Введение
Тема правового регулирования контроля качества в организации остается актуальной в современном бизнес-окружении. С каждым годом уровень конкуренции растет, а потребители становятся все более требовательными. В этом контексте обеспечение высокого качества продукции или услуг становится ключевым элементом успешной деятельности предприятий.
Государственные органы и организации разрабатывают и внедряют законы и нормативы, регулирующие процессы контроля качества. Эти правовые акты направлены не только на защиту интересов потребителей, но и на создание равных условий для предпринимательской деятельности. Важным аспектом является также обеспечение безопасности и соответствия продукции установленным стандартам.
Правовое регулирование контроля качества также направлено на предотвращение недобросовестной конкуренции и мошенничества в сфере производства и обслуживания. В этом контексте устанавливаются правила и нормы, контролирующие объективность и достоверность информации о продукции или услугах, предоставляемой потребителям.
Следует отметить, что актуальность данной темы не ослабевает, а, наоборот, возрастает в условиях динамично меняющейся экономической среды. Технологические инновации, изменения в потребительском поведении и глобализация требуют постоянного совершенствования систем контроля качества, что также отражается в правовых аспектах регулирования.
Правовое регулирование контроля качества в организации остается важным инструментом обеспечения честной и эффективной деятельности предприятий, способствуя защите интересов всех участников рыночных отношений и обеспечивая устойчивое развитие бизнеса в современных условиях.
Цель исследования заключается в глубоком анализе и понимании эффективности существующих правовых механизмов, направленных на обеспечение контроля качества в организациях.
Задачи исследования:
- изучить определение и роль контроля качества в деятельности предприятия;
- проанализировать правовые основы контроля качества в Республике Беларусь;
- выявить особенности системы внутреннего контроля качества;
- изучить организацию и функционирование внутреннего и внешнего контроля: роль персонала и организации в целом;
[...]
1 Теоретические аспекты правового регулирования контроля качества в организации
1.1 Определение и роль контроля качества в деятельности предприятия
Высокое качество продукции, поставляемой современными предприятиями, находятся в зависимости от непрерывного улучшения системы управления качеством предприятия.
Часто руководящие менеджеры организаций уделяют пристальное внимание именно системе управления финансовыми потоками, думая, что от ее правильной настройки зависит совокупная рентабельность предприятия и экономическая эффективность производства. С этим нельзя не согласиться, но финансы – это не единственная составляющая успеха. Так, к примеру, необходимо учитывать уровень качества выпускаемой продукции, поскольку «качество – это многоаспектная экономическая категория, а деятельность предприятия можно оценить, обратившись к уровню качества выпускаемой продукции» [1].
На данный момент на рынке сложились такая ситуация, при которой степень актуальности системы управления качеством продукции определяется совокупной эффективностью процессов по обеспечению должного уровня качества продукции для наиболее полного удовлетворения потребностей конечного потребителя товара или услуги. «Качество продукции» – это термин, который сейчас встречается крайне часто, и этот факт легко объяснить: дело в том, что именно от него зависит общая конкурентоспособность предприятия в целом отдельных наименований продукции в частности.
Помимо всего прочего, нужно отметить, что актуальность и важность работы над постоянным совершенствованием процессов контроля качества продукции на промышленном предприятии считается одним из наиболее значимых принципов современного менеджмента качества, согласно положениям стандартов ИСО.
Помимо обычного термина, качество является емкой и универсальной категорией, которая включает в себя всю специфику, особенности и прочие аспекты выпускаемой предприятием продукции или предоставляемых на рынок услуг. Отметим, что качество товара в качестве одного из наиболее значимых показателей уровня эффективности производства, трактуется по-разному. К примеру, в стандарте ISO 9000 этот термин носит определение совокупности определенных свойств, которые дают продукции способность удовлетворять
[...]
2 Практическая реализация контроля качества в ОАО «Глубокский МКК»
2.1 Система внутреннего контроля качества
Система внутреннего контроля качества в ОАО «Глубокский МКК» регулируется Положением о политике в области качества, которое утверждается генеральным директором компании.
Политика в области качества определяет общие намерения и направления деятельности компании для обеспечения качества. Она разрабатывается при участии высшего руководства, координационного совета и ведущего инженера по качеству.
После утверждения политика доводится до всех сотрудников компании. Каждый сотрудник должен знать и понимать политику в области качества, а также свою роль в ее реализации. Для этого политика разъясняется на собраниях, размещается на информационных стендах, включается в программы обучения.
Реализация политики обеспечивается через систему менеджмента качества компании. Ответственность за реализацию политики распределяется координационным советом.
Высшее руководство регулярно анализирует политику в области качества на актуальность и результативность. При необходимости проводится корректировка политики с разработкой новой редакции. Таким образом, в ОАО «Глубокский МКК» действует система внутреннего контроля качества на основе документированной политики, распределения ответственности, обучения персонала и регулярного анализа.
Контроль качества в ОАО «Глубокский МКК» начинается с разработки политики в области качества, которая определяет основные цели и направления работы компании для обеспечения качества продукции и услуг.
Для внедрения политики используется система менеджмента качества, охватывающая все подразделения и уровни управления компании. Важную роль играет доведение требований политики до каждого сотрудника и контроль за их исполнением.
Руководители подразделений несут ответственность за разъяснение политики в своих подразделениях и установление конкретных целей в области качества. Обучение персонала также включает информирование о политике компании в сфере качества [14].
Регулярный анализ результативности политики позволяет своевременно вносить в нее корректировки и обновления. Такой подход обеспечивает
[...]
