ВВЕДЕНИЕ
Выясняя сложные вопросы об имущественном держании шляхты ВКЛ в XVI в., представители исторической науки выдвигают разные теории при разработке этой важной проблемы. Процесс эволюции шляхты следует рассматривать как порождение социально-экономических потребностей времени. Шляхетская тематика по праву занимает одно из ведущих мест. Этот факт не может не внушать оптимизма, что в ближайшие годы в белорусской науке появятся обобщающие исследования по истории шляхты белорусских земель Великого княжества Литовского, ибо в данном вопросе мы на порядок отстаём от польских, украинских и литовских коллег. В этой связи считаю необходимым заострить внимание на узловых проблемах истории шляхты, требующих дальнейших исследований с привлечением широкого комплекса как опубликованных, так и архивных источников.
Целью курсовой работы является раскрыть роль шляхты Белоруссии в социально-экономических процессах Великого Княжества Литовского (XVI-первой половине XVII вв.).
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать место шляхты в социальной структуре общества, ее права и обязанности.
2. Выявить особенности шляхетского землевладения после проведения аграрной реформы.
3. Рассмотреть роль шляхты в органах государственного управления в рассматриваемый период.
Объект исследования: сословие шляхты в Великом княжестве Литовском.
Предметом исследования является роль шляхты Белоруссии в социально-экономических процессах Великого Княжества Литовского.
Обращает на себя внимание, что в отечественной историографии практически отсутствуют разработки по социально-экономической истории шляхты. Не думаю, что вопросы истории земельной собственности шляхты и магнатерии, структуры шляхетского и магнатского землевладения полностью освещены в работах представителей советской исторической науки. Проблемы, обозначенные в монографиях и научных статьях И.Ю. Уварова [18, 19, 20, 21, 22], Л.Ю. Казакова [5, 6], В.И. Пичеты [15, 16]. Вопросы деятельности сеймов и роли шляхты в их деятельности нашли свое отражение на страницах учебных пособий Новика, Я. А. Юхо, Ю. Бардаха.
В качестве основных методов исследования использовались общенаучные методы систематизации и анализа, а также специальные исторические методы (историко-генетический и компоративный). В работе использовался принцип историзма и системный подход.
В главе I рассмотрен процесс формирования шляхты и законодательного оформления ее прав и обязанностей. Рассмотрены различные сословные категорию. Права и обязанности шляхты характеризуются автором на основе привилеев (1387, 1492 гг.), Судебника 1468, а также трех Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг.
Вторая глава посвящена формированию шляхетского землевладения. Рубежным событием в этом вопросе стала аграрная реформа 1557 года. Образование первых фольварков и доказательство шляхтой своих прав на земли носило сложный и противоречивый характер. Этот вопрос в историографии изучен фрагментарно. Принято рассматривать два типа землевладения: фольварок и «двор».
В третьей главе тезисно рассматривается вопрос общественно-политического положения шляхты в XVI-первой половине XVII вв. Этот вопрос требует отдельного исследования. Однако в рамках изучения социально-экономического положения шляхты следует охарактеризовать и ее роль в государственном управлении.
ГЛАВА 1 ШЛЯХТА В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА, ЕЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Первый сословный привилей, выданный в 1387 г. великим князем литовским Ягайло, предназначался для феодалов, принявших католицизм. Он освобождал их почти от всех государственных повинностей и закреплял за ними право распоряжаться и передавать по наследству свои владения и имущество.
Следующим важным этапом в оформлении сословной структуры общества и государственных правах в частности послужил привилей 1447 года –¬– общегосударственный законодательный акт ВКЛ, изданный великим князем Казимиром. В нем обстоятельно были прописаны права класса феодалов и сословия шляхты, некоторые принципы криминального, общественного и государственного права. Так, в статье 3 обращает на себя внимание увеличение числе лиц, которым гарантируется право неприкосновенности. В отличие от предыдущих документов, в привелеи более полно перечислены группы феодалов и шляхетского сословия, а также включены городские жители. В нем значительно был расширен круг лиц, за которыми признавались права шляхты независимо от наличия у них гербов и вероисповедания. Привилей 1447 стал первым наиболее значимым конституционным актом ВКЛ [9, С. 200].
