Введение
Глава 1 Понятие и виды учёта в сфере охраны окружающей среды
1.1 Понятие учета в сфере охраны окружающей среды
1.2 Виды учета в сфере охраны окружающей среды
Глава 2 Государственные кадастры природных ресурсов: понятие, виды и назначение
2.1 Понятие государственных кадастров природных ресурсов
2.2 Виды и назначение государственных кадастров природных ресурсов
Глава 3 Понятие и назначение экологического паспорта предприятия
Заключение
Список использованных источников
ВведениеАктуальность темы «Правовое регулирование учета природных ресурсов и ведения природных кадастров» заключается в том, что природные ресурсы являются важным фактором развития экономики и обеспечения жизненных потребностей людей. Однако, необходимо учитывать, что природные ресурсы ограничены и их использование должно осуществляться с учетом принципов устойчивого развития и сохранения биологического разнообразия.
Правовое регулирование учета природных ресурсов и ведения природных кадастров позволяет обеспечить контроль и эффективное использование этих ресурсов, а также предотвратить незаконную добычу и разрушение природной среды.
Проблемы, связанные с недостаточным учетом природных ресурсов и отсутствием природных кадастров, могут привести к негативным последствиям, таким как истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, ухудшение качества жизни населения и угрозы для экосистем.
Актуальность данной темы подтверждается также международными соглашениями, направленными на охрану природных ресурсов и биологического разнообразия, такими как Конвенция ООН о биологическом разнообразии и Парижское соглашение о климате. Эти соглашения обязывают государства разрабатывать и реализовывать меры по учету природных ресурсов и ведению природных кадастров.
Таким образом, правовое регулирование учета природных ресурсов и ведения природных кадастров является актуальным в контексте устойчивого развития и сохранения природной среды для будущих поколений. Это позволяет обеспечить эффективное использование природных ресурсов, предотвратить их истощение и сохранить биологическое разнообразие.
[...]
Глава 1 Понятие и виды учёта в сфере охраны окружающей среды
1.1 Понятие учета в сфере охраны окружающей средыДля выявления особенностей юридического регулирования учета в сфере охраны окружающей среды необходимо рассмотреть понятие учета. В эколого-правовой литературе обычно описывается сущность учета в области охраны окружающей среды через содержание соответствующей деятельности.
Под учетом в целом подразумевается количественное отражение информации о событиях, действиях и других фактах, связанных с состоянием общества, которое используется для управления на различных организационных уровнях. Важной характеристикой учета, определяющей его сущность, является количественное отражение информации в учетной документации установленной формы. На основе этого предлагается юридически значимое определение учета в области охраны окружающей среды.
Таким образом, учет в сфере охраны окружающей среды представляет собой «деятельность по непрерывному сбору, обработке, систематизации и фиксации информации о состоянии окружающей среды, воздействиях на неё и мерах по её охране, использовании природных ресурсов, а также другой экологической информации, полученной из первичных учетных документов» [17, с. 588].
В это же время, анализ экологического и другого законодательства позволяет отметить наличие следующих специфических признаков учёта в области охраны окружающей среды:
- осуществление во взаимодействии с другими организационно-правовыми механизмами охраны окружающей среды, в частности, планированием, нормированием, мониторингом, государственной экологической экспертизой и контролем, что позволяет рассматривать учёт в области охраны окружающей среды как один из элементов экологического сопровождения хозяйственной и другой деятельности;
[...]
Глава 2 Государственные кадастры природных ресурсов: понятие, виды и назначение
2.1 Понятие государственных кадастров природных ресурсов
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.
Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу Республики Беларусь.
Понятие государственного кадастра природных ресурсов определено в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Так, в соответствии с ней, он представляет собой «систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании».
Кроме того, в главе 12 названного Закона, где речь идёт, в частности, об учёте в области охраны окружающей среды, в ст. 72 установлено, что «государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учёта количественных, качественных и других характеристик природных ресурсов, а также для учёта объёма, характера и режима их использования».
[...]
Глава 3 Понятие и назначение экологического паспорта предприятия
Экологический паспорт предприятия можно определить как «специализированный документ, который устанавливает правила функционирования данного объекта в отношении охраны окружающей среды, использования ресурсов, а также проведение эколого-экономической оценки его деятельности».
В свою очередь, разработка экологических паспортов промышленными предприятиями обеспечивает получение достоверной информации о состоянии окружающей среды в зоне расположения данных объектов, не только на местном уровне, но и в общем по стране. Это позволяет выявлять экологические риски и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение общей экологической ситуации в изучаемом регионе [7, с. 490].
Кроме того, как отмечают экологические специалисты, «экологические паспорта, как для отдельных территорий, так и для конкретных объектов, необходимы для отражения воздействия данного объекта на окружающую среду по каждому фактору в течение всего его жизненного цикла. Обобщенные данные из экологических паспортов различных объектов на одной территории позволяют построить многомерную модель экологического фона этой территории. Это также обеспечивает возможность контролировать изменения экологического фона при возведении нового объекта или изменениях в экологической ситуации, например, при увеличении числа автомобилей у населения, что наблюдается практически повсеместно за последние два десятилетия» [1, с. 80].
