ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.2 Характеристика фонда социальной защиты населения Республики Беларусь
1.3 Проблемы функционирования фонда социальной защиты населения Республики Беларусь
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Экономическая характеристика деятельности фонда
2.2 Анализ структуры фонда
2.3 Финансовый анализ деятельности фонда
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейшей составляющей социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств существования. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
При этом с демографической точки зрения, в Республике Беларусь происходит быстрое старение населения, которое воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечёт за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми. Действуют факторы, связанные с ухудшением здоровья людей, вызванным неблагоприятной экологической обстановкой и снижением жизненного уровня значительной части населения.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность исследования вопросов формирования и использования фонда социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.
Объект исследования – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.
Предмет исследования – экономическая характеристика и развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Цель данной работы – провести исследование деятельности и предложить направления развития Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие социальной защиты населения в Республике Беларусь
Социальная защита населения является первоочередной задачей для большинства стран мира. В мировой практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».
Главная цель социальной политики в Республике Беларусь – это создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения [8, c. 322].
Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:
- сфера доходов и личного потребления семей;
- сфера общественного благосостояния;
- сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости [21, c. 209].
Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения – приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.
В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.
Цель социальной защиты – обеспечить жизнедеятельность человека в обществе во всем многообразии отношений, факторов, обуславливающих его социальное положение [8, c. 325].
В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Экономическая характеристика деятельности фонда
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год исполнен по доходам в сумме 104 785,1 млрд. руб., из которых обязательные страховые взносы предприятий и работающих граждан – 95 312,2 млрд. руб. (91,0 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 858,8 млрд. руб. (0,8 % общих поступлений), субвенции из республиканского бюджета – 5 274,2 млрд. руб. (5,0 % общих поступлений). Удельный вес доходов бюджета фонда в ВВП составил 12,1 %.
Кроме поступивших доходов в целях обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий и пособий были использованы остатки средств бюджета фонда на начало отчетного года в сумме 5 436,2 млрд. руб. В результате бюджет фонда за 2015 год сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 2 028,6 млрд. руб. по средствам профессионального пенсионного страхования.
Расходы бюджета фонда составили 108 192,7 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 83 594,8 млрд. руб. (77,3 % общих расходов), на выплату пособий – 22 512,0 млрд. руб. (20,8 % общих расходов). Удельный вес расходов бюджета фонда в ВВП составил 12,4%.
За отчетный период количество плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда увеличилось на 8 022 и составило 568 524, в том числе 331 486 индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя.
На протяжении 2011-2015 гг. органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечивалось своевременное поступление текущих платежей, а также проводилась работа по снижению просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда.
На 01.01.2016 не имели задолженности плательщики в 22 районах, снизили задолженность плательщики в 48 районах (всего районов – 145).
По-прежнему, в общей сумме задолженности наибольшая ее сумма приходилась на задолженность сельскохозяйственных организаций (225,6 млрд. руб. или 75,7 % от общей суммы задолженности по республике, при этом в Витебской и Минской областях – 65,3 и 23,4 % соответственно).
За счет средств государственного социального страхования выплачено 10,1 млн. пособий. За последние 5 лет количество пособий выросло на 475 тыс. При этом количество пособий по временной нетрудоспособности уменьшилось на 24,4 %, а пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличилось на 13,1 % [19].
Центральным аппаратом Фонда производится выплата пенсий 22 306 иностранным пенсионерам Украины, Польши, Литвы, Латвии, России, проживающим в Республике Беларусь, и 5 428 пенсионерам Республики Беларусь, проживающим в Израиле, Испании, Польше, США, Германии, России, Латвии, Литве. Количество получателей пенсий постоянно растет. За последние 5 лет число иностранных пенсионеров, проживающих в Республике Беларусь, выросло в 2,9 раза (на 14 618 получателей), а белорусских пенсионеров, проживающих за границей, – в 13,7 раза (на 5 034 получателя).
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.
Понятие социальной защиты по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. В одних случаях в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения и помощи безработным.
По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить на две группы:
- немецкая (Бисмарк);
- английская (Беверидж).
Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов.
Вторая система исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство - охрана минимальных доходов.
Названные модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в мировой практике либеральная, социал-демократическая и консервативная модели.
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом [9, c. 155].
Основными задачами развития Фонда социальной защиты населения на ближайшую перспективу год являются:
- обеспечение в течение года сбалансированности бюджета фонда;
- контроль за исполнением бюджета фонда, целевым и эффективным использованием средств по всем статьям сметы расходов на 2017 год, а также за правильностью расходования средств государственного социального страхования;
- контроль своевременности и полноты поступления обязательных страховых взносов, взносов на ППС и иных платежей в бюджет фонда, принятие мер по снижению просроченной задолженности;
- своевременное принятие мер реагирования в случаях выплаты заработной платы плательщиками без перечисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь при осуществлении социальной политики используется программно-целевой подход, через систему социальных нормативов обеспечивается минимальный уровень государственных гарантий для всех членов общества, реализуются страховые принципы в системе социальной защиты населения с соблюдением солидарного подхода в отношении социально уязвимых групп населения.