В привилеи Александра Казимировича 1492 г. были законодательно закреплены расширения функций панов-рады. Крупная шляхта, сосредоточившая в своих руках огромные земельные богатства, по привилею 1492 года получила и всю полноту власти. Этот привелей был подтвержден и дополнен великим князем Жигимонтом в 1506 г. Однако они носили узкий характер и не могли зафиксировать всех привилегий, которых добились к этому времени крупные феодалы. Только всеобъемлющий феодальный кодекс мог удовлетворительно зафиксировать все привилегии магнатов, уравнять права различных групп в масштабах государства.
Привилей 1506 года, можно сказать, окончательно лишил великого князя права управлять государством. Даже на сеймы ВКЛ он являлся лишь в исключительных случаях, связанных с решением вопросов войны и мира, взимания налогов [13, с. 100]. Однако привилеи имели специфический узкий характер не могли и не смогли всесторонне зафиксировать то высокое положение, которого к тому времени достигли крупные феодалы. Кроме того, привилеи должны были подтверждаться каждым новым великим князем. Только всеобъемлющий свод законов мог удовлетворительно и надолго узаконить все права и привелегии магнатов, уравнять различные их группы, прежде всего католиков и православных, в масштабах всего государства [Лазутко, с. 120]. Таким документом, закрепившим права феодалов стал статут 1529 года.
Уже во второй половине XV в. произошли серьезные изменения в положении средних и мелких землевладельцев. Еще общеземский привилей 1447 г. Казимира закрепил за всем классом феодалов без различия вероисповедания их владельческие права на землю и крестьян. В этом смысле положение и права средних и мелких феодалов не отличались от вотчинных прав магнатов. К концу XV в. произошла консолидация всех феодалов в целом в замкнутое привилегированное сословие. В связи с почти не прекращающимися тяжелыми войнами еще больше возросла роль средних и мелких землевладельцев как военнослужащего класса, значительно увеличилось его землевладение. По мнению М.К. Любавского, шляхта, в том числе и рядовая, с 1507 года начинает представительно участвовать в сеймах, которые обсуждают такие вопросы, как сбор серебщины. Великое княжеская власть и фактически осуществлявшие такую власть земельные магнаты ввиду постоянных войн вынуждены были почти ежегодно обращаться к шляхте за субсидиями и созывать ее на сеймы, которые она в свою очередь использовала для предъявления политических требований [13, с. 205].
ГЛАВА 2 ШЛЯХЕТСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ
К первой половине XV в. сложились социально-правовые отношения в среде представителей боярского сословия. К этому времени сформировалось две группы бояр: те, которые раньше держали землю, оставленную им по наследству от отца при условии несения военной службы, и те, которые получили землю в качестве господарских жалований за нынешнюю службу согласно военной обязанности. Однако, наделяя знатных людей феодальным имуществом, великий князь мог потребовать от них исполнений любого своего желания. Земля, данная в имущественное держание в указанный период, очень часто являлась предметом острых споров и темой судебных расследований. Просители даже пробивались к великому князю прямо на заседание вального сейма, вручая ему различные прошения [21, с. 85].
Земля была одним из важнейших объектов торговли внутри страны. По мнению исследования И.Ю. Уварова шляхта нарушала существующее законодательство в отношении торговли земельным фондом. К этому же выводу пришли и другие исследователи. Документальные материалы это широко подтверждают. Так, в записи от 15 февраля 1549 г. указана купчая сделка между боярами Монка Римкевича и Ивана Шимковичем на участок земли: «Продали есмо ниву нашую власную … Яну Шимковичу боярину господарскому». При этом указано, что продано «на литовскую монету». Подобные записи упоминаются и в других документах [22, с. 78].
Аграрная реформа середины XVI в. была значительным событием в Истории Беларуси. Она упорядочила вопросы купли-продажи земли и систематизировала процесс формирования шляхетского землевладения. Началось ускорение новых форм хозяйствования, построенных на использовании труда тягловых крестьян. Реформа проводилась в соответствии с «Уставой на волоки», которая была проведена Жигимонтом II Августом 1 августа 1557 года. Однако нельзя сказать, что реформа ограничивалась исключительно изменением меры земельных наделов и созданием фольварков. Эти события составили основу большого комплекса экономических, технических и социальных изменений, которые остались в истории как волочная помера [5, с. 254].