Таким образом, экологический паспорт является одним из значимых документов, опираясь на данные которого осуществляется государственный экологический контроль. Разрабатывается он на основе экологической документации предприятия, в частности, такой как:
- данные статистической отчётности;
- экологические разрешения;
- расчёт допустимых нормативов по данным разработанного и согласованного проекта;
- данные инвентаризации,
- сведения об очистных сооружениях;
- прочие нормативные правовые документы в сфере охраны окружающей среды.
[...]
Заключение
В ходе исследования сделаны следующие выводы:
Учёт в области охраны окружающей среды – это деятельность по непрерывному сбору, обработке, систематизации и фиксации информации о состоянии окружающей среды, воздействиях на неё и мерах по её охране, использовании природных ресурсов, другой экологической информации, полученной из первичных учётных документов. К видам данного учёта, в свою очередь, можно отнести:
- государственный, осуществляемый государственными органами;
- осуществляемый субъектами, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
Государственный кадастр природных ресурсов представляет собой упорядоченный набор данных о количественных и качественных свойствах природных ресурсов, их экономической оценке и способах использования.
К видам государственных кадастров природных ресурсов в Республике Беларусь следует отнести следующие:
- земельный;
- государственный кадастр недр;
- водный;
- атмосферного воздуха;
- лесной кадастр;
- растительного и животного мира;
- климатический;
- кадастр отходов.
Цель этих кадастров заключается в учете количественных, качественных и других характеристик природных ресурсов, а также в учете объема, характера и режима их использования.
[...]
1 Байдюк, С. А. Проблемы экологической безопасности в строительстве / С. А. Байдюк, Л. В. Большеротова, А. Л. Большеротов // Жилищное строительство. – 2011. – № 3. – С. 78 – 80.
2 Балашенко, С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды: монография / С. А. Балашенко. – Минск: Белорусский государственный университет, 2000. – 341 с.
3 Балашенко, С. А. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова. – Минск: Вышэйшая школа, 2021. – 399 с.
4 Балашенко, С. А. Экологическое право: учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.]; под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лизгаро. – Минск: Белорусский государственный университет, 2008. – 379 с.
5 Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. – Москва: КонсультантПлюс, 2008. – 305 с.
6 Захаркина, А. В. Экологическое право: учебное пособие / А. В. Захаркина. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. – 160 с.
7 Калюжный, С. А. Особенности разработки экологического паспорта предприятия / С. А. Калюжный, Г. И. Сметанкина, О. В. Дорохова // Экономика и социум. – 2018. – № 9 (52). – С. 489 – 492.
8 Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс] : 23 июля 2008 г., № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
9 Кодекс о недрах Республики Беларусь от 14 июля 2008 года № 406-3: принят Палатой представителей 10 июня 2008 года: одобрен Советом Республики 20 июня 2008 года [Электронный ресурс]: в ред. от 03.11.2012 г. // Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2023.
10 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.minpriroda.gov.by/ru.
11 Михайлов, В. В. Экологический паспорт предприятия и особенности его составления / В. В. Михайлов, Г. И. Сметанкина, О. В. Дорохова // Экономика и социум. – 2018. – № 11 (54). – С. 661 – 663.
12 О животном мире: Зaкoн Респ. Белaрусь, 10 июля 2007 г., № 257-З // ЭТАЛОН – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
13 Об охране окружающей среды: Зaкoн Респ. Белaрусь, 26 ноября 1992 г., № 1982-XII // ЭТАЛОН – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
14 Об утверждении Инструкции о порядке ведения экологического паспорта предприятия: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 7 июня 2013 г., № 25 // [Электронный ресурс] ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
15 Об утверждении Положения о порядке государственного учёта в области охраны окружающей среды: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 октября 2007 г., № 1353 // [Электронный ресурс] ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
16 Саркисов, О. Р. Экологическое право: учебное пособие / О. Р. Саркисов, Е. Л. Любарский. – Казань: Центр инновационных технологий, 2014. – 335 с.
17 Шахрай, И. С. Учёт в области охраны окружающей среды: проблемы правового регулирования / И. С. Шахрай // Белорусский государственный университет. – 2013. – С. 588 – 595.
18 Шимова, О. С. Основы экологии и экономика природопользования: учебник / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2002. – 322 с.
19 Экологический паспорт предприятия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ecoskygroup.by/ekologicheskoe-normirovanie/ekologicheskij-pasport-predpriyatiya/.
20 Экологическое право: учебное пособие / А. Н. Сапогин [и др.]; под общ. ред. А. Н. Сапогина; учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», – Минск: Академия МВД, 2018. – 355.