Коммерческая деятельность, как и любая другая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей. Коммерческая деятельность основывается на процессах, обусловливающих смену форм собственности и кругооборот капитала. Являясь атрибутом рынка, коммерческая деятельность формируется на его принципах. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность.
Коммерческая деятельность является основным звеном в деятельности торговой организации и представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли. Коммерческая деятельность связана с торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи. Под методами продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития и совершенствования розничной торговли и государственном регулировании этого процесса. Ведь благосостояние современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка.
Во – первых, розничная торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
1 Место и роль развозной торговли в обслуживании населения
Розничная торговля — конечная форма реализации товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие торговые точки. Предприятия розничной торговли реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, используя свои специфические приемы и методы розничной торговли.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (примерно 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли [1, с. 73].
Основным экономическим субъектом потребительской кооперации является потребительское общество, основной функцией которого является наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса обслуживаемого населения на товары и услуги с высокой культурой организации сбыта товаров и услуг.
Розничная торговля потребительской кооперации на этапах современного развития характеризуется повышенным влиянием конкурентной среды. В республике действуют свыше 30 тысяч торговых предприятий различных форм собственности. В результате произошло снижение доли потребительской кооперации в обороте розничной торговли республики.
Помимо интенсивного развития конкурентной среды, на снижение доли потребительской кооперации повлияли и другие объективные факторы:
˗ снижение количества обслуживаемого населения;
˗ специфика потребительского спроса, определяемая составом и социальной структурой сельского населения;
˗ более низкий уровень платежеспособности сельских жителей, чем в городах;
˗ необходимость сделать приоритетным обеспечение их социально значимыми товарами по фиксированным ценам.
Кроме того, потеря части потребительского рынка потребительской кооперацией обусловлена и субъективными факторами. Конкурирующие торговые предприятия используют прогрессивные методы продаж, проводят рациональную ассортиментную и ценовую политику, устанавливают оптимальные режимы работы, стремятся обеспечить более высокое качество обслуживания. Поэтому главным приоритетом, вытекающим из основных целей потребительской кооперации, было и остается улучшение торгового обслуживания населения [7, с.45].
[...]
2 Организационно-экономическая характеристика организации и объектов развозной торговли
Практическая часть исследования коммерческой деятельности по организации продажи автомагазинами будет проведена на базе Сенненского филиала Витебского областного потребительского общества.
Сенненский филиал Витебского областного потребительского общества осуществляет свою деятельность на территории Сенненского района Витебской области.
Приоритетными направлениями развития розничной торговли потребкооперации являются: насыщение торговой сети востребованными товарами производства кооперативной промышленности и отечественных производителей, модернизация и реконструкция, брендирование и структурирование торговой сети, внедрение прогрессивных технологий торговых процессов и элементов мерчандайзинга в розничной торговле.
Торговая отрасль Витебского облпотребобщества на 01.01.2023 года представлена 762 розничными торговыми объектами с торговой площадью 73,5 тыс.кв.м., из них 516 магазинов или 68% от общего количества расположены в сельской местности. По методу самообслуживания работают 643 магазина или 84,4%.
В системе потребительской кооперации области активно проводится работа по развитию системы безналичных расчетов путем оснащения торговой сети банковскими платежными терминалами. В магазинах потребительской кооперации области установлено около 1000 единиц терминального оборудования. Удельный вес магазинов, осуществляющих безналичный расчет с использованием банковских пластиковых карточек, составляет 98,9 процента.
Передвижная сеть потребительской кооперации представлена 120 автомагазинами, которые обслуживают более 3,6 тыс. населенных пунктов, в т.ч. 3,5 тыс. — не имеющих стационарную торговую сеть.
Парк подвижного состава постоянно обновляется, в 2019 году приобретено 7 современных специализированных автомагазинов.
В целях рыночного позиционирования торговых объектов организаций потребительской кооперации в условиях постоянно растущей конкуренции отработана Концепция типизации торговых объектов потребительской кооперации, в рамках которой внедрены современные технологии продаж, дизайн интерьера и фасадов зданий магазинов, в едином стиле оформлены элементы внутренней навигации, ценники, форменная одежда продавцов.
[...]
3 Разработка графиков и маршрутов доставки товаров
По данным приложения Д в Сенненском филиале имеются 12 автомагазинов, которые осуществляют работу согласно утвержденных маршрутов и графиков (Приложения Е-К).
В Сенненском филиале Витебского областного потребительского общества используются режимы работы, графики и маршруты движения автомагазинов на осеннее-зимний период, утвержденные председателем правления райпо и согласованные заместителем председателя райисполкома. Утверждение и согласование режимов работы, графиков и маршрутов движения на весеннее-летний осуществляется дополнительно. График загрузки автомагазинов по торгово-распределительным складам Сенненского филиала Витебского областного потребительского общества разрабатывает начальник оптово-розничной торговли и утверждает заместитель председателя правления. В нем указывается пункт погрузки (хлебозавод, склады), а также указывается время загрузки.
