ВВЕДЕНИЕ
Активное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности формирующегося информационного общества обуславливает формирование принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности, адекватных его императивам. Данные технологии активно используются в отношениях между организациями и покупателями, в области решений задач управления процессами товародвижения, мониторинга рынка, эффективных взаимоотношений с поставщиками, партнерами по бизнесу, государственными органами.
Рост интереса к развитию бизнеса в Интернете, а также использованию возможностей Интернета для продвижения, продаж, создания брeнда привели к закономерному увеличению конкуренции. Сегодня компании готовы тратить «солидные» рекламные бюджеты на Интернет-каналы: создание сайтов, рекламные кампании в сети, продвижение в поисковых системах и социальных сетях.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что размещение рекламы в сети Интернет является относительно новым, но активно развивающимся способом продвижения товаров и услуг, от которого, в связи с малой степенью исследованности возможностей измерения эффективности, зачастую незаслуженно отказываются в пользу более традиционных видов рекламы. Оценкой эффективности рекламы в сети Интернет на сегодняшний день занимаются как агентства, специализированные на сегменте Интернет-рекламы, так и специальные подразделения и отделы в рекламных агентствах полного цикла.
Целью работы является изучение возможностей использования современных методов оценки эффективности рекламы предприятия в сети Интернет. Исходя из поставленных целей, были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена в теоретическом аспекте сущность рекламы в сети Интернет и ее значение в современном мире;
- рассмотрены и охарактеризованы основные современные виды рекламы в сети Интернет;
- исследованы методы и показатели оценки эффективности рекламы в сети Интернет;
- дана характеристика деятельности объекта исследования, выявлены сильные и слабые стороны на рынке;
- проведена оценка эффективности использования интернет технологий на исследуемом предприятии;
- определены основные направления повышения эффективности рекламной деятельности объекта исследования.
Объектом исследования является КУП «Гомелькиновидеопрокат».
Предмет исследования – коммуникационная политика предприятия в сети Интернет.
Методологической базой послужили учебные пособия, учебники зарубежных и отечественных авторов, материалы периодической печати и другие источники, соответствующие вопросам избранной темы исследования.
Большую часть информации, использованной при написании теоретических разделов, составили источники из сети Интернет, отражающие современные течения в области оценки эффективности рекламы в сети Интернет. Использованы веб-сайты рекламных агентств и сервисов, занимающихся рекламой в сети Интернет, таких как SeoPult и FastWeb, аналитические доклады исследовательских групп и организаций (Фонд «Общественное мнение», The Nielsen Company, РАЭК и НИУ ВШЭ), а также публикации белорусских маркетологов в научно-практическом журнале «Маркетинг: идеи и технологии».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.1 Сущность рекламы в сети Интернет, ее значение в современном мире
В условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг все большее значение в развитии электронной коммерции приобретают маркетинговые коммуникации, позволяющие активизировать процесс продажи, стимулировать реализацию товаров и услуг. Устойчивое функционирование организаций, возможность выполнения ими поставленных задач по продвижению товаров и услуг и формированию благоприятного имиджа в значительной мере зависят от проводимой рекламной политики, которая должна быть ориентирована на целевую аудиторию и выступать ключевым фактором повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов [18].
Появление и эволюционное развитие мировой сети Интернет привело к тому, что она становится наиболее популярным источником информации о внешней среде, полем для продвижения компаний, поиска клиентов и заключения контрактов.
Интернет-среда, являясь коммуникационным средством взаимодействия предприятия с рынком, может рассматриваться с двух позиций:
- как источник информации о реальной рыночной среде, так как содержит и накапливает различного рода информацию о данной среде;
- как самостоятельная рыночная среда, факторы которой обладают отличными от реальной показателями и характеристиками, учитываемыми при ведении коммерческой деятельности в среде Интернет.
Интернет-среда превращается в значимый фактор привлечения новых клиентов и позволяет, не ограничиваясь привлечением, приобрести дополнительную свободу в управлении маркетинговыми сетевыми действиями, включая обеспечение клиентов необходимой информацией, обслуживание в произвольные моменты времени и места.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ КУП «ГОМЕЛЬКИНОВИДЕОПРОКАТ» НА РЫНКЕ
2.1 Характеристика деятельности КУП «Гомелькиновидеопрокат», оценка сильных и слабых сторон на рынке
Коммунальное унитарное предприятие «Гомелькиновидеопрокат» создано Гомельским областным исполнительным комитетом, решение от 14 августа 200 г. № 485 и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400011507. Учредителем и органом государственного управления является Гомельский областной исполнительный комитет. Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, имеет гербовую печать, штампы, фирменные бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности.
КУП «Гомелькиновидеопрокат» имеет самостоятельный баланс, действует на принципах хозрасчета с получением дотаций на покрытие убытков. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, решениями собственника, учредителя, нормативными и директивными актами Министерства культуры Республики Беларусь и собственным уставом.
