывают, что более двух третий граждан ставят здоровье на первое место в ряду жизненных ценностей. Для человека они более важны, чем карьера и материальное благополучие. Поэтому первоочередная задача для органов власти всех уровней, работников здравоохранения, руководителей предприятий и организаций, и каждого жителя страны это укрепление здоровья и профилактика заболеваний.
Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.
Актуальность данной темы приобрела особую значимость в 2020 году, когда весь мир столкнулся с пандемией COVID-19. В настоящее время Республика Беларусь сталкивается со многими проблемами не только в экономической, но и в социальной сфере, которые требуют тщательной проработки. Современное развитие цивилизации, общества и правосознания требует совершенствования форм управления здравоохранением для обеспечения медицинской помощью населения в рамках правовой и доказательной медицины.
[…]
1 Политика здравоохранения: сущность, цели, направления
Задачу обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решить социальная политика государства. А при социальной ориентации экономической системы именно эта политика становится особенно важной и ответственной.
Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государства для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Цели и задачи социальной политики:
- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семья, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
- улучшение социальной инфраструктуры.
К основным функциям социальной политики относят:
- стабилизация социальных отношений и социального положения всех групп населения;
- поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
- гарантия основы для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
- защита и помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [20, с. 23].
Таким образом, социальная политика решает проблему сочетания требований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достижения. Вопросы экономической эффективности во многом могут быть решены путем формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Однако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полностью подчинена требованиям рынка и его механизмов. В социальной сфере воспроизводится главный потенциал страны – квалификация, здоровье и духовный настрой ее населения. Поэтому она является сложным объектом государственного регулирования.
[…]
2 Особенности политики здравоохранения в современной экономике
В каждой стране исторически складывается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи. Система экономических, политических, морально-этических и иных отношений, особенности национальных условий, исторически сложившихся в данной стране, определяет количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения.
Формы организации системы здравоохранения в различных странах отличаются огромным разнообразием. Несмотря на все различия в системах здравоохранения разных стран, отображающие их экономические модели, могут быть разделены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах. В зависимости от этого признака выделяются страны, где роль государства весьма невелика; и другие, где эта роль очень значительна.
Традиционно все существующие системы здравоохранения сводят к основным трем базовым моделям:
1.Государственно-бюджетная, финансируемая преимущественно (до 90%) из бюджетных источников (Англия, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, с 1930-ых годов до середины 90-х была свойственна России).
2.Социально-страховая, финансируемая за счет целевых взносов предпринимателей, трудящихся граждан и субсидий государства (Франция, Бельгия, Австрия, Япония, Германия).
3.Рыночная или частная (США, Израиль, Ю. Корея) [24, с. 65].
Однако в реальной практике в рамках одной и той же системы каждое государство имеет такие существенные отличия в системе здравоохранения (по характеру финансирования, управленческим технологиям и т.д.).
Модель управления здравоохранением практически каждой страны включает элементы обязательного медицинского страхования (ОМС), добровольного медицинского страхования, частной практики и бюджетного финансирования. Если учесть также экономико-политические различия стран, наличие определенных традиций, различия в экологии, климате, благосостоянии населения, то можно с уверенностью говорить об уникальности моделей управления здравоохранением каждой страны.
Поскольку здравоохранение не может влиять на всю совокупность факторов, обусловливающих здоровье (качество продуктов питания, питьевой воды, обеспечение жильем, трудовую занятость, своевременное получение зарплаты), Минздрав несет значительно большую, во много раз превышающую его полномочия ответственность за здоровье нации.
[…]
3 Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в Республике Беларусь
Республика Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых странах европейских государств.
Велика роль государства в сохранении здоровья нации – этого особого богатства страны и фундамента ее дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения.
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 г.) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения – создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» здравоохранение − отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения [10].
Основными задачами системы здравоохранения являются улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.
Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.
Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
- обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
- приоритетность мер профилактической направленности;
- приоритетность развития первичной медицинской помощи.
[…]
Заключение
Важным направлением социальной политики государства является забота о системе здравоохранения. Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.
Здравоохранение представляет собой совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты.
В настоящее время за рубежом существуют различные системы охраны здоровья населения. Все страны выделяют на здравоохранение определенный процент от валового национального продукта (ВНП). С точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделить три основные системы здравоохранения экономически развитых стран: государственную, страховую и частнопредпринимательскую.
