Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи самооценки и тревожности у подростков
1.1 Сущность самооценки в психологических исследованиях
1.2 Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе
1.3 Особенности самооценки и тревожности в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и тревожности у подростков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Характеристика результатов исследования самооценки и тревожности подростков
2.4 Анализ взаимосвязи самооценки и тревожности подростков
2.5 Рекомендации по снижению тревожности у подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Тревожность является распространенной психологической проблемой подрастающего поколения. Подростки с тревогой часто испытывают такие проблемы социальной адаптации, как патологическое использование Интернета, девиантное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, низкая успеваемость, трудности в установлении социальных контактов. Установлено, что постоянно переживаемое состояние повышенной тревожности может снижать познавательную активность, концентрацию внимания, работоспособность, и, таким образом, негативно влиять на эффективность учебной деятельности, препятствовать социализации школьников и их адаптации к новым ситуациям, что является необходимым условием для формирования личности, способной к полноценной самореализации в различных жизненных сферах. Школьники, которые испытывают беспокойство, могут вызвать дальнейшее беспокойство в процессе обучения и не зависят от собственного мнения и уверенности в себе. Они могут испытывать трудности в ситуациях, требующих независимого выбора или творческого мышления. Беспокойство может негативно повлиять на вашу способность распознавать новую информацию и концентрировать внимание.
Подростковый возраст – это период развития, связанный со значительными физическими, социальными и психологическими изменениями. Это период, в течение которого наиболее вероятно возникновение ряда психических состояний, включая тревожность. На возникновение тревожности у подростков влияют многие факторы, как социальные, так и психологические. Особая роль принадлежит психологическими факторам, отражающим особенности индивидуальности подростков.
Самооценка играет важную роль в жизни. Это важный аспект индивидуального самосознания, который определяет их социальное положение и характер их взаимоотношений с окружающими. Самооценка развивается на разных этапах в процессе формирования личности отдельного человека и происходит как общее воплощение процесса самосознания. В процессе продвижения к более высокому генетическому уровню психической зрелости у людей в разной степени развивается адекватная и стабильная самооценка. Самооценка является важным фактором профессионального и личностного роста подростка.
Феномен самооценки изучали В.К. Вилюнас, Ю.А. Мохова, В.В. Столин, У. Джемс, Р. Бернс, А. Маслоу, Р. Куперсмит, К. Роджерс и др.
[...]
Глава 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи самооценки и тревожности у подростков
1.1 Сущность самооценки в психологических исследованиях
В контексте психологии самооценка является основным компонентом самосознания, показателем самоотношения, отражением самоотношения к себе, важным понятием, которое интегрировано в представление о себе.
Феномен самооценки изучается многими отечественными и зарубежными психологами. В зарубежной психологии самооценка определяется как совокупность индивидуальных представлений и рассматривается как часть структуры «Я-концепции».Согласно Р. Бернсу, «Я-концепция» включает в себя индивидуальные идеи и мнения, а самооценка – это эмоциональная оценка своего выражения, которые могут иметь различную интенсивность в зависимости от того, принимаются или нет определенные аспекты представления о себе. Определенное поведение и потенциальные реакции, которые могут быть вызваны самооценкой, также тесно связаны с образом «Я» [5, с. 56].
Оценочный элемент связан с аспектом личностной оценки, когда индивид пытается охарактеризовать себя. Другими словами, «я-концепция» тесно связана не только с описанием черт личности, но и с набором переживаний, которые оцениваются. Самооценка зависит от контекста и непосредственного когнитивного содержания. Согласно Р. Бернсу, именно сравнение реального образа себя с идеальным образом себя играет важную роль в формировании самооценки. Человек, который действительно достигает характеристик и качеств, содержащихся в его идеальном представлении о себе, обладает высокой самооценкой. Однако, если вы чувствуете разрыв между этими качествами и реальными результатами, ваша самооценка обычно низкая [5, с. 58].
Также К. Роджерс считал, что самооценка является незаменимым элементом, который формируется в процессе социализации личности индивида. Функции его «Я-концепции» включают контроль и интерпретацию поведения, влияние на выбор деятельности индивида, что влияет на развитие положительной и отрицательной самооценки. Посредством самопознания индивид видит окружающий мир, но не контролирует свои действия, символизируя важную часть сознательного опыта. Формирование самооценки происходит в основном в младенчестве и подростковом возрасте. Согласно Роджерсу, «я-концепция» включает в себя не только самооценку индивида, но и идеальный образ самого себя. Психологическая дисгармония может возникнуть из-за несоответствия между образом самого себя и реальным опытом [26, с. 150].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и тревожности у подростков
2.1 Организация и методы исследования
В настоящей работе изложены результаты исследования, которое направлено на изучение взаимосвязи самооценки и тревожности у подростков
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь самооценки и тревожности в подростковом возрасте.
