Введение
Глава 1. Игровые методы обучения в современном образовательном процессе
1.1 Теоретические основы игровых технологий в современной школе
1.2 Классификация игровых технологий и методические особенности их применения
Глава 2. Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
2.2 Использование игр на уроках химии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Образовательная сфера современности сложна и противоречива. Приоритет жизненно важных ценностей и свободного развития личности, обусловленный гуманистическим характером образования, требует коренных изменений в этой области, связанных с необходимостью развития творческого мышления, адаптивных возможностей, умственной самостоятельности обучающихся, созданием возможностей для развития творческой активности, формирования саморазвивающейся и самореализующейся личности.
В настоящее время в современном обществе такая наука как химия имеет важнейшее значение. Однако наблюдается некое снижение интереса учащихся к химии, связанное с усложнением программных требований. Все это вызывает нежелание изучать сложные научные тексты, которые во многом вызывают непонимание из-за отсутствия соответствующих умений и навыков, что в целом негативно сказывается на изучении данного предмета в рамках школьной образовательной программы.
В этой связи становится актуальным совершенствование форм и методов преподавания химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. Решить данную проблему помогает организация занятий в форме игры. Игровые методики используются в системе образования на сегодняшний день достаточно широко, так как игра – наиболее простой, интересный и близкий школьникам способ осваивать новые знания и умения
Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. В процессе формирования групп педагог учитывает уровень знаний и эрудированности учащихся, их интересы и психологические особенности. Учащиеся справляются с игровой задачей и в процессе достижения цели не только реализуют накопленные знания и делятся ими с окружающими, но и активно накапливают багаж новых знаний, умений и навыков. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Глава 1 Игровые методы обучения в современном образовательном процессе.
1.1 Теоретические основы игровых технологий в современной школе
В научной литературе понятие «игра» рассматривается с нескольких сторон. Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, «двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта» [7, с. 24]. Ф. Шиллер считал игру «специфически человеческой формой жизнедеятельности» [25, с. 7].
Изучив литературу, касающуюся данного исследования, следует отметить, что игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества она переплеталась с магией, культовым поведением, была тесно связана со спортом, искусством. Игра, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей.
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского и А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых» [25, с.49].
Глава 2. Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Процесс обучения является достаточно сложным и многомерным. Чтобы не заставлять ученика насильно изучать материал, нужно заинтересовать его. Игровые формы обучения задействуют всех участников образовательного процесса в той или иной мере. В процессе игровой деятельности задействованы все органы восприятия информации, причем происходит это непроизвольно на подсознательном уровне. Именно поэтому в ходе игровой познавательной деятельности на высоком уровне проявляется творческий потенциал учащихся.
«Если традиционный образовательный процесс связан с трансляцией знаний со стороны педагога, и усвоением информации со стороны учащихся с последующей обработкой полученной информации, то в процессе игровой деятельности участник самостоятельно определяет себе цель, ищет пути ее достижения, отбирает материал, при этом он несет ответственность не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы» [24, с. 75].
Деятельность педагога по совершенствованию образовательного процесса должна быть направлена, в первую очередь, на развитие интереса учащихся и активизацию их познавательной деятельности. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках химии.
Игровые технологии представляют собой комплексный носитель информации. В процессе игры активно задействуется память во всех ее проявлениях: зрительная, механическая, ассоциативная. Применение игровых технологий должно сочетаться с общепринятыми познавательными методами. Исследователи рекомендуют организовывать образовательный процесс так, чтобы с «одной стороны элементы игры должны пронизывать весь курс обучения, проявляясь в той или иной степени на каждом уроке, с другой – рекомендуется, чтобы игровые технологии не вытесняли практическую деятельность, но занимали хотя бы пятую часть учебного времени» [2, с. 248]. Такая форма планирования позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке. Внедрение таких элементов игры, как соревнование, ограничение времени и скорость выполнения задач способствует наиболее продуктивно влиять на усвоение нового и повторение старого материала.
Заключение
Игра является наиболее активной формой проявления деятельности человека. Огромные возможности игры позволяют использовать ее не только в рекреативных целях, но и в процессе обучения на любом его этапе.
Использование игровых технологий является эффективным методом для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игровые технологии ориентированы на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы обучения.
Педагогическая игра отличается от обычной тем, что имеет четко поставленную цель обучения и соответствующие ей обоснованные педагогические результаты. Главной характеристикой педагогической игры является учебно-познавательная направленность. В ходе исследования проблемы игровых технологий в обучении было разработано множество игр. Исследователи группируют их в зависимости от назначения игр, методов из организации и по другим критериям. В связи с эти существует огромное множество классификаций.
Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре осваиваются игровые роли, школьники обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Кроме того, игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика. Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
2. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия / Л.Ю. Аликберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 560с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94с.
4. Белинская, Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях / Т.В. Белинская // Химия в школе. 2003. – № 3. – С. 43-46.
5. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
6. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
7. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
8. Воспитание. Второй класс: пособие в 2 ч.: Ч. 2 / Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина ; ред. М. П. Осипова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 273 с.
9. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О.С. Газман, [и др.] – М.: Просвещение, 1988. – 160 c.
10. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
11. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения / С.Ф. Зенько, Ю.С. Тюников. – М., 1992. – 194 с.
12. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
13. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
14. Мухина, М.В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М.В. Мухина. – Сочи, 2011. – 38с. 15. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М, 1990. – 59с.
16. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
17. Павлова, Н.С. Обучающие игры на уроках химии / Н.С. Павлова //Химия в школе». – 2000. – №6. – С. 35-38.
18. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 21. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.
22. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. – 416 с.
23. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа. 1994. – 240 с.
24. Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003. – 159 с.