КУП «Гомелькиновидеопрокат» создано с целью киновидеообслуживания населения области и получения прибыли. В соответствии с целями деятельности унитарное предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство, распространение и демонстрация кино- и видеофильмов; прокат кино- и видеопродукции (в том числе DVD и CD); грузовой, сухопутный транспорт (транспортные услуги); эксплуатация и сдача внаем собственного имущества; розничная торговля аудио- и видеокассетами, CD, DVD; деятельность танцевальных залов, дискотек; копирование видеозаписей, ксерокопирование и прочая деятельность, связанная с компьютерной техникой. КУП «Гомелькиновидеопрокат» реализует свою продукцию, работы, услуги по ценами и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – по ценам и тарифам, регулируемым государством.
Органом управления КУП «Гомелькиновидеопрокат» является генеральный директор, который назначается на должность и освобождается распоряжением председателя Гомельского областного исполнительного комитета по согласованию с Министерством культуры Республики Беларусь. Генеральный директор предприятия действует от имени предприятия и представляет его интересы в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими и физическими лицами. Организационная структура КУП «Гомелькиновидеопрокат» имеет линейный вид.
Заместителю генерального директора подчиняется репертуарный отдел, который возглавляет начальник репертуарного отдела и отдел видеообслуживания и платных услуг, который возглавляет руководитель отдела видеообслуживания и платных услуг. Начальнику репертуарного отдела в свою очередь подчиняется фильмобаза, которую возглавляет заведующий фильмобазой. Планово-экономический отдел возглавляет главный экономист, данному отделу подчиняется ведущий юрисконсульт. Главному инженеру подчиняется технический отдел, который возглавляет начальник технического отдела. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, бухгалтерия не имеет в подчинении других структурных единиц.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «ГОМЕЛЬКИНОВИДЕОПРОКАТ» В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Для определения перечня мероприятий, которые необходимо осуществить для повышения эффективности рекламы КУП «Гомелькиновидеопрокат» в сети Интернет, следует обратиться к данным, отражающим наиболее актуальную картину настоящего положения и перспектив развития Интернет-рекламы.
По данным российского подразделения международной аналитической компании The Nielsen Company контент, публикуемый на сайтах брендов, занимает второе место среди форм рекламы, которой больше всего доверяют глобальные потребители в 2017 году (69 % по сравнению с 57 % в 2016), при этом отзывам потребителей доверяют 68 % в 2017 против 70 % в 2016. Директор отдела потребительских исследований Nielsen в России и Северо-Восточной Европе Мачей Пшибиш комментирует это явление так: «Хорошая новость для бренд-маркетологов: фактически, потребители дают карт-бланш разработчикам маркетинговых стратегий компаний-производителей. С одной стороны, производители получают возможность контроля ключевых сообщений для своих целевых аудиторий, с другой, возрастает их ответственность. Некорректный контент на сайте окажет негативное влияние не только на доверие потребителей к данному источнику информации, но и скажется на имидже самого бренда» [5].
Наиболее перспективными направлениями для осуществления рекламной деятельности КУП «Гомелькиновидеопрокат» в сети Интернет являются:
- оптимизация собственного сайта по содержанию и выдаче;
- контекстная поисковая реклама;
- Интернет-реклама для пользователей мобильных устройств;
- SMM-мероприятия и работа с социальными медиа.
Наличие собственного веб-сайта отвечающего современным требованиям предъявляемым к Интернет-представительства, на сегодняшний день является осознанной необходимостью, поскольку в результате всех рекламных мероприятий потребитель попадает именно на веб-сайт рекламодателя и только после ознакомления с изложенной на нем информацией он принимает то или иное решение. Требования, которым должен отвечать веб-сайт для того, чтобы полноценно выполнять свои функции следующие:
- уникальность контента;
- информативность содержимого;
- качественная навигация;
- высокая скорость загрузки страниц;
- сбалансированность контента по качественно-количественным характеристикам;
- SEO оптимизированные страницы;
- безопасность для посетителей.
Одним из основных требований, выдвигаемым поисковыми системами к веб-сайту, является уникальность контента, размещаемого на нём. Чем выше этот показатель, тем более привлекательным для пользователей будет веб-сайт в поисковой выдаче и тем меньше шанс того, что поисковая система исключит его из выдаче как дублирующий материал. К сожалению, большинство информации, представленной на веб-сайте gomelkino.by является заимствованной со сторонних ресурсов и не подвергается достаточной обработки для достижения показателей уникальности от 80% по проверкам антиплагиат-сервисов и выше.
