Введение
Раздел 1. Теоретическое обоснование прибыли как основного фактора повышения жизненного уровня
1.1 Значение и актуальность прибыли на предприятии
1.2 Рентабельность как следствие увеличения прибыли и повышения эффективности
Раздел 2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на примере ООО «Торговый дом «Радуга – Свет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Радуга-Свет»
2.2 Анализ производственной и финансовой деятельности предприятия ООО «Торговый дом «Радуга-Свет»
2.3 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии ООО «Торговый дом «Радуга-Свет»
Раздел 3. Пути роста прибыли и повышения рентабельности на ООО «Торговый дом «Радуга-Свет»
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
3.2. Предложения по увеличению прибыли и рентабельности на ООО «Торговый дом «Радуга-Свет»
3.3 Оценка эффективности мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности на ООО «Торговый дом «Радуга-Свет»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая, юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.
Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый этап распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.
Объект исследования: ООО «Торговый дом «Радуга-Свет».
Предмет исследования: формирование, распределение и использование прибыли.
Цель курсовой работы: получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния ООО «Торговый дом «Радуга Свет». На основе анализа эффективности формирования, распределения и использования прибыли ООО «Торговый дом «Радуга Свет», разработка рекомендаций, направленных на рост прибыли и рентабельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты прибыли, как основного показателя деятельности предприятия;
- охарактеризовать рентабельность как следствие увеличение прибыли;
- проанализировать прибыль и рентабельность на примере предприятия;
- на основе проведенного анализа выявить существующие резервы увеличения прибыли, разработать рекомендации по совершенствованию управления прибылью в современных условиях.
Основой настоящей работы, являются общенаучные методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок, анкетирования, экономико-математические методы анализа.
Теоретической и методологической основой исследования являются материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, официальные документы, законодательные акты Республики Беларусь и другие официальные документы, регулирующие деятельность предприятий и содействующие его развитию, материалы научно-практических конференций, электронные ресурсы по теме исследования.
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: форма №1 «Бухгалтерский баланс»; форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и другие документы.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ОСНОВНОГО ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ
1.1. Значение и актуальность прибыли на предприятии
Рыночная экономика набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа [1, c. 55].
Прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики; она представляет собой часть национального дохода, включает стоимость прибавочного продукта и отдельные элементы необходимого. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Функционирование и развитие предприятия в долгосрочной перспективе связано с соблюдением двух условий. Первое состоит в сохранении и
Раздел 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «РАДУГА – СВЕТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Радуга-Свет».
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Радуга-свет» осуществляет свою деятельность с 2004 года (зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 26.06.2003 за № 690250459). Юридический адрес: 223710, Минская область, г. Солигорск, ул. Строителей, д. 39. Учредителями Общества являются физические лица. Высшим органом управления Общества является Общее собрание учредителей, к компетенции которого относятся следующие вопросы:
- изменение устава, включая изменение размера уставного капитала;
- образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибыли и убытков;
- собрание ревизионной комиссии;
- реорганизация и ликвидация общества.
Оперативное руководство осуществляет директор – Заяц Андрей Михайлович.
Основные виды деятельности – розничная торговля и общественное питание. Главная цель предприятия – формирование эффективной ассортиментной политики, создание условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка, обеспечение устойчивости ассортимента товаров, достижение высокого
Раздел 3. ПУТИ РОСТА ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «РАДУГА-СВЕТ»
3.1. Пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии
Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.
Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.
Целью дипломного проекта состояла в том, чтобы на основании анализа состояния предприятия, разработать пути повышения его прибыльности.
Данная цель была достигнута путём разработки конкретных предложений по снижению себестоимости на предприятии и увеличение производительности труда.
Для этого в научно-исследовательском разделе была рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность предприятия, проведен анализ прибыли и рентабельности, объемов производства и структуры себестоимости услуг в ООО «Торговый дом «Радуга-Свет».
Согласно проведенному исследованию, показатели деятельности ООО «Торговый дом «Радуга-Свет» за 2014 - 2016 гг. свидетельствуют о росте выручки от реализации за 2015-2016 гг. на 117,1%. Себестоимость в 2016 году составила 128807 тыс. руб., что на 113,2% больше, чем в 2015 году. Прибыль от реализации в 2016 году составила 34027 тыс. руб., что на 122,9% больше, чем в предыдущем. В 2016 году поступило основных фондов на 90777 тыс. руб. Коэффициент выбытия составил 0,7%, а обновления - 155,7%.