Широкомасштабной реформе предшествовал комплекс мероприятий по ее подготовке. Аграрная реформа была встречена привилегированными слоями населения крайне враждебно. Впрочем, другого отношения к реформе не могло и быть. Волочная помера, преследуя уравнение «господарских кгрунтов», трудовала округления имений для уничтожения вредной в хозяйственном смысле чересполосицы, и с этой целью шляхетские земли приписывались к господарскому двору [16]. Недовольства были также связаны с необходимостью проверки прав на землю и обменом земельных участков, которые затрагивали интересы средней и мелкой шляхты. Ее представители всячески пытались затормозить проведение аграрной реформы.
Когда вовремя экономических преобразований королевы Боны это было в меньшей ступени, то проведение волочной реформы в границах всего государства процесс проявился достаточно ярко. Одной из основных проблем была проверка на землю. Практика ее проведения была сначала опробована во владениях Боны, которые в середине XVI в. фактически стали своеобразным полигонам для проверки эффективности правительственных действий по реорганизации сельского хозяйства. Так, первая проверка прав на землю была проведена в 1533 году Боной Сфорца в своих имениях. Выяснилось, что часть землевладельцев не могла дать безусловные обоснования своих прав на владение землей и подтвердить права на шляхетство. Благодаря этому Бона Сфорца получила возможность к расширению своих владений за счет земель, которые находились в незаконных владениях шляхты [15, c. 20].
Одной из основных задач проведениях волочной померы в границах государства являлось объединение хозяйственных земель в единый комплекс, центром которого стал фольварок. В результате проверок часть шляхты лишилась своих владений. Так земли прибавлялись к фольваркам. Также когда шляхтич доказывал свое право на владение землей, но его владения находились на территории планируемого фольваркового хозяйства, то проводился обмен земли. Это затрагивало материальные интересы шляхты. Понятно, что мало кто из них был удовлетворен происходящими процессами [5, c. 254].
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ ШЛЯХТЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВКЛ
К рассматриваемому нами периоду во многих европейских странах происходит укрепление и консолидация государственной власти, которая начинает переходить от монархов к влиятельным феодалам и городской верхушке. Так, например, в Польше, а затем в Великом княжестве Литовском возникают вальные сеймы при короле и великом князе.
Акт Люблинской унии 1569 г. очертил основные конструкции общественно-политического строя Речи Посполитой и сословныеиправа шляхты. Уния вводила общий коронный сейм для «обоих народов под королем польским», общее представительство «панов польских и литовских» в сенате. Шляхта обоих народов получила возможность приобретать земли как в Польше, так и на территории ВКЛ.
Специфика государственной власти в ВКЛ заключалась в том, что она шла не через усиление власти монарха, а путем повышения роли шляхетских представительных органов власти (вального сейма). Последние способствовали повышению политической активности шляхты, стремившейся укрепить свой социально-политический статус. Вначале XVI в. постепенно снизилось давление католического духовенства, и при активном участии православной олигархии сейм превратился в общегосударственный орган всех земель Великого княжества [20, с. 30].
В ходе развития институтов государственной власти в ВКЛ возрастала роль земских поветовых сеймиков, которые очень активно вторглись в сферу управления страной [1, с. 170–171]. Такая внутриполитическая ситуация была на руку представителям военно-служилого сословия землевладельцев, которые в условиях сложной международной обстановки, выполняя земскую службу, начинают все чаще выступать с требованиями к господарю о предоставлении им льгот привилегий, вольностей и т. д. . Следует учитывать, что требования шляхты были вполне обоснованными, так как территория ВКЛ подвергалась нападениям крымских татар, а с 90-х гг. XV в. борьба с Московским княжеством вступает в активную фазу. В условиях такой геополитической обстановки представители шляхетского сословия принимали на себя основные тяготы, связанные с несением военной службы.
К середине XVI в. политическая структура ВКЛ от монархии, где высшая административная и военная власть находилась в руках магнатской олигархии, начинает переходить к шляхте. Добившись полного превосходства над великим князем, шляхтичи начинают принимать участие в заседаниях сеймовых сессий и управлять государством [20, с.30].
С завершением процесса формирования сословно-представительной монархии, ограничением верховной власти и закреплением прав, привилегий и вольностей шляхты в законодательстве и практике общественной жизни верховная власть утратила прежнее значение.
Однако вальные сеймы и после 1569 года по-прежнему назывались главным стражем шляхетских вольностей. Шляхетские послы торжественно представлялись королю и сеймовой братии, но реально мало кто участвовал в значащих сеймовых баталиях. Общий правовой и политический уровень шляхты был высоким, однако преобладали групповые и персональные интересы, что в конечном итоге стало одним из оснований распада Речи Посполитой.
