Введение
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступления нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
1.1 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.2 Объективные и субъективные признаки преступления нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
Глава 2 Проблемные вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по уголовному законодательству Республики Беларусь
2.1 Ограничения нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступления
2.2 Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Заключение
Список использованных источников
Введение Тема «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» остается актуальной в нашем обществе по нескольким причинам.
Во-первых, безопасность на дорогах является одной из приоритетных задач государства. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может привести к серьезным последствиям, включая аварии, травмы и смерти. Поэтому поддержание дисциплины и соблюдение правил является необходимым условием для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
Во-вторых, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может нанести значительный ущерб окружающей среде. Неправильное использование автомобилей, выбросы вредных веществ и загрязнение окружающей среды могут иметь негативные последствия для здоровья людей и экологической устойчивости.
В-третьих, правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются основой для поддержания порядка на дорогах и обеспечения эффективности транспортной системы. Соблюдение правил позволяет избежать пробок, улучшить проходимость дорог и обеспечить более безопасное и комфортное передвижение.
В-четвертых, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является преступлением согласно статье 317 Уголовного кодекса. Это означает, что лица, совершающие такие нарушения, подлежат наказанию в соответствии с законом. Это напоминает обществу о необходимости соблюдения правил и привлекает внимание к проблемам, связанным с безопасностью и экологической устойчивостью.
Таким образом, тема «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» остается актуальной и требует постоянного внимания и контроля со стороны государства, общества и каждого отдельного участника дорожного движения.
Объект исследования – общественные отношения в области нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по законодательству Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.317 УК), а также научная литература и статьи периодических изданий.
[...]
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика преступления нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
1.1 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
В Республике Беларусь уголовная ответственность за дорожно-транспортные преступления регулируется Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК).
Один из методов борьбы с дорожно-транспортными происшествиями - улучшение действующего уголовного законодательства. В Республике Беларусь в 2013 году был принят Закон № 60-З, который усилил уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения или наркотическом опьянении. Это привело к изменению статей УК Республики Беларусь: статья 57 ч.2 была изменена таким образом, что за преступление по неосторожности лишение свободы не может превышать 10 лет; статья 317 УК была дополнена частями 4 и 5, а статья 317-1 УК была переформулирована [1; 2].
Новые изменения в уголовном законодательстве Республики Беларусь, связанные с ужесточением наказания за управление транспортным средством в состоянии опьянения или под действием наркотических веществ, дали положительные результаты в снижении числа дорожно-транспортных происшествий. Однако, для более эффективной борьбы с данными преступлениями, правительство Беларуси продолжает совершенствовать уголовное законодательство, путем пересмотра пределов наказания, таких как лишение права занимать должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 года № 85-З [3], данный вид наказания может быть назначен на срок 10 лет для лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 317 и ст. 317-1 УК. Кроме того, данное наказание применяется в качестве дополнительного, и распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того на срок, установленный приговором [4, c. 219].
На современном этапе действует множество международных документов, которые регулируют дорожное движение и безопасность на дорогах. Однако, уголовное законодательство в разных странах может отличаться, в том числе и по вопросам уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления.
[...]
Глава 2 Проблемные вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по уголовному законодательству Республики Беларусь
2.1 Ограничения нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступления
Умение правильно классифицировать преступления, то есть определить соответствующую уголовно-правовую норму, которая точно отражает фактические обстоятельства совершенного деяния, позволяет разграничить деяния, которые являются преступными, от тех, которые не являются таковыми. Это также позволяет дать законную оценку совершенным деяниям, соответствующую закону, определить конкретные фактические обстоятельства, в которых присутствуют элементы состава преступления, и которые необходимо доказать в рамках уголовно-процессуальной процедуры. Также это гарантирует соблюдение законности при вынесении решений следователями и судьями, а также обеспечивает выполнение целей уголовного права и процесса в процессе их применения [13, с. 16].
Примерно так же, следователь в своем постановлении о привлечении к уголовной ответственности, а судья – в приговоре, должны указывать, какие конкретные нормы Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были нарушены обвиняемым, каким образом произошло это нарушение, и связано ли оно причинно-следственно с наступившими преступными последствиями. Также необходимо изложить механизм происшедшего ДТП [9, с. 158].
При расследовании уголовных преступлений, связанных с использованием автотранспорта, возникает сложность в классификации действий водителей специальных технических средств (строительных машин, комбайнов, тракторов и т.д.), так как они могут использоваться как для своего непосредственного назначения, не связанного с безопасностью движения, так и как транспортные средства. В случае таких преступлений необходимо выяснить, использовались ли данные средства как транспортные или же вред был причинен при выполнении других (нетранспортных) работ. В первом случае страдают общественные отношения, связанные с безопасностью движения, которые составляют основу для автотранспортных преступлений, а во втором – другие общественные отношения.
