Введение
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы любого государства. Каждая страна стремится к сбалансированности своего государственного бюджета, однако в настоящее время в бюджете практически всех стран наблюдается дефицит.
Состояние общегосударственных финансов является одним из главных экономических показателей каждой страны, а дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, следовательно, данная проблема является актуальной и требует отдельного внимания.
Состояние экономики государства, её перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита. Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год.
Государственный бюджет как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение приобретает в условиях рыночной экономики. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение общегосударственных программ и мероприятий. В этой связи бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
В этих условиях устойчиво сохраняется важная роль доходов бюджета Республики Беларусь. Значение реализуемой государством, выступающим регулятором экономической деятельности, политики в области формирования доходной части бюджета очень велико. Она играет важную роль в осуществлении экономической политики государство, в реализации социальных, экологических и иных государственных программ. Это обуславливает значимость и необходимость обеспечения устойчивого роста поступлений в бюджет.
[...]
1 Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Сущность и значение государственного бюджета
В формировании и развитии современной финансово-экономической структуры каждого общества государственное регулирование играет большую и значительную роль и осуществляется в рамках выбранной правительством экономической политики. Одним из наиболее фундаментальных механизмов осуществления страной финансового, экономического и социального регулирования является финансовый механизм – финансовая система страны, основным компонентом которой является государственный бюджет. Государство создает и влияет на формирование децентрализованных фондов через финансовую систему для обеспечения возможности выполнения государственными органами своих обязанностей.
Афанасьева отметила, что государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и основной финансовой категорией. Он объединяет основные доходы и расходы страны. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), в рамках которых он действует. Совокупность бюджетных отношений, связанных с формированием и использованием средств национального бюджета, составляет понятие национального бюджета. В противном случае национальный бюджет является частью комплексного финансового плана страны и имеет силу закона, поскольку проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: национальным парламентом, собраниями штатов или муниципалитетов)» [3, c. 8].
Роль бюджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественных процессов.
С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды [2].
[...]
2 Анализ доходов бюджетной системы в Республике Беларусь
2.1 Бюджетная система Республики Беларусь
Бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский и местные бюджеты.
В настоящее время бюджет рассматривается в следующих основных областях. В качестве экономической категории бюджет обусловлен тем, что выполнение государственных функций объективно требует финансовых ресурсов. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования основного государственного централизованного фонда.
Суть бюджета как экономической категории реализуется с помощью ряда функций: распределения (регулирования), контроля, фискальной и информации.
Содержание функции распределения бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между различными подразделениями общественного производства. Объем функции распределения определяется тем, что почти все участники общественного производства действуют в отношениях с бюджетом.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно посредством качественных и количественных характеристик формирования и использования государственных средств представляет собой экономические процессы, происходящие в структурных связях народного хозяйства.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, предоставление государством финансовых ресурсов для выполнения своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые ему доверяют. С другой стороны, необходимо создать условия для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержания определенного уровня экономической активности [14].
В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который формируется на определенном уровне для обеспечения функций соответствующих государственных органов. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: сумма накопленных денежных средств, виды доходов и расходов.
[...]
3 Направления увеличение доходов государственного бюджета Республики Беларусь
Главное звено финансовой системы страны – бюджет. При составлении и исполнении бюджета планирование доходов и расходов должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей и задач социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов при сохранении бюджетной стабильности и сбалансированности. Принципиально важно максимально учесть возможные риски и обеспечить предсказуемость и стабильность исполнения бюджета.
Формирование бюджета в последние годы осуществляется по бюджетному правилу, которое предусматривает резервирование части доходов бюджета в виде профицита для создания источника погашения части долговых обязательств Правительства Республики Беларусь. Максимальный уровень налоговой нагрузки на экономику не должен превышать 26 % валового внутреннего продукта, но в то же время он должен обеспечивать безоговорочное выполнение социальных обязательств перед гражданами и выполнение государственных долговых обязательств перед кредиторами и инвесторами [19, с. 6].
Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета является важным условием поддержания макроэкономической стабильности, что, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Любой бюджет бюджетной системы Республики Беларусь сталкивается со многими проблемами и консолидированный бюджет в том числе.
На протяжении ряда лет наблюдается недофинансирование расходов бюджета на фоне превышения поступлений доходов, что не может способствовать выполнению государством его функций в полном объеме. Особенно большая разница между поступлением доходов и финансированием расходов наблюдается у республиканского бюджета. Ситуация с недофинансированием расходов характерна как для всех местных бюджетов в целом, так и для бюджета каждой области в отдельности [20, с.8].
Однако, несмотря на перевыполнение показателей по поступлению доходов в местные бюджеты и недофинансированием расходов, местные бюджеты и планируются и, зачастую, исполняются с дефицитом. Наличие дефицита у местных бюджетов считается не столь отрицательным явлением, как дефицит республиканского бюджета, однако это вынуждает местные органы власти привлекать заемные средства для покрытия дефицита своего бюджета, что, в свою очередь приводит к появлению долга местных органов управления и самоуправления.
[...]
Заключение
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Доходы государственного бюджета Республики Беларусь представлены следующими элементами: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.
Увеличение доходной части бюджета страны является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу. В этой связи повышение эффективности народнохозяйственного комплекса страны и как следствие этого – рост объемов производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке, совершенствование бюджетно-налоговой политики и, в частности, сокращение количества налогов и установление оптимальных значений их ставок в конечном итоге приведут к расширению налогооблагаемой базы, росту собираемости налогов и сборов, наполняемости бюджета республики.
Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Центральным звеном бюджетной системы является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Функции местных органов власти, в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения этих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты.
[...]
1 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2 Абрамчик Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь. Гродно: ГрГУ, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/index.htm
3 Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2019. – № 6. – С. 14 – 18.
4 Алексеенко, Т.С. Проблемы государственного долга в Республике Беларусь / Т.С. Алексеенко, А.С. Щепило // Молодежь для науки и экономики: разработки и перспективы: сборник научных статей VI международного форума молодых ученых, 2017. – С. 194–197.
5 Бюллетень об исполнении консолидированного и республиканского бюджета за 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://minfin.gov.by/upload/bp/bulletin_cons/2021/2021.pdf
6 Бюллетень об исполнении консолидированного и республиканского бюджета за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://minfin.gov.by/upload/bp/bulletin_cons/2020/2020.pdf .
7 Бюллетень об исполнении бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.gov.by/budgetary_policy/bulletin – Дата доступа: 19.01.2024.
8 Дайнеко, А. Управление внешним долгом в Беларуси и зарубежных странах / А. Дайнеко // Наука и инновации. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
9 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина Т.В. [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2016. – 211 с.
10 Зяткина, Т.Ю. Проблема государственного долга и пути ее решения / Т.Ю. Зяткина // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2020. – С. 115-117.
11 Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник / Д.Л. Комягин. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 590 с.
12 Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
13 Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.]; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
14 Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
15 Омирбаев, С.М. Государственный бюджет: учебник / С.М. Омирбаев, С.Ж. Интыкбаева, А.А. Адамбекова, Р.С. Парманова. – Алматы: ТОО РПИК Дэуир, 2017. – 632 с.
16 Писаренко, Г.В. Теория финансов: учеб.-метод. пособие / Г.В, Писаренко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 49 с.
17 Солянникова, С.П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации / С. П. Солянникова // Экономика. Налоги. Право. - 2021. - №5. - С.45-52.
18 Струк, Т.Г. Финансы и финансовый рынок: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Струк. – Минск: БГУ, 2020. – 230 с.
19 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебник / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2019. – 618 с.
20 Шимов, В.Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В.Н. Шимов / Белорусский экономический журнал – 2018. – № 2(67). – С. 4–15.