ВВЕДЕНИЕ
1 ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика деятельности торговой организации
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной торговой сети
2.3 Оценка размещения розничной торговой сети и обеспеченности ею населенных пунктов, анализ ее соответствия социальным стандартам
2.4 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях перед торговыми организациями ставится задача повышения эффективности использования розничной торговой сети, т.к. это является важным условием рациональной организации торговой деятельности, повышения качества и культуры торгового обслуживания населения, улучшения условий труда работников, а, следовательно, повышения эффективности и производительности используемых трудовых ресурсов.
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными организациями (унитарными предприятиями), победить в которой могут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов. Условия функционирования торговых организаций (унитарных предприятий) в рыночной экономике побуждают их к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально-вещественных факторов, в том числе и розничной торговой сети.
Актуальность темы исследования характеризуется тем, что совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Розничная торговля является важной отраслью, т.к. обеспечивает продажу товаров конечному потребителю, способствует удовлетворению потребностей населения. Поэтому ее совершенствование будет способствовать расширению сегментов рынка, а, следовательно, жизнеобеспечению функционирования торговых организаций, как особых социально-ориентированных хозяйствующих субъектов.
Посредством реализации товаров и услуг через розничную торговую сеть реализуется и развивается долгосрочная политика, направленная на преодоление бедности, безработицы и повышения качества жизни населения, проживающего, как в городской, так и в сельской местности.
Показатели работы розничной торговой сети выражают не только экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из среды обращения в личное потребление населения, но и отражают уровень его жизни, пропорции и взаимозависимость между спросом и предложением товарного рынка и денежным обращением.
Выявить и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного экономического анализа, что и подтверждает актуальность темы. Анализ розничной торговой сети позволяет выявить резервы ее рационального использования; разработать мероприятия по оптимизации состава розничной торговой сети.
1 ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В условиях усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
Преимущества торговли через розничный торговые сети заключаются в следующем [21, c.152]:
- с учетом территориальных сегментов целевого рынка возможно размещение товара с изменением пространства;
- в соответствии с потребительскими предпочтениями возможно изменение ассортимента товаров и формирование привлекательного ассортимента по конкурентоспособным ценам;
- размеры сетей позволяют им закупать большие партии товаров. получая при этом максимальные скидки и экономя на транспортных расходах;
- централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют избежать многих недостатков, характерных для отдельного магазина;
- возможна диверсификация видов деятельности с учетом повышения эффективности;
- снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на большое количество товара;
- способность объединить функции оптовой и розничной торговли;
- сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли с учетом местных потребительских предпочтений успешно вести конкурентную борьбу.
Розничная торговая сеть характеризуется современными форматами магазинов, определяемых ассортиментом, размером торговой площади, формами и методами обслуживания. Развиваются новые форматы магазинов, современные торговые центры и огромные гипермаркеты. Предприятия розничной торговли оснащены передовыми технологиями ведения бизнеса, располагают современными помещениями. Все это не может не отразиться на конкурентной борьбе, которая начинает усиливаться и ведется не только в ценовом диапазоне.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙПО
2.1 Экономическая характеристика деятельности Гомельского райпо
В июне 1918 года был организован Гомельский районный потребительский союз как торговое товарищество, Устав которого зарегистрирован Центросоюзом 5 августа 1918 года. До 1919 года последовательно организовались еще 5 союзов, которые объединились в Губсоюз. В декабре 1919 года в результате второго укрупнения БССР Гомель вошел в состав Белоруссии. В этой связи проведена реорганизация Губсоюза. С этого времени вновь начинает свою работу Гомельский райсоюз.
С 25 декабря 1995 года Гомельский райпотребсоюз стал функционировать как Гомельское райпо
Гомельское райпо относится к системе потребительской кооперации, действует на основании Устава, который утвержден собранием уполномоченных Гомельского райпо 14 октября 2002 года. Государственная регистрация проведена Решением Гомельского районного исполнительного комитета № 400158558 от 26 ноября 2002 года. Адрес: 246050 г. Гомель, ул. Интернациональная, 6
Гомельское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.