Характеристика этапов исследования.
В осуществлении эмпирического исследования выступали четыре этапа, имеющие собственные конкретные цели.
На первом этапе был осуществлен подбор методик.
На втором этапе проводилась исследовательская работа по изучению самооценки и тревожности у подростков.
На третьем этапе осуществлена обработка данных, систематизирован полученный в результате научного исследования материал, обобщена вся имеющаяся информация по проблеме исследования. Результаты обработаны и проанализированы с помощью методов описательной и математической статистики.
На четвертой этапе были разработаны рекомендации, направленные на снижение тревожности у подростков.
Период исследования: январь 2024 года.
Контингент и эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Общеобразовательная школа «ГУО Ивьевская средняя школа». В качестве испытуемых выступили 30 учащихся в возрасте 11-13 лет, 10 девочек и 20 мальчиков 7 класса.
Для исследования были использованы 2 методики
1. Методика «Диагностика общей самооценки личности» Г.Н. Казанцевой [11].
2. Тест «Школьной тревожности Филлипса» [16].
Рассмотрим кратко использованные тесты.
1. Методика «Диагностика общей самооценки личности» Г.Н. Казанцевой. Приложение А.
[...]
Заключение
1. Проведенный теоретический анализ позволяет лучше понять взаимосвязь между самооценкой и тревожностью у подростков. Исследования Е. В. Дорофеевой, И.А. Кирюшкина, К. Р. Сидорова указывают на то, что низкая самооценка может быть тесно связана с повышенным уровнем тревожности, в то время как высокая самооценка обычно сопровождается низким уровнем тревожности. Эти два аспекта психологического состояния подростка могут взаимно влиять друг на друга, создавая важный психологический контекст для их развития и функционирования.
2. Подростковый возраст – важный этап личностного развития, когда происходит перестройка всех сфер – физиологической, психологической и социальной. Самооценка подростка претерпевает существенные изменения. Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешность, социальную роль в коллективе, свои достоинства и недостатки, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. Подростковый возраст является критической фазой для развития тревожности, что может быть вызвано чрезмерным академическим и социальным давлением, напряжением в школьной среде, взрослением и физиологическими изменениями.
3. Эмпирическое исследование позволило выявить, что большая часть подростков (50%, N=15) характеризуется средней самооценкой – у них адекватные представления о себе, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей, иногда сомневаются в своих действиях, дают умеренную оценку своим качествам. Большинство подростков (90%, N=27) характеризуется низким уровнем школьной тревожности. Это означает, что большинство подростков в целом испытывают относительно мало тревоги в школьной среде и, вероятно, способны эффективно справляться с школьными заданиями и социальными аспектами школьной жизни без существенных душевных нагрузок.
В результате корреляционного анализа установлено: уровень самооценки отрицательно коррелирует с тревожностью (r= -0,42; p≤0,05). Это означает, что чем выше оценка собственных качеств, уверенность в себе и убежденность в правильности своего поведения у подростка, тем ниже вероятность возникновения эмоциональных состояний, связанных с его участием в различных аспектах школьной жизни. Гипотеза подтвердилась.
4. Предложены рекомендации для родителей и подростков по снижению тревожности. Важным моментом в работе по профилактике и преодолению тревожности у подростков является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком двигательной свободы, пластики движений.
1. Аминов, Н. А. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И. П. Павлову) / Н. А. Аминов // Мир психологии. – 2019. – № 2. – С. 283–296.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. – М. : С.-Петерб. ун-т, 2007. – Т. 2 : Развитие и воспитание личности. – 546 с.
3. Астапов, В. М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика : монография / В. М. Астапов, Е. Е. Малкова. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 367 с.
4. Барышникова, Р. Д. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной и отечественной литературе / Р. Д. Барышникова // Инициатива в образовании и развитие творческого потенциала современной науки : сб. науч. тр. / ООО «СитИвент». – Казань, 2019. – С. 48–52.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. / Р. Бернс ; под ред. В. Я. Пилиповского. – М. : Прогресс, 1986. – 420 с.
6. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европ. исслед. – 2015. – № 10. – С. 107–112.
7. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–76.
8. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс // Психология самосознания : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2003. – С. 7–44.
9. Дорофеева, Е. В. Социальный интеллект и социальная тревожность в подростковом возрасте / Е. В. Дорофеева // Современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: реализация принципов конвенции о правах ребенка : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17 нояб. 2022 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; редкол.: В. В. Дубицкий (науч. ред.) [и др.]. – Екатеринбург, 2022. – С. 236–240.
