Введение
Глава 1. Понятие оздоровительной тренировки и здоровья
1.1 Характеристика понятия «оздоровительная тренировка»
1.2 Направленность, кратность и другие характеристики «оздоровительной тренировки»
1.3 Учет анатомо-физиологических. морфологических и других особенностей при дозировке физической нагрузки во время оздоровительной тренировки
Заключение по главе 1
Глава 2. Эффективность занятий оздоровительным бегом с учащимися среднего школьного возраста 12-13 лет
2.1 Возрастные особенности формирования физических показателей у учащихся 12-13 лет
2.2 Эффективность оздоровительной тренировки в среднем школьном возрасте
2.3 Кумулятивный эффект оздоровительной тренировки в среднем школьном возрасте
Заключение по главе 2
Глава 3. Влияние занятий оздоровительным бегом на организм учащегося среднего школьного возраста 12-13 лет
Заключение по главе 3
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большинство учащихся учреждений общего среднего образования на сегодняшний момент испытывают постоянные учебные нагрузки, а, соответственно, затруднения в усвоении образовательных предметов (Б.Н. Волков [9], Е.А. Воробьева [10], Ю.В. Шаповалова и Б.Ф. Проскурин [42]).
Влияние оздоровительного бега на организм человека, особенно в детском и подростковом возрасте, связано с изменениями функционального состояния организма в целом (Ю.И. Козловский [18], А.Н. Коробов [20] и др.), а также происходят положительные сдвиги в его психологическом состоянии (З. Матейчик [25], В.С. Мухина [27], А.М. Прихожан [29] и др.).
Это факт также подтверждается рядом исследователей в области теории и методики преподавания «Физической культуры и здоровья»: И.В. Азаровой [1], А.С. Дворника [13], В.П. Филина [37] и др.
Несмотря на то, что вопросы влияния оздоровительной физкультуры (в частности, оздоровительного бега) на организм человека постоянно находятся во внимании научных исследований со стороны психологии, педагогики и медицины, работ, посвященных данному аспекту для учащихся среднего школьного возраста, практически нет.
В данной курсовой будет сделана попытка обобщения уже имеющихся фактов положительного влияния оздоровительного бега на учащихся среднего школьного возраста, а также рассмотрена методика организации занятий с использованием оздоровительного бега.
Поэтому можно сказать, что материал, собранный нами для написания работы обладает новизной и перспективностью использования в практической деятельности учителя физической культуры, а также тренеров.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что систематические и регулярные занятия оздоровительным бегом окажут положительное влияние на физическое состояние учащихся среднего школьного возраста (12-13 лет).
Объект исследований – процесс занятия оздоровительным бегом с учащимися 12-13 лет.
Предмет исследования – изучить влияние оздоровительного бега на физическое состояние учащихся 12-13 лет.
Цель исследования: изучить влияние занятий оздоровительным бегом на организм учащихся среднего школьного возраста (12-13 лет).
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать понятие оздоровительной тренировки.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы разработки и организации экологических туров для детей и молодежи
1.1 Характеристика понятия «оздоровительная тренировка»
В школьном возрасте занятия физической культурой направлены на совершенствование физического развития, повышение работоспособности, профилактику заболеваний; в среднем возрасте – на укрепление здоровья, предупреждение преждевременного старения; в преклонном возрасте на сохранение активного долголетия и предупреждение хронических заболеваний [6, с. 112].
Выделяют следующие эффекты систематических занятий «оздоровительной тренировкой»:
- развитие дыхательной мускулатуры;
- увеличение общей емкости легких;
- повышение диффузной способности легких совершенствование кровообращения;
- совершенствование нервной регуляции;
- подвижность и уравновешенность нервных процессов активация обменных процессов;
- повышение ферментативной активности аэробных и анаэробных процессов;
- нормализация гормонального фона нормализация кровяного давления;
- профилактика атеросклероза [6, с. 113].
Данные эффекты достигаются при соблюдении следующих условий: адекватность нагрузки (по объему и мощности) функциональному состояние организма; направленность нагрузки; систематичность.
Оздоровительная тренировка (прим. авт физкультура, оздоровительный фитнес) – это система физических упражнений, направленных на улучшение физического состояния, гарантирующего стабильное здоровье.
