ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие и сущность конкурентных стратегий
1.2. Виды конкурентных стратегий
1.3. Определение конкурентной позиции предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
2.1. Анализ внутренней среды компании
2.2. Анализ внешней среды компании
2.3. Анализ применяемой конкурентной стратегии компании
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
3.1. Рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии компании
3.2. Приведение конкурентной стратегии компании в соответствии с ситуацией в отрасли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Улучшение конкурентных позиций предприятий в условиях дальнейшего развития экономики в Республике Беларусь связано, в первую очередь, с разработкой системы управления конкурентоспособностью, направленную на повышение эффективности предприятий, которая, в свою очередь, определяется отношением результата к затратам.
Неотъемлемым условием достижения конкурентоспособности в современных условиях является такой аспект стратегического управления как стратегический позиционный анализ компании. Реализация данного инструмента сможет укрепить позиции предприятия на рынке, сформировать положительный образ у потребителей и выгодно выделить среди конкурентов.
Объект исследования – хозяйственная деятельность СП ОАО «Спартак».
Предмет исследования – конкурентная стратегия СП ОАО «Спартак».
Цель исследования – разработка путей совершенствования конкурентной стратегии СП ОАО «Спартак».
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы конкурентных стратегий;
2) провести анализ деятельности СП ОАО «Спартак»;
3) выявить пути совершенствования конкурентной стратегии СП ОАО «Спартак».
Информационной базой для написания работы послужили учебная и периодическая литература, нормативно-законодательные акты, бухгалтерская и статистическая отчетность СП ОАО «Спартак» за 2014-2016 годы.
Для написания работы использованы следующие методы исследования: монографический, балансовый, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, абстрактно-логический.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Понятие и сущность конкурентных стратегий
Термины «стратегии конкурентного поведения» и «конкурентные стратегии», «стратегии конкуренции» широко распространены в бизнес-литературе, а также не редко используются в научной сфере, при исследовании вопросов по стратегическому менеджменту и маркетингу.
И само понятие «стратегия» относится сегодня к числу наиболее популярных экономических категорий. При этом в литературе содержится так много различных определений конкурентных стратегий, что рядовому читателю несложно запутаться. Среди зарубежных авторов уже давно сложилось убеждение в том, что термин стратегия является не жестким, и не описывает объективно существующее явление, а скорее является операционным понятием, в каждом конкретном случае указывающим на отдельный аспект долгосрочного планомерного целенаправленного управления [7, c. 60].
Рассмотрим, что такое стратегия в общем плане. Стратегия - это долгосрочное планирование, основанное на утверждении, что все происходящее предсказуемо, а все внутренние процессы являются подконтрольными и управляемыми. Под стратегией понимается позиционирование на рынке и вектор будущего развития фирмы касающегося формы предпринимательской деятельности, системы внутренних отношений, реакции на действия внешнего окружения. Если компания будет действовать согласно выбранной стратегии в будущем это закономерно приведет к достижению поставленных целей. Общая концепция стратегии заключается в определении направления развития, предсказуемой реакции на возникающие проблемы, заранее определенного количества ограниченных ресурсов компании выделенных на реализацию стратегии, так называемое ресурсное управление. Политика компании должна быть разработана в соответствии со стратегией, в которую включается свод правил и конкретных действий для достижения поставленных целей. Как правило, стратегия создается на среднесрочный (2-4 года) или долгосрочный период (5-10 лет), и включает в себя проекты, программы, определенные практические действия [10, c. 23].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
2.1. Анализ внутренней среды компании
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» является коммерческой организацией с иностранными инвестициями.
Общество зарегистрировано Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь 29 мая 1998 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 1994.
Общество было создано в процессе приватизации государственного имущества на основании Приказа Госкомимущества Республики Беларусь от 06.12.1993 года № 197 и явилось правопреемником Государственного предприятия Гомельская кондитерская фабрика «Спартак», прошло общереспубликанскую регистрацию в Гомельском областном исполнительном комитете 22.10.1996 года.
В настоящее время «Спартак» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Организационная структура управления СП ОАО «Спартак» представлена в приложении А.
Высшим органом управления организацией является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом организации является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель профкома, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ
3.1. Рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии компании
Высокая конкуренция на рынке, повышение эффективности работы с посредниками, поиском новых форм и методов, способствующих успешной реализации производимой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Все это заставляет СП ОАО «Спартак» искать и развивать новые формы реализации продукции.
Одной из таких новых форм является предоставление коммерческого (товарного) кредита. Дело в том, что в условиях дефицита денежных средств у поставщиков и у потребителей производители нередко переходят на очень жесткую политику обязательной полной или частичной предоплаты и без получения денег от потребителя перед отпуском продукции поставку ее не осуществляют. Такая практика не улучшает положение ни поставщика, ни потребителя и оправдана только при взаимоотношениях с ненадежным партнером. Развязке системы неплатежей может способствовать политика коммерческого кредитования.
