ВВЕДЕНИЕ
Основным средством тренировки спортсмена являются физические упражнения [3]. В наиболее общем виде их можно разделить на общеразвивающие и специальные упражнения, которые во взаимосвязи развивают физические способности и формируют техническую подготовленность, необходимую в избранном виде спорта. Гимнастам необходима как общая, так и специальная подготовка. Общая физическая подготовленность служит основой для овладения техникой гимнастических упражнений.
Успешно достигнуть высоких результатов в спорте возможно лишь при условии, что тренировочный процесс будет способствовать повышению функциональных возможностей организма занимающихся и укреплению их здоровья [1, 5, 6, 7].
Одним из важных формирующих факторов спортивной (интегрированной) подготовленности гимнастов является физическая подготовка, направленная на совершенствование двигательной функции спортсмена путем направленного развития его физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Современный уровень развития спортивной гимнастики требует от спортсмена высокой степени физической подготовленности. Ведущие теоретики обоснованно утверждают, что овладеть спортивным мастерством невозможно без наличия высокоразвитого комплекса физических качеств [1].
В гимнастике преобладают упражнения скоростно-силового характера [8, 34]. Поэтому важное место в качественной подготовленности на уроках по гимнастике занимают скоростно-силовые способности, которые выражаются в свойстве учеников проявлять максимальные напряжения в минимально короткое время. Вместе с тем, практическая работа в школе показала, что степень развития скоростно-силовых способностей выпускников школ
Глава 1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ, СИЛОВЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Анатомо-физиологические основы и факторы, определяющие развитие силовых способностей
Сила мышц может быть определена по максимальному напряжению. При изометрическом сокращении мышца развивает максимально возможное напряжение, когда соблюдаются следующие условия [10, 11, 23, 14]:
а) активизация всех двигательных единиц (ДЕ) мышечных волокон (этой мышцы;
б) режим плотного тонуса (тетануса) у всех двигательных единиц;
в) сокращение мышцы при длине покоя.
В этом случае изометрическое напряжение соответствует ее максимальной силе.
Максимальная сила мышцы зависит от числа мышечных волокон (MB) и от их толщины, что в свою очередь определяет ее толщину в целом (анатомический поперечник). Поперечный разрез мышцы, перпендикулярно ходу ее волокон, позволяет получить физиологический поперечник мышцы. Увеличение мышечного поперечника в результате спортивной тренировки называется рабочей гипертрофией мышцы, которая происходит за счет продольного расщепления, а главным образом, за счет утолщения (увеличения объема) MB [10].
В основе рабочей гипертрофии лежит интенсивный синтез мышечных белков. Концентрация ДНК и РНК в гипертрофированной мышце больше, чем в обычной [13].
В спортивной гимнастике важно, чтобы рациональные адаптивные изменения, происходящие в мышцах при нарастающих двигательных
Глава 2 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2.1 Средства гимнастики, применяемые для развития скоростно-силовых способностей у юношей старших классов
Средствами гимнастики, применяемыми для развития скоростно-силовых способностей у юношей старших классов являются скоростно-силовые упражнения [4, 6, 7, 8, 12, 17, 18].
Они подразделяются на две большие группы:
- упражнения с внешним отягощением;
- упражнения, отягощенные весом собственного тела (рисунок 1).
Рисунок 1 – Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей у юношей старших классов
В качестве внешнего отягощения могут выступать специальные снаряды: гантели, гири, штанги с набором дисков разного веса, специальные пояса, силовые тренажеры и т.д. [3, 4].
Заключение
Анализ литературных источников и результатов проведенных исследований позволяет сделать определенные выводы:
1. Скоростно-силовые способности являются видом силовых способностей, выражаются в приложении максимального силового напряжения в минимально короткое время. Эти качества играют важную роль в занятиях спортивной гимнастикой.
2. В процессе развития скоростно-силовых способностей нужно учитывать анатомо-физиологические основы и факторы, определяющие развитие этих способностей.
3. Уровень воспитанности скоростно-силовых способностей детерминирован анатомо-физиологическими особенностями организма спортсмена (генетическими; сформированными естественной средой; развитыми тренировочными средствами); в частности к основным факторам развития скоростно-силовых способностей относятся: а) собственно-мышечные; б) центрально-нервные; в) личностно-психические.