Шляхта ВКЛ были довольно широко представлены в высшем законодательном органе Речи Посполитой и имели реальную возможность отстаивать здесь интересы Княжества. Этому способствовал и сам порядок принятия решений, учитывавший характер нового государства. Так, уже в 80–90-е годы XVI века некоторые сеймовые постановления (ухвалы, конституции) стали приниматься для ВКЛ отдельно от коронных [3, с. 51].
Окончательное становление так называемой «шляхетской демократии» утвердили в 1573 году Генриховы артикулы — клятва выборных королей Речи Посполитой. Они не только ограничивали власть короля, но и давали шляхте законное право выступать против него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным сословием в ВКЛ была шляхта, на долю которой приходилось 8—10 % от общей численности населения, в то время как подобные группы в большинстве европейских государств не превышали 1—4 %. Как сословие шляхта сформировалась в предыдущее время и к концу ХV в. через систему привилеев приобрела разные ступени градации. С основной массы выделялись князья, княжата, а также бароны, нобили и бояре, которых стали называть панами. Численно эта группа не была большой и включала более 50 основных магнатских родов. Большинство принадлежало к разным группам земян — шляхте и не богатой околичной, чиншевой и магнатской шляхте. Взаимоотношения между ними определялись по принципу феодальной иерархии, что приводило к экономической и политической зависимости малоимущественной шляхты. По своему положению к ней приближались группы военнослужилого населения, куда входили крестьяне, слуги, бояре панцирные и бояре путные, земяне, стрельцы.
Ключевым событием, изменившим шляхетское землевладение стала волочная помера. Аграрная реформа – это попытка введения трехпольного севооборота, принудительная интенсификация сельского хозяйства, предпринятая правительством в полном сознании всех экономических выгод из нее вытекавших. Но воспользовалась этим шляхта, а не правительство, постепенно растерявшее государственный земельный фонд. Были распространены две системы землепользования: «господарчий двор» и фольварок.
Процесс становления сословия шляхты во многом зависел от включения этой группы граждан в общественную социализацию, а также осознание ими своего положения и значения для государства. Это был затяжной, сложный и противоречивый период, поскольку он во многом зависел от социально-экономических, политических и правовых факторов. Этому свидетельствуют общие мнения авторов, изложенные в используемых для написания курсовой работы статьях и монографиях по данной теме. Однако дальнейшее исследование этой проблемы остается трудным делом, так как данные события слабо или частично отражены в имеющихся источниках.
В послелюблинский период, когда были проведены судебная, реформа вального сейма, введен институт поветовых сеймиков, стала формироваться шляхетская политическая элита. Это способствовало тому, что данное сословие стало активным участником общественной жизни и его голос учитывался в решении кардинальных проблем внутренней и внешней политики ВКЛ. Новое государственное образование — Речь Посполитая стало восприниматься в одних случаях как единое целое, а в других — в качестве самостоятельных единиц. Это рельефно отразилось в материалах поветовых сеймиков, где шляхта обсуждала волнующие ее проблемы и при этом наглядно демонстировала свое этническое самосознание.
1. Бардах, Ю. История государства и права / Ю. Бардах, Б. Леснодарский, М. Пиетрчак ; пер. с польского ; предисл. З. М. Черниловского. – Москва: Юрид. лит., 1980. – 559 с.
2. Гудавичюс, Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 г. / Э. Гудавичюс. – М., 2005. —
3. Дмитрачков, П. В составе Речи Посполитой: из истории развития государтвенности на белорусских землях (XVI-XVIII вв.) / П. Двитрачков // Беларуская Думка. – 2009. – №7. – С.51-59.
4. Казакоў, Л. Ю. Панскi гаспадарчы двор i фальварак на Беларусi (другая палова XVI – пачатак XVII ст.) / Л. Ю. Казакоў // Працы гiстарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 3 / рэдкал.: У. К. Коршук (адк. рэдактар) [i iнш.]. – Мiнск: БДУ, 2008. – C. 23–30.
5. Казакоў, Л. Ю. Праверка праў на зямлю як этап правядзення аграрнай рэформы сярэдзіны XVI ст. у Вялікім княстве Літоўскім / Л. Ю. Казакоў // Працы гістарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 4 / рэдкал.: У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.]. — Мінск: БДУ, 2009. ― С. 254–258.
