Введение
Раздел 1 Себестоимость продукции: сущность, классификация и методика анализа
1.1 Экономическая сущность понятия себестоимость продукции, её виды
1.2 Методические подходы к анализу себестоимости продукции
Раздел 2 Экономический анализ себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
2.2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
2.3 Анализ эффективности использования затрат на производство и реализацию продукции
Раздел 3 Направления и резервы оптимизации себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
3.1 Направления снижения себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
3.2 Экономический эффект за счет внедрения предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Снижение себестоимости работ и услуг — это стратегически важное направление для повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли компании. Анализ и оптимизация себестоимости позволяют выявить и устранить излишние затраты, оптимизировать процессы производства и предоставления услуг, а также повысить эффективность использования ресурсов.
Один из основных инструментов анализа себестоимости — это детальное разбиение всех затрат на составляющие и определение их доли в общей стоимости продукции или услуги. Это позволяет идентифицировать основные факторы, влияющие на себестоимость, и выявить потенциальные резервы снижения затрат.
Снижение себестоимости можно осуществить по разным направлениям:
Оптимизация производственных процессов: Внедрение современного оборудования, автоматизация трудоемких операций, рационализация технологических процессов позволяют сократить затраты на рабочую силу, энергию и сырье.
Снижение издержек на закупку материалов и компонентов: Поиск новых поставщиков с более выгодными условиями, заключение долгосрочных контрактов, стандартизация используемых материалов и компонентов помогают снизить себестоимость за счет масштабирования закупок и уменьшения стоимости запасов.
Оптимизация трудовых ресурсов: Обучение персонала, повышение производительности труда, организация гибкого графика работы, использование аутсорсинга вспомогательных функций позволяют сократить затраты на оплату труда и увеличить эффективность использования персонала.
[...]
Раздел 1. Себестоимость продукции: сущность, классификация и методика анализа
1.1 Экономическая сущность понятия себестоимость продукции, её виды
Повышение эффективности хозяйственной деятельности состоит прежде всего в том, чтобы результаты хозяйственной деятельности росли быстрее, чем затраты на нее.
По мнению О.П. Алешкевича, в экономической теории и практике из-за несовершенства действующей системы нормативных актов отсутствует единый понятийный терминологический аппарат. В разных источниках и документах в один и тот же термин вкладывается разный смысл. В частности, используются следующие понятия и категории «затраты», «себестоимость», «расходы» [4, с. 42-44]. Критически рассмотрев нормативные положения и литературные источники, О.П. Алешкевич считает, что можно определить единый подход к трактовке понятий «затраты», «себестоимость», «расходы». По его мнению,
затраты это более широкое понятие, представляющее собой потребленные ресурсы или денежные средства, которые нужно заплатить организации.
себестоимость – это затраты на производство и реализацию готовой продукции (т.е. часть затрат производственных факторов).
Категория «расходы» применяется в нескольких смысловых значениях: как расходы отчетного периода, расходы по основным видам деятельности, расходы в целях налогообложения. Расходы представляют собой часть затрат.
[...]
Раздел 2. Экономический анализ себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» - одно из старейших предприятий Беларуси.
Cвою историю предприятие ведет с постройки деревянной мельницы в
Владельцами акций являются:
– юридические лица – 1,12 %;
– доля государства – 91,18 %;
– на балансе предприятия – 0,28 %;
– физические лица – 7,42 %;
в том числе:
трудовой коллектив - 2,32 %.
На протяжении нескольких последних лет предприятие работает стабильно, занимая значительное место в объемах производства среди аналогичных предприятий Гомельской области.
За последние годы проведено несколько реорганизаций. В настоящее время в составе предприятия имеются филиалы, созданные на базе присоединенных сельхозорганизаций: с июля 2008 года - «Советская Белоруссия», с января 2009 года - «Имени Фрунзе», с декабря 2009 года - «Демехи». С января 2009 года в составе ОАО «Минский КХП» филиал «Буда-Кошелевское ХПП», созданный в результате присоединения ОАО «Буда-Кошелевское ХПП» и занимающийся заготовкой и хранением зерна, с декабря 2010 года филиал «Буда-Кошелевское ХПП» преобразован в Буда-Кошелевский производственный участок ОАО «Минский КХП».
[...]
Раздел 3. Направления и резервы оптимизации себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
3.1 Направления снижения себестоимости продукции ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»
Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любой организации. Поэтому доминирующей проблемой для субъекта хозяйствования является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию затрат. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
За последние несколько лет ОАО "Минский комбинат хлебопродуктов" активно работал над оптимизацией производственных процессов и снижением себестоимости продукции. Это позволило компании стать более конкурентоспособной на рынке и увеличить свою долю в отрасли.