4. Основными средствами воспитания скоростно-силовых способностей являются скоростно-силовые упражнения: упражнения с внешним отягощением; упражнения, отягощенные весом собственного тела.
В заключении отметим, что на каждом уроке физической культуры необходимо осуществлять более серьезную коррекцию избираемых средств скоростно-силового воздействия, используя индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от его исходного потенциала.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика исследования в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин – М.: ФКиС, 1978. – 225 с.
3. Бодюков, Е.В. Научно-методические основы атлетической гимнастики оздоровительной направленности: Монография / Е.В. Бодюков – Барнаул: АлтГТУ, 2006. – 182 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский − М.: Просвещение, 1988.
5. Гавердовский, Ю.К. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под общ. ред. М.Л. Украна. − М.: ФиС, 1965. – 330 с.
6. Гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под ред. А.Т. Брыкина. – М.: ФиС, 1971.
7. Гимнастика: Учебник для студ. пед. вузов. / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: ФиС, 2001.
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский – М.: ФиС, 1970.
9. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В.В. Иванов – М.: ФиС, 1987. – 256 с.
10. Калачев, Г.А. Физиология мышечной деятельности и спорта: Учеб. пособие. / Г.А. Калачев – Барнаул, 2004. – 226 с.
11. Карасев, А.В. Энциклопедия физической подготовки / А.В. Калачев – М.: Лептос, 1994.
12. Коренберг, В.Б. Надежность исполнения в гимнастике / В.Б. Коренберг – М.: ФиС, 1989.
13. Коц, Л.М. Физиология нервно-мышечного аппарата. Физиология человека: Учебник для ин-тов физ. культуры. // Физкультура и спорт. − 1975.
14. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических качеств / А.Н. Крестовников – М.: ФиС, 1951. – 531 с.
15. Лайзане, С.Я. Физическое воспитание школьников / С.Я. Лайзане – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
16. Лупандина, Н.А. Физическая подготовка школьников / Н.А. Лупандина – СПб.: Нева, 2003. – 326 с.
17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания. / Изд. 2-е исп. и доп. – М.: ФиС, 1976.
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1991.
19. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин – М.: ФиС, 1969.
20. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин – М.: ФиС, 1989. − 224 с.
21. Менхин, Ю.В. Силовая подготовка гимнастов / Ю.В. Менхин – М.: ФиС, 1969.
22. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин – М.: ФиС, 1970. – 479 с.
23. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. / Профессия – тренер / Н.Г. Озолин – М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. – 863 с.
24. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М: ФиС, 1986. – 306 с.
25. Раевский, Р.Т. Физическая подготовка школьников / Р.Т. Раевский – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.
26. Ращупкин, Г.В. Физическая культура школьников / Г.В. Ращупкин – СПб.: Нева, 2004. – 327 с.
27. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П. Сальникова – М: Дело, 2003 – 320 с.
28. Семенов, Л.П. Совет тренерам / Л.П. Семенов – М.: ФиС, 1980.
29. Смолевский, В.М. Гимнастика в трех измерениях / Л.П. Смолевский – М.: ФиС, 1970.
30. Тимофеев, В.И. Методика отбора в спортивной гимнастике / В.И. Тимофеев – Барнаул, 1990.
31. Тимофеев, В.И. Силовая подготовка юных гимнастов / В.И. Тимофеев – Барнаул, 1992.
32. Физическое воспитание детей школьного возраста. / Под ред. Ю. Ф. Лури. – М.: Просвещение, 2003. – 268 с.
33. Черняев, Г.И. Методика оценки физической подготовки спортсменов / Г.И. Черняев – М.: ФиС, 1963.
34. Шлемин, A.M. Юный гимнаст / А.М. Шлемин – М.: ФиС, 1973.
35. Шпаковская, Н.П. Некоторые проблемы формирования физического здоровья и гигиенического воспитания школьников. // Физическая культура – основа здорового образа жизни: доклады, тезисы. Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. – Самара, 1996. – С. 72-74.