10. Еникеева, К. М. Сравнительная характеристика самооценки младших и старших подростков / К. М. Еникеева, А. Н. Яшкова // Актуал. проблемы и перспективы развития соврем. психологии. – 2015. – № 1. – С. 87–90.
11. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – Минск : [б. и.], 1993. – 100 с.
12. Ибахаджиева, Л. А. Тревожность как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления / Л. А. Ибахаджиева // Междунар. науч.-исслед. журн. – 2021. – № 11–4. – С. 45–49.
13. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард ; пер. с англ. А. Татлыбаева. – СПб. [и др.] : Питер, 2006. – 460 с.
14. Исраилова, Х. З. Тревожность личности как социально-психологическая проблема / Х. З. Исраилова, М. М. Хабибулаева, Р. М. Эхаева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания : материалы ежегод. межрегион. студен. науч.-практ. конф., Грозный, 13 апр. 2019 г. / Чечен. гос. ун-т ; отв. ред. Н. У. Ярычев. – Грозный, 2019. – С. 94–100.
15. Кайгородова, Е. В. Сравнительная характеристика понятия «тревожность» / Е. В. Кайгородова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чебоксары, 22 дек. 2022 г. / Чуваш. респ. ин-т образования ; гл. ред. Ж. В. Мурзина. – Чебоксары, 2022. – С. 334–335.
16. Кирюшкин, И. А. Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с состоянием адаптации : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / И. А. Кирюшкин ; Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. – Хабаровск, 2004. – 25 с.
17. Купченко, В. Е. Самоконтроль, агрессия, импульсивность подростков с различным суицидальным риском / В. Е. Купченко // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24, № 4. – С. 92–97.
18. Маленова, А. Ю. Ситуация учебного неуспеха, факторы и особенности ее преодоления в подростковом возрасте / А. Ю. Маленова // Вестн. Омс. ун-та. – 2019. – № 2. – С. 32–41.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Мухина. – 7-е изд., перераб. и испр. – М. : Академия, 2008. – 623 с.
20. Никитин, И. В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения / И. В. Никитина // Соц. и клинич. психиатрия. – 2010. – Т. 20, № 1. – С. 80–85.
21. Особенности проявления тревожности у подростков 13–14 лет / Т. М. Параничева [и др.] // Новые исслед. – 2018. – № 2. – С. 88–101.
22. Пантелеева, Н. Г. Особенности развития личности в подростковом возрасте / Н. Г. Пантелеева // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., Дербент, 27 февр. 2020 г. / редкол.: Э. А. Пирмагомедова (отв. ред.) [и др.]. – М., 2020. – С. 470–477.
23. Переведенцева, М. В. Особенности характера современного подростка / М. В. Переведенцева, С. А. Великова // Психология учебной и профессиональной деятельности : сб. тр. конф., Владимир, 27–28 марта 2018 г. / Владимир. гос. ун-т ; ред. Н. В. Шаманин. – Владимир, 2018. – С. 106–110.
24. Петрайтене, М. В. Специфика проявления тревожности у подростков / М. В. Петрайтене, А. С. Тюрнина // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф., Борисоглебск, 23 мая 2017 г. / отв. ред. Е. А. Кудрявцева. – Борисоглебск, 2017. – С. 125–129.
25. Прихожан, А. М. Психология тревожности дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 191 с.
26. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию : пер. с англ. / К. Р. Роджерс. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 414 с.
27. Самойлова, А. О. Изучение типов темперамента у подростков / А. О. Самойлова, С. Е. Воробьева, Г. В. Самойлова // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения : материалы III Регион. науч.-практ. конф., Омск, 12 февр. 2016 г. / Сибир. гос. ун-т физ. культуры и спорта ; редкол.: Т. П. Бакурова, О. В. Чудаков, Ю. Ю. Раянова. – Омск, 2016. – С. 180–183.
28. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2016. – № 2. – С. 224–234.
29. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Вып. 2. – С. 42–49.
30. Темиева, А. Р. Самооценка личности как психологический феномен / А. Р. Темиева, Е. Ф. Сердюкова // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания : материалы ежегод. межрегион. студен. науч.-практ. конф., Грозный, 13 апр. 2019 г. / Чечен. гос. ун-т ; отв. ред. Н. У. Ярычев. – Грозный, 2019. – С. 107–110.
31. Ханин, Ю. Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности / Ю. Л. Ханин // Вопр. психологии. – 1993. – № 5. – С. 51–55.
32. Хухлаева, О. В. Психология подростка : учеб. пособие для студентов вузов / О. В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 158 с.
33. Черепкова, Н. В. Формирование самоотношения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Н. В. Черепкова, М. Ю. Кузнецова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2013. – Т. 3. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/53601.htm.