Одним из основных направлений снижения себестоимости продукции стало внедрение современных технологий производства. Это включает в себя автоматизацию процессов, использование новейшего оборудования и технологических решений, что позволяет сократить затраты на рабочую силу и увеличить производительность.
Другим важным аспектом является оптимизация логистики и снабжения сырьем.
С целью повышения эффективности управления прибылью, ее максимизации предлагаются мероприятия по оптимизации себестоимости за счет снижению энергозатрат, экономии энергоресурсов, снижению расходов на ГСМ. Основные направления снижения себестоимости продукции организации представлены в таблице 3.1.
[...]
Себестоимость продукции – важнейший показатель экономической эффективности производства. В нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости – одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, каждого субъекта хозяйствования. От уровня себестоимости продукции зависит сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние организации и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень цен на продукцию. Планирование себестоимости продукции имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются организации на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.
ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» - одно из старейших предприятий Беларуси.
Cвою историю предприятие ведет с постройки деревянной мельницы в
Владельцами акций являются:
– юридические лица – 1,12 %;
– доля государства – 91,18 %;
– на балансе предприятия – 0,28 %;
– физические лица – 7,42 %;
в том числе:
трудовой коллектив - 2,32 %.
На протяжении нескольких последних лет предприятие работает стабильно, занимая значительное место в объемах производства среди аналогичных предприятий Гомельской области.
Выручка от реализации продукции существенно увеличилась с 2020 по 2022 год, превысив 96 миллионов рублей, что составило прирост на 21,5 миллиона рублей за этот период.
[...]
1. Анализ финансовой отчетности: учеб. для вузов / под ред. М.А. Вахрушиной. М.: – ИНФРА-М, – 2019. – 367 с.
2. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: учеб.-практ. пособие. / М.С. Абрютина, А. Грачев Москва: «Дело и сервис», – 2019. – 144 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович, О.В. Головач, В.О. Зарецкий [и др.]; под ред. Л.Л. Ермолович. Минск: Современная школа, – 2019. – 800 с.
4. Алешкевич, О. П. Затраты и издержки производства: содержание и взаимосвязь / О.П. Алешкевич // Бухгалт. учет и анализ. – 2019. № 12. с. 42-45.
5. Акулич, В. В. Исследуем себестоимость организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://catalog.belstu.by/catalog/articles/d/idx100a/view/78110
6. Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, – 2019. - 240 с.
7. Гайдук, В. И. Экономика фирмы (предприятия) / В. И. Гайдук, Е. А. Шибанихин. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, – 2020. – 161 с.
8. Дорман, В. Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Дорман; под научной редакцией Н. Р. Кельчевской. – Москва: Издательство Юрайт, – 2021. – 134 с.
9. Давыденко, И. Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М.: КНОРУС, – 2019. - 376 с.
10. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. от 22.12.2018 г. №74) [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: http://etalonline.by/
11. Кондратьева, И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов / И. В. Кондратьева. – 2-е изд., стереотип.. – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», – 2021. – 232 с.
12. Малугин, В. А. Количественный анализ в экономике и менеджменте: учеб. для вузов / В.А. Малугин, Л.Н. Фадеев. М.: ИНФРА-М, – 2019. - 615 с.
13. ОАО «Минский КХП» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://melnitsa.by/upload/iblock/4fb/k2de3tjffppxyk7rmn3k6v4bt9k20pw4.pdf
14. Пономаренко, Е. П. Квалификация затрат, издержек и расходов от основной деятельности в организациях торговли / Е.П. Пономаренко // // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск, 2022.
15. Пономаренко, П. Г. Бухгалтерский учет и аудит: учеб. пособие для вузов / П.Г. Пономаренко, Е.П. Пономаренко. Минск: Выш. шк., – 2021. – 487 с.
16. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М.: ИНФРА-М, – 2019. – 519 с.
17. Свечникова, В. В. Экономика предприятия (организации) в схемах и таблицах : учебное пособие / В. В. Свечникова, М. И. Швейкерт, Е. А. Пузикова. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, – 2021. – 95 с.
18. Селезнева Н. Н., Ионова А.Ф. Анализ финансовой отчетности организации: Учебное пособие. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2019. – 584 c.
19. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина. – 2-е издание, стереотипное. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», – 2020. – 398 с.
20. Экономика предприятия / Ю. И. Селиверстов, И. А. Кузнецова, О. В. Доможирова, Н. А. Демура. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, – 2020. – 255 с.
21. Экономика фирмы (организации, предприятия) : учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. – 2-е изд. – Москва : Вузовский учебник: ИНФРА-М, – 2019. – 296 с.