Введение
Глава 1. Игровые методы обучения в современном образовательном процессе
1.1 Теоретические основы игровых технологий в современной школе
1.2 Классификация игровых технологий и методические особенности их применения
Глава 2. Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
2.2 Использование игр на уроках химии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время образовательная сфера находится в сложной и противоречивой ситуации. Гуманистическая направленность образовательного процесса, направлена на воспитание свободной всесторонне развитой личности с социально направленной системой ценностей и взглядов. Все это обусловливает необходимые преобразования в данной области, направленные на развитие творческих способностей личности, адаптивных возможностей, самостоятельного мышления. Главной задачей образования является воспитание личности, стремящейся к самообразованию и самосовершенствованию.
В современной науке химия имеет важнейшее значение. Она обеспечивает развитие технического прогресса, медицины и других сфер общественной жизни. Но, несмотря на это, у учащихся наблюдается снижение интереса к данной науке, связанное, прежде всего, с усложнением требований. Большинство материала написано сложным научным языком, который тяжело воспринимается учащимися, вызывая при этом непонимание. Это способствует лишь автоматическому заучиванию материала и влечет за собой невозможность применения его в практических целях.
В связи с этим необходим поиск и применение новых форм и методов преподавания химии, которые будут способствовать возникновению интереса к данному предмету. Такие методы должны быть направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие их познавательной активности, умения использовать полученные знания на практике. Во многом решить данную проблему могут помочь игровые формы проведения занятий. В образовательном процессе игровые методики используются на сегодняшний день очень широко. Это связано с тем, что игра – наиболее простой способ активизации умственной деятельности учащихся.
Глава 1 Игровые методы обучения в современном образовательном процессе.
1.1 Теоретические основы игровых технологий в современной школе
Понятие «игра» является комплексным и многогранным, и рассматривается наукой с точки зрения различных подходов. И. Кант считал, что «игра, как вид человеческой деятельности имеет двойственную реальность, что во многом роднит ее с искусством, которое также предполагает одновременного верования и неверия в реальность разыгрываемых действий» [7, с. 24]. Ф. Шиллер рассматривал игровую деятельность как «специфическую и свойственную только человеческому индивиду» [25, с. 7].
Исследователи рассматривают игру, как вид непродуктивной деятельности, цель которой не конечный результат, а сам процесс. То есть, во время игры внимание человека сконцентрировано на процессе деятельности. С древних времен игра не являлась отдельным видом деятельности, а тесно переплеталась с магическими обрядами, искусством и спортом. Игра, как средство воспитания и обучения, стала использоваться давно.
С точки зрения психологического подхода А.С. Выготский и А.Н. Леонтьев отмечают три вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Исследователи также отмечают тесную взаимосвязь всех видов деятельности. Анализ исследовательской литературы по теории возникновения игр показал, что их назначение – это развитие детей. Дети повторяют в играх определенные модели поведения взрослых, используют наиболее интересные и знакомые для них сценарии. В связи с этим, ученые считают, что игра помогает подготовиться к осуществлению социальной деятельности, познать основные типы поведения, систему ценностей, необходимых для успешной жизни в обществе. Таким образом, игра, зародившись изначально в среде детского общества, постепенно развилась и приобрела значение для всего общества в целом.
Одной из значительных фигур в исследовании игровой деятельности является Д.Б. Эльконин. Исследователь предлагает рассматривать игру с позиции социологии, и отмечает, что, игровая деятельность является проекцией на отражение мира взрослых людей. Он называет игру «арифметикой социальных отношений», и определяет ее как «деятельность, которая является одной из ведущих форм развития психических функций и возможностей познания ребенком мира взрослых» [25, с.49].
Глава 2. Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Процесс обучения является достаточно сложным и многомерным. Чтобы не заставлять ученика насильно изучать материал, нужно заинтересовать его. Игровые формы обучения задействуют всех участников образовательного процесса в той или иной мере. В процессе игровой деятельности задействованы все органы восприятия информации, причем происходит это непроизвольно на подсознательном уровне. Именно поэтому в ходе игровой познавательной деятельности на высоком уровне проявляется творческий потенциал учащихся.
«Если традиционный образовательный процесс связан с трансляцией знаний со стороны педагога, и усвоением информации со стороны учащихся с последующей обработкой полученной информации, то в процессе игровой деятельности участник самостоятельно определяет себе цель, ищет пути ее достижения, отбирает материал, при этом он несет ответственность не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы» [24, с. 75].
Деятельность педагога по совершенствованию образовательного процесса должна быть направлена, в первую очередь, на развитие интереса учащихся и активизацию их познавательной деятельности. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках химии.
Игровые технологии представляют собой комплексный носитель информации. В процессе игры активно задействуется память во всех ее проявлениях: зрительная, механическая, ассоциативная. Применение игровых технологий должно сочетаться с общепринятыми познавательными методами. Исследователи рекомендуют организовывать образовательный процесс так, чтобы с «одной стороны элементы игры должны пронизывать весь курс обучения, проявляясь в той или иной степени на каждом уроке, с другой – рекомендуется, чтобы игровые технологии не вытесняли практическую деятельность, но занимали хотя бы пятую часть учебного времени» [2, с. 248].
Заключение
Игра является наиболее активной формой проявления деятельности человека. Огромные возможности игры позволяют использовать ее не только в рекреативных целях, но и в процессе обучения на любом его этапе.
Использование игровых технологий является эффективным методом для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игровые технологии ориентированы на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы обучения.
Педагогическая игра отличается от обычной тем, что имеет четко поставленную цель обучения и соответствующие ей обоснованные педагогические результаты. Главной характеристикой педагогической игры является учебно-познавательная направленность. В ходе исследования проблемы игровых технологий в обучении было разработано множество игр. Исследователи группируют их в зависимости от назначения игр, методов из организации и по другим критериям. В связи с эти существует огромное множество классификаций.
Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре осваиваются игровые роли, школьники обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Кроме того, игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика. Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
2. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия / Л.Ю. Аликберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 560с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94с.
4. Белинская, Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях / Т.В. Белинская // Химия в школе. 2003. – № 3. – С. 43-46.
5. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
6. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
7. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
8. Воспитание. Второй класс: пособие в 2 ч.: Ч. 2 / Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина ; ред. М. П. Осипова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 273 с.
9. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О.С. Газман, [и др.] – М.: Просвещение, 1988. – 160 c.
10. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
11. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения / С.Ф. Зенько, Ю.С. Тюников. – М., 1992. – 194 с.
12. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
13. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
14. Мухина, М.В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М.В. Мухина. – Сочи, 2011. – 38с. 15. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М, 1990. – 59с.
16. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
17. Павлова, Н.С. Обучающие игры на уроках химии / Н.С. Павлова //Химия в школе». – 2000. – №6. – С. 35-38.
18. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 21. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.
22. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. – 416 с.
23. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа. 1994. – 240 с.
24. Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2003. – 159 с.
25. Эльконин, Д.Б., Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 234 с.