Информативность наполнения сайта является важным показателем его конкурентоспособности, поскольку от этого параметра зависит количество внешних ссылок, которые будут получены от пользователей, ссылающихся на ресурс в собственных блогах, социальных сетях и новостных порталах, которое в свою очередь оценивается поисковыми машинами при ранжировании сайтов для выдачи по аналогичным запросам. Веб-сайт gomelkino.by публикует уникальные новости, но в основном это отчёты о грядущих или проведённых мероприятиях. Имеется возможность для доработки в данной сфере, к примеру, написание обзоров и рецензий на кинофильмы, которые ещё не вышли на экран, но уже заявлены в репертуаре кинотеатров, а также аналитических статей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широкими возможностями рекламы в сети Интернет пользуются как производители и продавцы товаров, так и предприятия, оказывающие всевозможные услуги. Инструменты Интернет-маркетинга позволяют не только оптимизировать усилия и минимизировать издержки по информированию потенциальных клиентов о ценах, скидках и конкурентных преимуществах, но также оказать положительное влияние на формирование лояльного отношения, имиджа, репутации организации, что особо ценно для сферы услуг.
Реклама в сети Интернет как элемент электронной коммерции на сегодняшний день является перспективным и динамично развивающимся направлением, которое включает в себя такие инструменты Интернет-маркетинга, как:
– поисковая оптимизация (SEO) – это продвижение Интернет-сайта на первые позиции в поисковых системах по эффективным и продающим запросам;
– контекстная реклама — размещение текстово-графических рекламных материалов на контекстных площадках, а именно в поисковых системах и на страницах сайтов-участников партнёрской программы;
– медийная реклама — размещение текстово-графических рекламных материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку, которая повышает узнаваемость бренда и укрепляет имидж компании;
– вирусная реклама — вид рекламных материалов, распространителями которой является сама целевая аудитория, благодаря формированию содержания, способного привлечь за счет яркой, творческой, необычной идеи или с использованием естественного или доверительного послания;
– email-рассылки – эта работа с уже существующими клиентами, направленная на увеличение лояльности, стимулирование их к дополнительным действиям, а также поиск новых клиентов посредством рассылки информационных сообщений на электронные почтовые ящики;
– маркетинг в социальных медиа (SMO) – это работа с различными тематическими сообществами и социальными сетями для повышения лояльности и оперативного решения задач маркетингового характера.
КУП «Гомелькиновидеопрокат» является монополистом в сфере своей основной деятельности – киновидеообслуживания населения. С одной стороны это сильная позиция, так как предприятие защищено от конкурентов. С другой стороны в отсутствии реальной рыночной конкуренции наблюдается тенденция к ухудшению качества, неспособности полного охвата всех целевых групп услугами предприятия, медленный рост. Несомненно, слабой стороной является отсутствие на предприятии собственного маркетингового подразделения, в связи с чем рекламная работа проводится не квалифицированными для этого сотрудниками. Не налажена система сбора и анализа о рынке, аналитическая работа проводится слабо.
Возможности КУП «Гомелькиновидеопрокат» связаны в первую очередь с уровнем адаптации предприятия к нововведениям, основанным на достижениях современной технологии – осуществляются процессы замены оборудования кинопредприятий. Также к сильным сторонам можно отнести: наличие хорошей репутации у покупателей, работа с постоянными поставщиками, возможности перехода к новым стратегиям, повышение эффективности менеджмента и сбытовой сети. Угрозами могут стать: уровень инфляции и платежеспособность населения, появление новых технологий и оборудования, изменение потребностей и вкусов покупателей, рост продаж замещающих продуктов, неблагоприятные демографические изменения, а также потеря поставщиков.
Для повышения эффективности работы предприятия целесообразно использовать стратегию развития, которая предполагает проведение ряда изменений в организации и мотивации труда. Первоочередной задачей является создание отдела маркетинга, который бы реализовывал рекламную политику организации в полной мере – проводил исследования рынка, работал над повышением эффективности рекламы, улучшением связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций, разрабатывал ценовую и репертуарную стратегию с учётом вкусов и предпочтений целевых потребителей услуг.
Технических возможностей стандартных (встроенных) инструментов сбора статистики веб-сайта gomelkino.by достаточно для проведения первичного анализа эффективности размещения рекламы в сети Интернет, однако они дают только самую общую информацию о происходящем. Для получения необходимого количества сведений об исследуемом ресурсе обязательна аналитическая работа с полученными данными, а также проведение специальных мероприятий по сбору и оценке качественной информации относительно деятельности организации в сети Интернет.
Для повышения эффективности рекламно-информационной деятельности КУП «Гомелькиновидеопрокат» необходимо принять следующие меры:
– провести модернизацию собственного сайта gomelkino.by, приведя графическое и текстовое его содержание в соответствие с общепринятыми современными нормами;
– исследовать конкурентоспособность и привлекательность веб-сайта с точки зрения поисковой выдачи, оптимизировать его по SEO-показателям;
– составить медиаплан контекстных рекламных кампаний в соответствии с поставленными целями;
– изучить варианты существования предприятия в социальных сетях;
– рассмотреть возможность разработки мобильного приложения для пользователей смартфонов и планшетных устройств;
– наладить современную систему мониторинга эффективности рекламы КУП «Гомелькиновидеопрокат» в сети Интернет.