Выбор той или иной модели осуществляя политики здравоохранения определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.
Рассмотрев особенности политики здравоохранения, проводимой в Великобритании, Германии и США, можно сделать следующие выводы.
Ярким примером системы Бевериджа является Великобритания, где доминирует бюджетное страхование. Определяющий принцип системы медицинского страхования в Великобритании – общедоступность медицинских услуг для всех жителей страны. Основная черта системы здравоохранения Великобритании – финансирование медицинской помощи, предоставляемой населению из средств государственного бюджета и частично за счет части социального налога, выплачиваемого наемными работниками и работодателями
Успешным опытом функционирования системы здравоохранения Бисмарка является немецкий опыт. Финансовая основа системы здравоохранения в Германии – фонды социального страхования. Принцип функционирования системы – взаимопомощь застрахованных, которая состоит в распределении нагрузки между всеми, посредством совместного финансирования страховых услуг. Выплату страховых взносов осуществляют совместно наемный работник и его работодатель в равных соотношениях. Величина обязательного страхового взноса зависит от их доходов.
[…]
1 Бюджет для граждан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.by/budgetary_policy/docnew/2b31b4d8e4c847b4.html.
2 Горбунов, Р. А. Особенности государственного регулирования национальной политики в сфере здравоохранения / Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2022. – № 17. – С. 84-87.
3 Государственная политика в области охраны и укрепления здоровья населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bobrmedcollege.by/links/pkip.
4 Закон о здравоохранении 2022 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.8bc057f5-65e0403e-a91c9b7b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Health_and_Care_Act_2022.
5 Информация о расходах Германии на медицину и здоровье в составе государственного бюджета по годам [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru-geld.de/country/national-budget/expenditures-medicine.html.
6 Короткова, М. Н. Социальная политика государства в области здравоохранения: оптимизация производительности труда в постсовесткий период / Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10. – № 3 (36). – С. 195-198.
7 Магомадова, Т. Л. К вопросу о реализации государственной кадровой политики в системе здравоохранения: отечественный и зарубежный опыт / Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2022. – Т. 18. – № 4 (30). – С. 20-28.
8 Национальные расходы на здравоохранение США в процентах от ВВП с 1960 по 2022 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b377115f-65e0492d-5ec9d40c-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/184968/us-health-expenditure-as-percent-of-gdp-since-1960/.
9 О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2021-2025 годы»: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII. в ред. Закона Республики Беларусь от 11 декабря 2020 г. г. № 94-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11 Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 29.07.2021 г. № 292 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения / Вопросы здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/health-topics.
13 Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь / Система счетов здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minzdrav.gov.by/ru/ministerstvo/sistema-schetov-zdravookhraneniya.php.
14 Попескул, В. Здравоохранение - как важный элемент социальной политики: проблемы и перспективы развития в Приднестровье / Anuarul Laboratorului Pentru Analiza Conflictului Transnistrean. – 2018. – Т. 2. – № 1. – С. 72-95.
15 Проект Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2040 года // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16 Расходы на здравоохранение как доля ВВП в Соединенном Королевстве с 1980 по 2022 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/317708/healthcare-expenditure-as-a-share-of-gdp-in-the-united-kingdom.
17 Решетников, А. В. Экономика и управление в здравоохранении: учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 303 с.
18 Система здравоохранения Великобритании: преимущества и недостатки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/health/life/35022. – Дата доступа: 29.02.2024.
19 Снежицкий, В.А. Проблемы финансирования здравоохранения: преломление в зеркале зарубежного опыта / В.А. Снежицкий // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – № 1. – 2018. – С.31-42.
20 Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. А. Канаева [и др.] ; под ред. О. А. Канаевой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 343 с.
21 Статистический справочник «Беларусь в цифрах, 2023» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_69861/.
22 Тищенко, Е.М. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Е.М. Тищенко, Г.И Заборовский. – Минск: Аверсэв, 2018. – 411 с.
23 Хайруллаев, Р. Т. Характеристика системы здравоохранения в США на современном этапе / Modern Science. – 2020. – № 4-3. – С. 371-375.
24 Шилова, Е. А. Зарубежный опыт реализации государственной политики в сфере здравоохранения / Вестник науки. – 2019. – Т. 1. – № 4 (13). – С. 65-71.