6. Казаков, Ю. Л. Самоидентификация шляхетского сословия в ВКЛ в конце ХVI — начале ХVII в. / Ю. Л. Казаков // Працы гістарычнага факультэта БДУ: Навук. зб. Вып. 4 / Рэдкал.: У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.] — Мн: БГУ, 2009. — С. 13–20.
7. Козловская, Н. Политическая элита Великого Княжества Литовского в историографической традиции XIX-начале XXI в. / Н. Козловская // Беларусь, Расія, Украіна: дыялог народаў і культур / склад. Д. У. Караў, В. В. Масненка. (Серыя “Гістарыяграфічныя даследванні”). – Гродна: ЮрсаПрынт, 2013. - 424 с.
8. Красуцкий, Г.В. Развитие сословных прав шляхты в ВКЛ / Г.В. Красуцкий // Правотворчество и правоприменение в современном обществе: материалы междунар. Науч. Конф. Студентов и аспирантов, Минск, 31 окт. – 1 ноября 2008 г./ редкол: Г.А. Шумак (отв. ред.). – Минск: БГУ, 2009. – С. 150-153.
9. Лазутка, С., Валиконте, И., Гудавичюс, Э. Первый Литовский статут (1529) / С. Лазутка, И. Валиконте, Э. Гудавичюс. –¬– Вильнюс: Марги Раштай, 2004. –¬– 521 с.
10. Лазутка, С.А. I Литовский статут – Феодальный кодекс Великого княжества Литовского. –¬– Вильнюс, 1973. –¬– 450 с.
11. Лойка, П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы XVI — першай трэці XVII ст. / П. А. Лойка. Мінск: БДУ, 2002.
12. Лойка, П. А. Гicтарыяграфiя праблемы вывучэння ролi шляхты ў грамадска-палiтычным жыццi Рэчы Паспалiтай (другая палова XVI – першая трэць XVII ст.) / П. А. Лойка // Працы гiстарычнага факультэта БДУ: навук. зб. Вып. 3 / рэдкал.: У. К. Коршук (адк. рэдактар) [i iнш.]. – Мiнск: БДУ, 2008. – C. 46–52.
13. Любавский, М. К. Литовско-русский сейм: опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешней жизнью государства. / М. К. Любавский. – Москва: Императорское общество истории и древностей российский при Московском ун-те, 1900. –¬– 1158 с.
14. Новик, Е. К. История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г. : учеб. пособие / Е. К. Новик, И. Л. Качалов, Н. Е. Новик ; под ред. Е. К. Новика. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск : Выш. шк., 2013. – 558 с.
15. Пичета, В.И. Аграрная реформа Сигизмунда августа в Литовско-Русском государстве / В. И. Пичета. — М., 1958. —
16. Пичета, В. И. Белоруссия и Литва XV—XVI вв. / В. И. Пичета. – М., 1961.
17. Титов, В. /В. Титов // Альманах «Деды», 2015.– Вып.9. – С. 45-60.
18. Уваров, И.Ю. Вассальная служба феодалов ВКЛ и их борьба за сохранение своего сословного иммунитета в XV-XVI вв. / И.Ю. Уваров // Вестник Полоцкого государственного университета – 2017. – №1. – С. 77-81.
19. Уваров, И.Ю. Влияние международного опыта на развитие законодательной системы и становление правовой культуры шляхты Великого княжества Литовского в XV –¬– первой трети XVI века / И.Ю. Уваров // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер.А. Гуманитарные науки. –¬– 2012. –¬– С. 33–¬–36.
20. Уваров, И.Ю. Развитие институтов государственной власти в ВКЛ в XV-XVI вв./И.Ю. Уваров // Вестник МГПУ им. И.П. Шамякина. – 2009. – №2. – С. 28-35.
21. Уваров, И.Ю. Развитие экономических отношений в шляхетском хозяйстве на территории белорусских земель в первой половине XVI века / И.Ю. Уваров // Ученые записки УО “ВГУ им. П.М. Машерова”. – 2010. – Т.9. – С.85-92.
22. Уваров, И.Ю. Ретроспективный взгляд на социально-правовое положение шляхты ВКЛ в XVI в. / И.Ю. Уваров // Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – 2010. – Т. 10. – C. 103-108.