Анализ трудовых ресурсов показал, что в целом на предприятии сложился стабильный коллектив. Коэффициент постоянства составил 0,8%. Однако в 2016 году наметилась тенденция к увеличению текучести кадров. Необходимо провести анализ причин увольнения. Если ситуация сохранится, то в будущем предприятие будет испытывать трудности с квалифицированными, добросовестными работниками. Высокая текучесть кадров приведёт к снижению производительности труда и снижению прибыльности предприятия.
В проектном разделе на основании результатов анализа и выявленных при этом недостатков разработаны конкретные предложения, позволяющие решить исследуемую проблему, в частности:
1. Снижение себестоимости позволит повысить технический уровень производства
2. В целях увеличения суммы прибыли - увеличение объема реализации оказанных услуг, снижение их себестоимости, повышение качества оказанных услуг, реализация их на более выгодных рынках сбыта.
Областью возможного практического применения перспектив развития прибыли и рентабельности является увеличение показателей деятельности в ООО «Торговый дом «Радуга-Свет».
Экономическая значимость этих предложений состоит в том, что реализация рекомендаций позволит увеличить прибыль приблизительно на 5,5 тыс. руб. При этом наибольшую прибыль принесут, мероприятия, направленные на увеличение объемов производства и рост производительности труда. Полученная прибыль может быть направлена на развитие предприятия, решение конкретных социальных задач и т.п.
1. Адаменова, С.С. Как получить большую прибыль за меньшие деньги/ С.С. Адаменова// Экономика. Финансы. Управление. – 2007. - № 1. – С. 20 – 26.
2. Бланк, И.А. Управление прибылью/ И.А. Бланк. – Киев: Ника-Центр, 2005. – 156с.
3. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие/ Л.Л. Ермолович. – Минск: Экоперспектива, 2008. – 576с.
4. Ефимова, О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия/ О. В. Ефимова. -М.: Высшая школа, 2007. -256с.
5. Ковалёв, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры/ В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 412с.
6. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле/ Л.И. Кравченко. –М.: Новое знание, 2009. -544с.
7. Крейпин, М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие./ М.Н. Крейпин. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 400с.
8. Крум, Э. Прибыль и рентабельность. Основные понятия и методика расчёта показателей /Э.Крум// Финансовый директор. – 2005. - №7. – С. 10 – 15.
9. Макаренко, Н.О. Анализ формирования и распределения прибыли/ Н.О. Макаренко // Экономика. Финансы. Управление. – 2009. - № 8. – С. 77– 83.
10. Михайлова, Н.И. Прибыль предприятия и её планирование. Факторы максимизации прибыли/ Н.И. Михайлов // Планово-экономический отдел. – 2008. - № 2. - С. 35 – 40.
11. Савицкая, Г. Методика оценки финансового состояния предприятия по новому балансу Республики Беларусь/ Г. Савицкая // Банковская деятельность. – 2006. - №3. – С. 22-26.
12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая. –Минск: Экоперспектива, 2009. -605с.
13. Савицкая, Г.В. Экономический анализ/ Г.В. Савицкая. -Минск: Новое знание, 2008. -651с.
14. Савчук, В. Оценка результативности бизнеса на основе финансовых показателей/ В. Савчук // Финансовый директор. – 2010. - №8. – С. 16 – 20.
15. Салата, Н.К. Использование прибыли в оценке деятельности предприятия/ Н.К. Салата // Вестник БГЭУ. – 2008. - №3. - С. 82 – 86.
16. Сапожникова, Н.Г. Экономика организации (предприятия) (СПО)Учебник для ССУЗов / Н.Г. Сапожникова, Я.Н. Куницина. - М.: КноРус, 2013. - 408 c.
17. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
18. Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 511 c.
19. Третьяк, Л.А. Экономика сельскохозяйственной организации: Учебное пособие / Л.А. Третьяк, Н.С. Белкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 396 c.
20. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 c.
21. Чалдаева, Л.А. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л.А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 435 c.
22. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 382 c.
23. Шаркова, А.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. - М.: Дашков и К, 2016. - 120 c.