Предлагаемые мероприятия по коммуникационной деятельности КУП «Гомелькиновидеопрокат» в сети Интернет окажут положительное влияние на информированность и осведомлённость целевой аудитории, поспособствуют формированию лояльности потребителей, а также повысить эффективность деятельности предприятия в целом.
1. Арляпова, Е.В. Введение в специальность (реклама) : учеб. пособ. / Е. В. Аляпова -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 125 с.
2. Баннерная реклама в сети Интернет [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.bgsha.com/ru/learning/course/course_content.php?COURSE_ID=6&LESSON_ID=208 – Дата доступа : 02.05.2018
3. Беларусь на 3-м месте по темпам роста рынка интернет-рекламы в Европе [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/belarus-na-3-m-meste-po-tempam-rosta-rynka-internet-reklamy-v-evrope/. – Дата доступа : 02.05.2018
4. Вирусная реклама [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.pro-reklamu.ru/book/Virusnaya_Reklama – Дата доступа : 03.05.2018
5. Для чего люди используют интернет? Какие виды активности в интернете распространены больше всего? [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/11088. – Дата доступа : 03.05.2018
6. Ильинский, С.В. Энциклопедический словарь PR и рекламы. Часть 1 : слов. / С. В. Ильинский. 2002 Режим доступа: http://www.klex.ru/31r – Дата доступа : 03.05.2018
7. Интернет и реклама. Рекламные почтовые рассылки [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://scherbakov.biz/main/adv/mail.htm – Дата доступа : 01.05.2018
8. Курилович, Д. Реклама в новостных интернет-ресурсах. Дешево и... НЕсердито! / Дарья Курилович, Ольга Лавренова // Маркетинг: идеи и технологии. – 2013. – № 1. – С.54–60.
9. Киноманы Гомеля + Кино Афиша. Немного о группе [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://vk.com/page-11935684_13407645 – Дата доступа : 03.05.2018
10. Кинотеатры во всемирной паутине [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.kinometro.ru/analytics/show/name/kinoteatri-vo-vsemirnoi-pautine. – Дата доступа : 03.05.2018
11. Ловись, зритель, большой и маленький! [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.userdocs.ru/medicina/36507/index.html – Дата доступа : 03.05.2018
12. Методы Интернет-маркетинга [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://psyera.ru/2754/metody-internet-marketinga – Дата доступа : 04.05.2018
13. Методы оценки эффективности инструментов рекламы [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.cossa.ru/articles/155/35288 – Дата доступа : 27.04.2018
14. Наука и бизнес: Синергетическая модель в контуре активизации хоздоговорной деятельности в области экономики и управления: материалы научно-практической конференции. / ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет. – Брянск: ООО «Ладомир», 2013. – 428 с.
15. Обзор рынка интернет-рекламы в России, Итоги 2014 г. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/obzor-rynka-internet-reklamy-v-rossii-itogi-2014-g-20150226053941. – Дата доступа : 27.04.2018
16. Основные виды интернет-рекламы [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://seopult.ru/subscribe.html?id=133 – Дата доступа : 26.04.2018
17. Пользование интернетом: вчера и сегодня: привычки и практики интернет-пользователей [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/11481. – Дата доступа : 03.05.2018
18. Продвижение в социальных сетях - Social Media Marketing [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.fastweb.ru/seo/smm – Дата доступа : 25.04.2018
19. Реклама в интернете: инновационные форматы и оценка эффективности [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/965. – Дата доступа : 03.05.2018
20. Реклама и социальные сети в 2014 году. Прогнозы [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.cossa.ru/articles/152/63350/. – Дата доступа 24.04.2018
21. Савко, О. Записки «эсэмэмщика» / Ольга Савко // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 2. – С.32–33.
22. Словарь электронной коммерции [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа:
http://elcom.psuti.ru/content/dictionary/detail.php?ID=440&term=Интернет-реклама.htm%7C – Дата доступа : 28.04.2018
23. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг : учеб. / И. В. Успенский. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003 Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m80 – Дата доступа : 03.05.2018
24. Черчиль, Г.А. Маркетинговые исследования.– СПб.: Питер, 2000.– 752 с, с.436
25. Чтотакое «SMM (Social Media Marketing)»? [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://seodict.ru/smm/ – Дата доступа : 01.05.2018
26. Эффективность онлайн-рекламы и присутствие в социальных медиа [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/media/online_adv.htm. – Дата доступа : 03.05.2018