Коммерческий кредит представляет собой такую форму оплаты за продукцию, при которой покупатель получает отсрочку платежа на определенное количество дней. Оно определяется в договоре на получение данного кредита так же, как и количество товара, поставляемого в кредит.
Такая форма оплаты имеет следующие преимущества. Во-первых, являясь более прогрессивной формой отношений продавца и покупателя, служит инструментом поощрения перспективных клиентов. Во-вторых, она гарантирует поступление определенного количества денежных средств, дает возможность потребителю рассчитаться за полученную продукцию в наиболее благоприятный для этого период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
Проведенный анализ экономических показателей показал, что ежегодно увеличивает объемы производимой продукции. Так, темп роста объемов производимой продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 16,6%, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 19,3%. За 2016 г. выручка от реализации продукции увеличилась на 15,3% по сравнению с 2015 г.
Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается прибыль от реализации продукции, так в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 0,9%, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 17,0%. За счет данного фактора все показатели рентабельности имею положительное значение, кроме того т.е. наблюдается прибыльность и даже незначительный рост.
Из проведенных расчетов видно, что материалоотдача снизилась. Увеличение показателя отдачи основных средств на 0,12 руб. в 2016 г. является положительной тенденцией в развитии предприятия, в связи с полной загруженностью производственных мощностей и рациональном их использовании по сравнению с 2015 г. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается рост производительности труда.
Среднемесячная заработная плата на протяжении анализируемого периода росла. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается снижение численности работников.
По результатам анализа было выявлено, что основным конкурентом СП ОАО «Спартак» на белорусском рынке является кондитерская фабрика «Коммунарка», выпускающая идентичную продукцию и по более низким ценам. При оценке привлекательности отрасли видно, что СП ОАО «Спартак» и ОАО «Коммунарка» разделили соперничество между собой. Это связанно со стабильностью спроса на выпускаемую ими продукцию и достаточно высокий уровень конкуренции.
Исходя из проведенного анализ можно сделать вывод о том, что СП ОАО «Спартак» уступает таким организациям как: СОАО «Коммунарка, ОАО «Красный Пищевик».
В качестве использования современных средств продвижения продукции на рынок было рассмотрено повышение эффективности работы с посредниками, поиском новых форм и методов, способствующих успешной реализации производимой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Все это заставляет СП ОАО «Спартак» искать и развивать новые формы реализации продукции.
Одной из таких новых форм является предоставление коммерческого (товарного) кредита. Дело в том, что в условиях дефицита денежных средств у поставщиков и у потребителей производители нередко переходят на очень жесткую политику обязательной полной или частичной предоплаты и без получения денег от потребителя перед отпуском продукции поставку ее не осуществляют. Такая практика не улучшает положение ни поставщика, ни потребителя и оправдана только при взаимоотношениях с ненадежным партнером. Развязке системы неплатежей может способствовать политика коммерческого кредитования.
Экономический эффект от внедрения коммерческого кредитования составит 857,92 тыс р.
1. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности. / М. Ахматова, Е. Попов. // Маркетинг. – №4. – 2013. – С. 25-38.
2. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. – №4 (65). – С. 29-35.
3. Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2016. – №5. – С. 6-9.
4. Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2014. – 512 с.
5. Киперман Г.Я Инновации как способ повышения конкурентособности / Г.Я. Киперман, Р.А. Фатхутдинов // Креативная экономика. – 2014. – №3 (87). – С. 58-74.
6. Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. пособие / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2012. – 142 с.
7. Коваленко, А.И. Конкурентные стратегии розничных сетей продуктов питания: классификация и эмпирический анализ [Текст] / А.И. Коваленко, А.А. Полевой // Современная конкуренция. – 2012. – №5 (35). – С. 60-68.
8. Коваленко, А.И. О конкуренции теорий конкуренций [Текст] / А.И. Коваленко // Современная конкуренция. – 2010. – № 6 (24). – С. 107-116.
9. Коваленко, А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях [Текст] / А.И. Коваленко // Современная конкуренция. – 2013. – № 6 (42). – С. 65-79.
10. Марков, В. Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Марков, С. А. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2012. – 288 с.
11. Портер, М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. [Текст] / М.Е. Портер. – М.: Альпина Паблишер. 2011. – 454 с.
12. Рубин, Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции [Текст] / Ю.Б. Рубин // Современная конкуренция. – 2010. – № 3 (21). – С. 38-67.
13. Стратегический менеджмент: учебник / Под ред. проф. А.П. Ефремова, - 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: специальная литература, 2014. – 589 с.
14. Трубилин, А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства / А. Трубилин // АПК: экономика, управление. – 2016. – №12. – С.39-46.
15. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с.
16. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.