Автомагазинами четко исполняются требования, предъявляемые к автомагазинам потребительской кооперации, а именно:
- в целях совершенствования работы и повышения эффективности предприятий развозной торговли организация работы автомагазинов Брагинском филиале Гомельского областного потребительского общества по продаже товаров осуществляется в соответствии с «Правилами осуществления розничной торговли отдельными группами товаров и общественного питания», санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;
- режим работы, графики и маршруты движения автомагазинов утверждаются Правлением Брагинского филиала Гомельского областного потребительского общества по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами из расчёта торгового обслуживания малых населённых пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, не реже двух раз в неделю, временем стоянки автомагазина не менее 30 мин;
- в целях повышения эффективности работы автомагазинов, схема графиков и маршрутов движения должна быть разработана из расчёта обслуживания одним магазином в день не более 6-10 населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, временем стоянки в каждом населённом пункте исходя из численности обслуживаемого населения до 30 минут, наличия не более одного выходного дня (по графику);
- графики работы автомагазинов устанавливаются с расчетом заезда в первый населенный пункте позднее 9 часов.
[...]
4 Ассортимент реализуемых товаров и используемый метод продажи
Формирование ассортимента товаров происходит в соответствии с характером спроса населения.
Формирование ассортимента товаров осуществляется следующим образом.
Устанавливается структура ассортимента для каждого магазина с учетом его типа, месторасположения, площади магазина. Далее структура ассортимента увязывается с планом товарооборота.
Подбирается внутригрупповой ассортимент по отличительным признакам с привязкой его к конкретной торговой площади.
Далее разрабатывается ассортиментный перечень для каждого магазина. Разработкой обязательных ассортиментных перечней занимаются товароведы коммерческого отдела организации по каждой товарной группе. Затем в коммерческом отделе данная информация аккумулируется и составляется ассортиментный перечень, который подписывается председателем райпо.
После этого обязательный ассортиментный перечень согласовывается с начальником отдела торговли и услуг Витебского райисполкома (контроль за наличием лицензии на осуществление розничной торговли, недопущение ограничения продажи отдельных товаров, в первую очередь, социально значимых).
Ассортиментный перечень устанавливается для объектов торговли всех форм собственности. Товары, включенные в перечни должны быть в наличии в течение всего рабочего дня. Перечень вывешивается на видном для покупателей месте.
В ассортиментном перечне указывается наименование (вид) товара (товарной группы) и количество их разновидностей. Владелец торгового объекта вправе реализовать товары. Не включенные в ассортиментный перечень. При этом должны соблюдаться установленные нормативными актами требования к их реализации и хранению.
Согласование ассортиментного перечня осуществляется структурными подразделениями районных или городских исполнительных комитетов. Местных администраций. Осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере торговли, по месту нахождения торгового объекта, а при осуществлении развозной торговли — по месту регистрации его владельца.
Согласованный ассортиментный перечень действует бессрочно (до закрытия торгового объекта).
[...]
Заключение
Коммерческая деятельность по организации розничной торговли товарами очень ответственна, поскольку именно в розничной торговой сети завершается процесс доведения товара от производства до потребителя и изменяется форма стоимости. Основные элементы коммерческой деятельности при организации розничной торговли определяются необходимостью создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения потенциальных покупателей их потребностей и требований к отдельным товарам.
Так как в Республике Беларусь огромное количество сельских жителей, а большинство деревень не имеют стационарных пунктов торговли, то организациями потребительской кооперации организованы разъездные торговые пункты, которые называются автомагазинами.
Так на 01.01.2023 года 549 автомагазинов потребкооперации обслуживают 14,8 тысячи сельских населенных пунктов, свыше 5,3 тысячи из которых насчитывают менее 10 жителей.
Практическая часть курсовой работы написана на материалах Сенненского филиала Витебского областного потребительского общества, который осуществляет свою деятельность на территории Сенненского района Витебской области.
Доля рынка Сенненского филиала Витебского областного потребительского общества в общем товарообороте Сенненского района составляет 31,73% в 2021 году и 23,81% в 2022 году. При этом наблюдается снижение розничного товарооборота на 13,2%, что значит, что организация уменьшила объемы реализации и сработала неэффективно.
В Сенненском филиале разработаны и функционируют 12 автомагазинов.
Товарооборот автомагазинов в 2022 году уменьшился на 3,8%. Наибольшее уменьшение произошло в торговле автомагазина №6 — на 30,7%, а наибольший рост — автомагазин №33 на 9,6%. Таким образом, можно сделать вывод, что Сенненском филиале наблюдается проблема в реализации товаров автомагазинами за 2022 год.
В Сенненском филиале Витебского областного потребительского общества используются режимы работы, графики и маршруты движения автомагазинов на осеннее-зимний период, утвержденные председателем правления райпо и согласованные заместителем председателя райисполкома. Утверждение и согласование режимов работы, графиков и маршрутов движения на весеннее-летний осуществляется дополнительно. График загрузки автомагазинов по торгово-распределительным складам Сенненского филиала Витебского областного потребительского общества разрабатывает начальник
[...]