В своей деятельности Гомельское районное потребительское общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Гомельского областного союза потребительских обществ и Уставом Общества (приложение А).
Основными целями райпо являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.
Основными функциями райпо являются:
- создание и развитие предприятий розничной и оптовой торговли и общественного питания для обеспечения пайщиков и населения товарами народного потребления;
- закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- оказание платных услуг населению;
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Исходя из анализа, проведенного во второй главе курсовой работы, можно сделать вывод о том, что Гомельскому райпо для повышения эффективности использования розничной торговой сети можно предложить следующие мероприятия:
- переоборудование прилавочного магазина в магазин самообслуживания;
- применение принципов мерчендайзинга при реализации товаров в магазинах.
Переоборудование магазинов на данном этапе функционирования организации является обязательным условие успешной деятельности. Большинство конкурентов Гомельского райпо – частные организации, которые стремятся переоборудовать свои магазины соответственно потребностям покупателей. Наиболее конкурентоспособной формой организации торговли в магазине на данный момент является самообслуживание.
При переходе от прилавка к самообслуживанию товарооборот увеличивается по оценкам специалистов от десятков процентов до нескольких раз. Это происходит благодаря целому комплексу причин. Прежде всего, благодаря увеличению ассортимента и непосредственному представлению товаров в торговом зале. В прилавочном магазине на витрине выставлено небольшое количество товаров, и все они находятся вне непосредственного доступа покупателя. В магазине самообслуживания, наоборот, покупатель может взять, потрогать товар, прочесть информацию на этикетке – изучить весь представленный ассортимент. Это способствует значительному росту товарооборота только за счет психологического момента. В результате покупатель, зайдя за единственной покупкой и пройдясь по торговому залу, приобретает то, что он и не думал покупать, но что попалось ему на глаза и понравилось.
В магазинах самообслуживания более эффективно используются площади - соотношение складских и непосредственно торговых площадей. Если в прилавочном магазине весь товар располагается только по периметру магазина – за прилавком, а середина помещения предназначена для покупателей, то в магазине самообслуживания все площади, включая кассовую зону, отведены под представление товара. Кроме того, в прилавочном магазине значительную площадь должны занимать складские помещения, а в магазине самообслуживания место под склад намного меньше - как правило, это промежуточная зона приемки, откуда товар поступает непосредственно в торговый зал. Более правильное, рациональное использование площадей позволяет кардинально увеличить ассортимент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.
Розничная торговая сеть – это совокупность розничных торговых предприятий и торговых единиц, отличающихся по ряду признаков: размер торговой площади, ассортимент товаров, товарооборот и т.д.
Для своевременного удовлетворения потребностей населения в товарах розничная торговая сеть выполняет:
- формирование торгового ассортимента;
- осуществление операций по приемке, хранению и подготовке товаров к продаже;
- реализация товаров конечному потребителю;
- оказание дополнительных услуг населению;
- проведение маркетинговых исследований;
- обеспечение рекламы товаров.
Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазины, павильоны, киоски, палатки, лотки, торговые автоматы, автомагазины и иные объекты).
Гомельское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.
Розничный товарооборот по райпо в 2016 году сократился на 3,14 % по сравнению с 2015 годом. На данное явление могли оказать такие факторы, как сокращение спроса на товары райпо. Наличие конкурирующих организаций, сокращение денежных доходов населения и др. В сопоставимых ценах розничный товарооборот на протяжении изучаемого периода имел тенденцию к сокращению.
В деятельности Гомельского райпо за анализируемый период наблюдается сокращение суммы расходов на реализацию (в 2016 году они сократились на 0,95 % по сравнению с 2015 годом), что казалось бы является положительным моментом, однако более объективным является анализ издержек на реализованные товары по уровню. Так в 2016 году к 2015 году уровень расходов увеличился на 0,38 %. Что отрицательно характеризует деятельность райпо.