Заключение
Подытожив все вышесказанное, автор приходит к следующему:
В результате проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что управление качеством выпускаемой на предприятии продукции нужно рассматривать как общую управленческую подсистему, которая затрагивает все аспекты деятельности предприятия. Таким образом, система менеджмента качества должна быть комплексной мерой, основная задача которой заключается в анализе ситуации прочих подразделений предприятия [7].
Применение комплексного анализа во время совершенствования процессов управления качеством – это оптимальный инструмент для настройки эффективной системы, которая позволит завоевать большое конкурентное преимущество мне зависимости от выбранной предприятием ниши.
В Республике Беларусь правовые основы контроля качества охватывают различные аспекты, направленные на обеспечение высоких стандартов и безопасности продукции и услуг. Одним из ключевых документов, регулирующих этот процесс, является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который определяет основные принципы обеспечения качества товаров и услуг на рынке.
Дополнительные нормативные акты, такие как технические регламенты и стандарты, играют важную роль в установлении требований к качеству продукции. Они создают основу для проведения технического контроля и сертификации, что способствует соответствию продукции установленным нормам и стандартам.
В рамках законодательства Беларуси существует система государственного контроля и надзора за качеством товаров и услуг. Государственные органы, ответственные за данную сферу, осуществляют мониторинг и проверку соответствия продукции установленным стандартам, а также взаимодействуют с производителями и потребителями для обеспечения эффективного контроля качества.
Белорусская система контроля качества также учитывает вопросы сертификации продукции, что дополнительно подчеркивает важность соответствия стандартам и требованиям. Этот процесс направлен на защиту прав потребителей и обеспечение им доступа к безопасным и качественным товарам и услугам.
Таким образом, правовые основы контроля качества в Республике Беларусь создают комплексный и устойчивый механизм, направленный на обеспечение высоких стандартов качества продукции и услуг, удовлетворяющих потребности и интересы потребителей.
[...]
1 Совершенствование СМК - один из основных путей ускорения экономического развития организаций // SuVan. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http ://www. suvan.net/nashi-publikacii/sovershenstvovanie-smk-odin-iz-osnovnih-putey-uskoreniya-ekonomicheskogo-razvitiya
2 Стандарты ISO 9000 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http : https://bpk.by/iso-9000
3 Глоссарий. Система менеджмента качества (СМК) // Business Studio. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/articles/article/glossariy_sistema_menedzhmenta_ka chestva_smk/
4 Электронный учебно-методическийcкий комплекс по учебной дисциплине «Современные тенденции развития методов обеспечения качества» для обучающихся II ступени получения высшего образования специальности 1-54 80 01 «Обеспечение качества» [Электронный ресурс] / Белорусский национальный технический университет, Кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» ; сост.: П. С. Серенков, Е. А. Белова, А. Н. Рудая. – Минск : БНТУ, 2021.
5 СКФУ. Управление качеством в международных корпорациях. –2016. – 167 с.
6 Николаев М. И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. – 116 с.
7 Голов Р. С., Агарков А. П., Мыльник А. В. Организация производства, экономика и управление в промышленности. – 2. – М. : Дашков и К°, 2017. – 858 с.
8 О защите прав потребителей : Закон Респ. Беларусь от 9 янв. 2002 г. № 90-З : в ред. от 5 января 2022 г. № 148-З : с изм. и доп. от 5 января 2022 г. № 148-З. – Минск : Амалфея, 2024.
9 О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 ноября 2017 г. № 877 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
10 О техническом нормировании и стандартизации : Закон Респ. Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З : в ред. от 5 января 2022 г. № 148-З : с изм. и доп. от 5 января 2022 г. № 148-З. – Минск : Амалфея, 2024.
11 ТКП 1.3-2010 (03220) Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://energodoc.by/document/view?id=1430
12 Корешков, В. Инновационная национальная стандартизация - для устойчивого развития экономики / В.Корешков // Юстыцыя Беларусi. - 2011. - № 8. - С. 14.
13 Буга, Д.М. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 31.12.2010 № 228-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (по состоянию на 31.03.2011) / Д.М.Буга // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. - Минск, 2024.
14 Государственное регулирование экономики. Учебное пособие /Под ред. доктора экономических наук, профессора Власова Г.Н. и кандидата экономических наук, доцента Желтова А.М. – Нижний Новгород, 2017. – 128с.
15 Алехин, Э.В.Фондовый рынок: основные процессы в начале 2016 г. / Э.В. Алехин // Проблемы инновационной экономики, технологического развития и импортозамещения: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 20-23.
16 Трунин, С.Н. Макроэкономика в работах У.А. Льюиса / С.Н.Трунин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.
17 Хасбулатов, Р. И., Экономические теории и экономическая политика = Economictheoryandeconomicpolicy / Р. И. Хасбулатов,М. Ю. Слепич // Международная экономика. – 2016. – № 6. – С. 28-45.
18 Бажанов, В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / В.А. Бажанов. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. – 153с.
19 Шевченко, И. Государственное антимонопольное регулирование уч. пособие / И. Шевченко/ Таганрог: ТГРУ. – 2009. – 342 с.
20 Швайка, Л. А. Государственное регулирование экономики Учебное пособие / Л.А. Швайка // Киев: Знание, 2006. – 435 c.
21 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. В.А. Кучинского. – Минск: Амалфея, 2015. – 656 c.
22 Анцупов, В.В. Экономическая функция государства./ Автореферат кандидатской диссертации /В.В. Анцупов. – Красноярск, 2016. – 35 с.