Исследованием особенностей проведения оздоровительной тренировки занимались такие ученые, как: А. Виру, К. Купер, Р. Хедман и др.
Основной задачей оздоровительной тренировки является повышение физического и функционального уровня физиологических систем.
Основной целью оздоровительной тренировки является профилактика заболеваний [17, с. 217].
Глава 2 Эффективность занятий оздоровительным бегом с учащимися среднего школьного возраста 12-13 лет
2.1 Возрастные особенности формирования физических показателей у учащихся 12-13 лет
Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.
Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см [7, с. 44]
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно
Глава 3 Влияние занятий оздоровительным бегом на организм учащегося среднего школьного возраста 12-13 лет
Оздоровительный бег – один из основных средств профилактики различных заболеваний, воспитания потребности в ежедневных физических упражнениях, способ поддержать и укрепить свой организм, повысить работоспособность, и одновременно с пользой провести свободное время [8, с. 11].
Влияние занятий оздоровительным бегом на организм детей среднего школьного возраста (12-13 лет) оказывает полезное воздействие на жизненно важные системы организма человека – на систему кровообращения и систему дыхания. Так же занятия оздоровительным бегом положительно влияют на функцию печени, костную систему, углеводный обмен, желудочно-кишечный тракт.
Занятия оздоровительным бегом положительно влияют на функции печени, так как во время бега в два раза увеличивается потребление печеночной тканью кислорода. Во время бега у учащихся дыхание учащается и становится глубже, а при глубоком дыхании происходит массаж печени диафрагмой. Это способствует улучшению оттока желчи и улучшает функцию желчных протоков [24, с. 90].
При активных занятиях оздоровительным бегом у детей среднего школьного возраста снижается вязкость крови. Это помогает облегчить работу сердца, снижает риск тромбообразований, которые могут привезти к развитию инфаркта [22, с. 26].
Регулярные занятия оздоровительным бегом помогают детям среднего школьного возраста нормализовать массу тела, снизить содержание жира, так как во время бега активизируется жировой обмен. Дети, которые постоянно занимаются оздоровительным бегом, имеют практически идеальную фигуру и не страдают от ожирения.
При занятиях оздоровительным бегом у детей среднего школьного возраста происходит увеличение функциональных резервов организма и экономизация сердечной деятельности. Это проявляется в снижении потребности миокарда в кислороде, так как происходит более экономичное его расхождение. В результате мы получаем снижение частоты сердечных сокращений в покое и после естественной нагрузки [3, с. 67].
Изучив некоторые исследования о влиянии занятий оздоровительным бегом на организм у детей младшего школьного возраста, можно смело сделать вывод, что занятия оздоровительным бегом это самый лучший способ
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Понятие оздоровительной тренировки исходит из понимания принципов организации процесса занятий различными видами оздоровительной физической культуры. Основная цель оздоровительной тренировки – повышение уровня физического здоровья занимающихся в сочетании с профилактикой различных заболеваний. Оздоровительная тренировка характеризуется кратностью, периодичностью, направленностью.
Теоретические аспекты эффективности проведения занятий оздоровительным бегом с учащимися среднего школьного возраста (12-13 лет) обусловлены изменениями, происходящими в организме учащегося в данный период. На занятиях оздоровительной физической культурой необходимо учитывать: анатомо-физиологические, морфологические и психологические особенности детей, уровень их физической подготовленности, время года.
Изучив особенности влияния занятий оздоровительным бегом на организм учащегося среднего школьного возраста (12-13 лет), мы выяснили, что данный вид оздоровительной тренировки не только способствует улучшению здоровья учащихся, но и ведет к устойчивым изменениям в их физиологического статуса, а также стимулирует к поддержанию здорового образа жизни.
1. Азарова, И.В. Особенности формирования у студентов устойчивой мотивации к занятиям физической культурой / И.В. Азарова. // Организация и содержание физического воспитания в вузе: материалы межвуз. науч.- прак. конф. – Омск, 2003. – С. 20.
2. Анатомия и физиология [Текст] / Под ред. Е.А. Воробьевой, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянниковой. – М.: Медицина, 2005. – 348 с.
3. Апанасенко, Г.Л., Науменко, Г.Г., Соколовец, Т.Н. Об оценке состояния здоровья человека. // Врачебное дело. – 1998. – №5. – C. 23-25.
4. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] / И.В. Аулик. – М.: Медицина, 2000. – 236 с.