Стоит отметить, что прибыль в организации не увеличивается, а также сокращается. Так в 2016 году прибыль от реализации сократилась на 51,4% в сравнении с 2015 годом.
1 Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова; под общ.ред, С. В. Виноградовой. – 3-е изд., испр. – Минск :Выш. шк., 2009. – 464 с.
2 Волчек, А. Сколько стоит предоставить скидку? / А. Волчек // Финансовый директор. – 2013. – № 1. – С. 44–49.
3 Гатальская, Ю. В. Продажа товаров в кредит – способ увеличения объема реализации / Ю. В. Гатальская // Главный бухгалтер. – 2011. – № 41. – С. 68-74.
4 Герасименя, Ю. Как организовать розничную торговлю товарами через торговый объект? / Ю. Герасименя // Юрист (РБ). – 2015. – № 5. – С. 47–51.
5 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З: в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. – 1999. – № 7-9. – ст. 101.
6 Зайцев, Н.Л. Экономика организации: учеб. пособие / Н.Л. Зайцев. – М.: «Экзамен», 2012. – 134 с.
7 Ивлева, Т. Разработка и внедрение стандартов обслуживания покупателей/ Т. Ивлева. [электронная статья]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/service_standarts.htm9 Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. пособие / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2012. – 142 с.
10 Мокий, М.С. Экономика организации: учеб. пособие / М.С. Мокий, Л.Г. Скамай, М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2012. – 264 с.
11 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2014. – 2/2126.
12 Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 8 мая 2015 г. № 393 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2014. – 5/39169.
13 Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 15 января 2009 г. № 31: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 19 июня 2015 г. № 517 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 18. – 5/29135.
14 О защите прав потребителей Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2014 г. № 106-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2/839.
15 О классификации форм розничной торговли: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26 июня 2014 г. № 24 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2014. – 8/28884.
16 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики на 2015–2020 гг. : указ Президента Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № 287 [Электронный ресурс].– Режим доступа : http://www.pravo.by
17 Организация и технология торговли: учеб. пособие / С. Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С. Н. Виноградовой. – 3-е изд., испр. – Минск: Высшая школа, 2009. – 464 с.
18 Официальный сайт Министерства торговли республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=77&Itemid=98.
19 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
20 Хуэте, Л.Клиентинг: управление цепочкой «услуги – прибыль» / Л.Хуэте // Клиентинг и управление клиентским портфелем. -2013. – №4. – с. 238 – 244с.
21 Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли: учебное пособие / О.В. Памбухчиянц. – М.: Издат. центр «Маркетинг», –2001. – 283с.
22 Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 №25 «Об утверждении инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам» [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://yandex.by/clck/jsredir?from=yandex.by%3Byandsearch%. –
23 Программа развития розничной торговли Республики Беларусь[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/Itogi_2014_kv1.pdf.
24 Раицкий, К.А. Экономика организации: учеб. пособие / К.А. Раицкий. – 3-е изд. – М.: Маркетинг, 2012. – 498 с.
25 Развитие социальной инфраструктуры села [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bargu.by/3360-razvitie-socialnoy-infrastruktury-sela.html. –
26 Торговая инфраструктура в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option =com_content&task=view&id=605&Itemid=375.
27 Торговые сети: современный сервис или монополизация розницы? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sympa-by.eu/sites/default/files/library/policy_paper_retail_control_bipart.pdf.
28 Широких, А. А. Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс / А.А. Широких – Минск.: Изд-во ИПД, – 2010. – 263с.
29 Прилавок или самообслуживание? / Группа компаний «Бримстон-Бел» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brimstone.by/ru/ news/archive/918/. 30 Розничная торговля и общественное питание в Республике Беларусь за 2016 год : стат. сборник. Минск : Нац. стат.ком. Респ. Беларусь, 2017. 509 с.
31 Экономика предприятий торговли: учеб.пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – 3-е изд., испр. – Минск: Высшая школа, 2008. – 542 с.