Эволюционные процессы развития общества предопределяют изменения в системе социальной защиты населения, которая является одним из важнейших элементов экономической системы государства. На современном этапе развития в структуре социальной защиты особое значение приобретает один из ее компонентов – социальное обслуживание нетрудоспособных одиноких и одиноко проживающих граждан.
Дальнейшее развитие социального обеспечения в Беларуси направлено на оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении трудных жизненных ситуаций, расширение адресности и индивидуального подхода при предоставлении социальной помощи, повышение эффективности использования выделяемых бюджетных средств на основе государственного социального заказа.
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей. При этом в последние годы работа Фонда сталкивается с рядом проблем, сводящимся по сути своей к недостатку средств Фонда на фоне изменений в демографической ситуации в стране и роста числа получателей средств Фонда. Одной из настораживающих проблем, которые выделяют аналитики и экономисты, является и тот факт, что на фоне необходимости использования резервов сокращения расходов фактически в деятельности организации наблюдается, наоборот, рост расходов, напрямую не связанных с функциями Фонда, а также рост расходов на обеспечение его деятельности.
Исследование деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015-2016 гг. показало, что:
- в 2015-2016 гг. Фонд активно развивал автоматизированные и электронные формы взаимодействия с юридическими и физическими лицами, что повлекло некоторое упрощение уплаты взносов и работы с Фондом для субъектов хозяйствования;
- в целом по динамике совокупных доходов и расходов Фонда можно отметить превышение темпов роста доходов над расходами, что обусловило рентабельную работу организации, однако, такой рост был обеспечен увеличением субвенций, то есть ростом расходов бюджета Республики Беларусь;
- на фоне роста субвенций расходы Фонда, не связанные непосредственно с выплатами пенсий, пособий и социальной помощью, возросли, в том числе – увеличилась их доля в структуре расходов Фонда, а динамика расходов Фонда на поддержание работы организации характеризовалась опережающим ростом и отсутствием положительных сдвигов по структуре, что позволяет сделать выводы о неэффективном распределении доходов организации.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560 c.
2. Барсегян, Л.М. Ориентиры развития пенсионной системы Беларуси / JL М. Барсегян // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы XI Международной конференции, 17-18 мая 2013 г., Минск. — Минск: Издательский центр БГУ, 2013. — С. 268-270.
3. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б.Антонова; под общ.ред. Н.Б.Антоновой. – Минск: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г. 775 с.
4. Замбрижицкая, П. А. Совершенствования пенсионной системы Республики Беларусь / П. А. Замбрижицкая // НИРС БГЭУ: сборник научных статей / Г.А. Короленок [и др.]. – Минск: РИВШ, 2016. – С. 101-103.
5. Информация о пенсионном обеспечении: Министерство труда и социальной защиты населения Респ. Беларусь. 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/infal.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». Минск: Минстат Республики Беларусь, 2015. – 347 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие / И.М.Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2014. – 576 с.
8. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития: курс лекций для студентов экон. специальностей вузов / И. М. Лемешевский. – Минск : ФУАинформ, 2012. – 560 с.
9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2012. – 415 с.
10. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ –
12. О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь, 25.04.2015 г. №174) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII (в ред. Законов Республики Беларусь от 14.07.2014 N 186-З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3563-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об утверждении инструкции о порядке зачисления средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь на счета, их учета и их использования: Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 1/5 1(в ред. постановления правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты от 7 февраля 2008 г. № 3) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в БРУСП «Белгосстрах»: Постановление Совета Министров РБ от 25 января 1999 г. N 115 (в ред. постановлений Совмина от 23.07.2014 N 718) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Ромер, Д. Высшая макроэкономика: учебник / Д. Ромер. – М.: ИД ВШЭ, 2015. – 855 c.
18. Сухорукова, Т. Социальные рычаги экономического роста / Т.Сухорукова // Экономист. – 2013. № 7. – С. 56-58.
19. Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/.
20. Чеботарева, Е. Ю. Проблемы и перспективы развития социальной защиты Республики Беларусь / Е. Ю. Чеботарева, А. Ю. Чинжарова // Социально-ориентированная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы XІ республиканской студенческой науч.-практич. конференции студентов, аспирантов и магистрантов (Бобруйск, 12 апреля 2016 г.) / [редколлегия: И. В. Гребенчук и др.]. – Минск: БГЭУ, 2016. – С. 27-28.
21. Национальная экономика Беларуси : учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2012. – 651 с.
22. Электронный национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс] // Нормативно-правовые акты в социально-экономической сфере. – Режим доступа: http://www.pravo.by/. – Дата доступа: 22.03.2018.