5. Ахмедов, К.Б. Методические указания по исследованию физической работоспособности человека [Текст] / К.Б. Ахмедов. – Алма-Ата: КИФК, 2008. – 318 с.
6. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: КноРус, 2011. – 368 с.
7. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайбаум – М: Просвещение, 1991. – 64 с.
8. Верещагин, Л.И. Оздоровительный бег: с чего начинать? / Л.И. Верещагин – Л.: Лениздат, 1990. - 60 с.
9. Волков, В.М., Мильнер, Е.Г. Бег и здоровье. Физкультура и спорт / В.М. Волков, Е.Г. Мильнер – М.: Знание, 1988. – 194 с.
10. Воробьева, Е.А., Губарь, А.В., Сафьянникова, Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник // (Учеб. лит. Для учащихся мед. училищ) – М.: Медицина, 1988 – 432 с.
11. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. – М.: ФиС, 2002. – 142 с.
12. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010. – 233 с.
13. Дворник, Л.С. Физкультура и спорт [Текст]. Л.С. Дворник., А.А. Хабаров., С.Ф. Евтушенко. // Использование отягощений на тренировках – 1999 – №3 – С. 12-16.
14. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк – М.: Академия, 2010. – 272 с.
15. Жуйков, В.П.: Физическая культура 1-4 классы / В.П. Жуйков – Белгород: НИУ БелГУ, 2011. – 140 с.
16. Ковалев, А.П. Оздоровительный бег / А.П. Ковалев – М., 1999. – 123 с.
17. Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Коваль – М.: Академия, 2010. – 320 с.
18. Козловский, Ю.И. Скоростно-силовая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – К.: Здоров’я, 1980. – 96 с.
19. Колодий, О.В. Оздоровительный бег. Легкая атлетика и методика преподавания / О.В. Колодий, Е.М. Лутковский, В.В. Ухова – М., 1985. – 271 с.
20. Коробов, А.Н. О беге почти все / А.Н. Коробов – Физкультура и спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 64 с.
21. Круцевич, Т.Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: Учеб. пособие для студ. ВУЗов физ.воспитания и спорта – К.: Олімпійська література, 1999. – 232 с.
22. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена [Текст] / В.В. Кузнецов. – М.: Проспект, 2003. – 142 с.
23. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся. Пособие / Н.Т. Лебедева – Минск: 1990. – 105 с.
24. Лях, В.И.: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы. / В.И. Лях – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 104 с.
25. Матейчик, 3. Психическая депривация в детском возрасте/ З.Матейчик, И. Лангмейер; под ред. З. Матейчик. – Прага, 1984. – 94 с.
26. Методические указания по общей физиологии [Текст] / Под ред. А.С. Мозжухина, Е.Б. Сологуб. – СПб: ГДОИФК, 2001. – 282 с.
27. Мухина, В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
28. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта / В.Г. Никитушкина – М.: Физическая культура, 2010. – 208 с.
29. Прихожан, А.М., Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
30. Спортивная физиология [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. – М.: ФиС, 2003. – 168 с.
31. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян – М.: Академия, 2008. – 334 с.
32. Федоров, А.С., Федоров, В.Н. Оздоровительный бег / А.С. Федоров, В.Н. Федоров – М: Наука, 1991. – 22 с.
33. Физиология спорта [Текст] / Под ред.А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуба. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – 304 с.
34. Физиология спорта. Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера [Текст] / Под ред. Н.А. Масальгина. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 256 с.
35. Физиология человека [Текст] / Под ред.В. В. Васильевой. – М.: ФиС, 2004. – 262 с.
36. Физиология человека [Текст] / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 2005. – 404 с.
37. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин – М., ФиС, 1975 – С. 115-117.
38. Фурман, Ю.М. Физиология оздоровительного бега / Ю.М. Фурманов – Киев: Здоровье, 1994. – 208 с.
39. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
40. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов – М.: Академия, 2012. – 480 с.
41. Ченегин, В.М. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта [Текст] / В.М. Ченегин. – СПб.: Феникс, 2009. – 206 с.
42. Шаповалова, Ю.В. Физическая культура как средство от стресса [Текст] / Ю.В. Шаповалова, Е.Ф. Проскурина // Студенческая наука XXI века : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (9). - С. 198-199.