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем следующие выводы:
Анализ уголовного законодательства различных стран показал, что в некоторых случаях уголовная ответственность за совершение преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, закреплена в главах и разделах Уголовного кодекса, не связанных напрямую с транспортом, например, в главах, посвященных общественной безопасности или общественному порядку. В таких случаях квалификация происходит по соответствующим статьям, устанавливающим ответственность за нанесение тяжких телесных повреждений или убийство по неосторожности. Однако в большинстве рассмотренных стран преступления, связанные с безопасностью дорожного движения, регулируются специальными статьями уголовного законодательства, где закреплены конкретные признаки состава преступления и наказание за его совершение.
Следует отметить, что различение между объективными и субъективными признаками преступления в области нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств является важным аспектом для правовой системы и правопорядка. Объективные признаки, такие как фактическое нарушение правил, установленные на законодательном уровне, предоставляют основу для определения преступности. Однако субъективные признаки, такие как намерение или небрежность в поведении водителя, могут влиять на квалификацию преступления и на размер наказания.
Необходимо подчеркнуть, что эффективное противодействие нарушениям в области дорожного движения требует сбалансированного подхода, учитывающего как объективные, так и субъективные аспекты. Повышение осведомленности об ответственности за нарушение правил дорожного движения, обучение безопасному вождению и ужесточение наказаний за сознательные нарушения могут способствовать снижению числа происшествий на дорогах и обеспечению общественной безопасности.
Вопрос об отграничении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных составов преступления остается важной темой в уголовном законодательстве. Анализ представленных аргументов и размышлений свидетельствует о несовершенстве и неоднозначности существующих подходов к классификации преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
[...]
1. Уголовный кодек Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999, № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г., по состоянию на 9 марта 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения : Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г. № 60-З : в ред. от 6 января 2021 г. № 93-З : с изм. и доп. от 6 января 2021 г. № 93-З. – Минск : Амалфея, 2024.
3. Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности : Закон Респ. Беларусь от 6 января 2021 г. № 85-З : в ред. от 6 января 2021 г. № 85-З : с изм. и доп. от 6 января 2021 г. № 85-З. – Минск : Амалфея, 2024.
4. Шалаев, Р. В. Новации в уголовном наказании как метод борьбы с дорожно-транспортным травматизмом / Р. В. Шалаев // Научный поиск курсантов : сборник материалов Международной научной конференции, Могилев, 19 февраля 2021 года. – Могилев: Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2021. – С. 218-219.
5. Шамардин, С. О. Анализ уголовного законодательства зарубежных стран и Республики Беларусь в области безопасности дорожного движения / С. О. Шамардин // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов :междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 28 янв. 2022 г.) : тез. докл. / Акад. М-вавнутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: П. В. Гридюшко (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2022. – С. 184–185.
6. Линкевич, А.Е. К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / А.Е. Линкевич // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 6. – 110-113.
7. Смирнов, Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис…канд. юрид. наук / Д.В. Смирнов. – М., 2021. – 32 с.
8. Коробеев, А.И. Транспортные преступления / А.И. Коробеев. – СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2020. – 404 с.
9. Куринов, Б.А. Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность / Б.А. Куринов. – М.: Юрид. лит., 2020. – 208 с.
10. Гвоздева, Е.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис…канд.юрид. наук / Е.В. Гвоздева. – М., 2017. – 204 с.
11. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 317-318, 321 УК): постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1 октября 2008 г. № 7 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
12. Правила дорожного движения: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
13. Баранчиков, М.В. Проблемы установления причин дорожно-транспортных преступлений / М.В. Баранчиков // Вестник Белоруского государственного университета. – 2014. – № 6. – С. 12-17.
14. Кирвель, В. К. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств: пособие / В. К. Кирвель. – Минск: Амалфея, 2016. – 73 с.
15. Нафиков, М.М. Проблемы определения субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 317 УК (вопросы теории и практики) / М.М. Нафиков // Судебный вестник. – 2019. – № 2. – С. 24-27.
16. Семикин, М.А. Специальная цель: обязательный признак субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК / М.А. Семикин // Научная дискуссия. – 2016. – № 3. – С. 13-16.
17. Бабий, Н.А. О новых правилах квалификации преступлений и «старых» проблемах нового уголовного закона / Н.А. Бабий // Юстиция Беларуси. – 2007. – № 5. – С. 36-39.
18. Сахарчук, А. Вопросы применения статей 317-318 Уголовного кодекса Республики Беларусь / А. Сахарчук // Юстыцыя Беларусi. – 2009. – № 11. – С. 36-39.
19. Неверов, В.И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое и криминологическое исследование: диссертация кандидата юридических наук / В.И. Неверов. – Саратов, 2016. – 215 с.
20. Домке, Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., стер. / Э. Р. Домке. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 572 с.