Введение
Глава 1 Мировоззренческие основы объединения “Мир искусства”
1.1 Состав объединения
1.2 Мировоззренческие основы и предпосылки создания общества
1.3 Роль и значение журнала в культурной жизни России
Глава 2 Деятельность журнала «Мир искусства»
2.1 Роль А.Н. Бенуа
2.2 Роль Л. Бакста
2.3 Роль К.А. Сомова
2.4 Роль С.П. Дягилева
2.5 Эмиграция участников
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На пороге ХХ в. русское искусство переживало фазу обновления творческих задач и перестройки форм и условий художественной жизни. Начинается новая полоса в истории русской изобразительной культуры. Новое поколение художников подвергло пересмотру устоявшиеся традиции живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Поколебались авторитеты, казавшиеся незыблемыми.
Щедрое на таланты XIX столетие стало трамплином для триумфа русского стиля в искусстве. Объединение «Мир искусства» возникло не на пустом месте.
На рубеже ХIХ-ХХ столетия объединение «Мир искусства» возглавило широкое культурно-эстетическое движение, которое повлияло на все творческое сообщество того времени. Заново переоценив все устоявшиеся ценности русского изобразительного искусства, пересмотрев его творческую проблематику, это сообщество обновило его традиции и определило во многом новые пути русской художественной жизни.
Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. “Мирискусники” отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир, по их мнению, лишен красоты и поэтому недостоин внимания [3, c.10].
Творческие идеи «Мира искусства», сложившиеся в начале в сфере станковой живописи и графики, проникли в декоративно-прикладное искусство, архитектуру и скульптуру. “Мирискусники” содействовали развитию русского искусства и художественной критики. С их творчеством связан высокий расцвет русского театрально-декорационного искусства.
В истории театрально-декорационной живописи XX столетия мастера «Мира искусства» сыграли выдающуюся роль, значение которой не ограничено пределами национальной изобразительной культур.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что объединение «Мир искусства» внесло большой вклад в последующее развитие русской культуры. И в настоящее время его творческое наследие вызывает неподдельный интерес у современников.
Цель курсовой работы – дать характеристику деятельность объединения «Мир искусства».
Глава 1 Мировоззренческие основы объединения «Мир искусства»
1.1 Состав объединения
Прежде чем вступить на широкую общественную арену, «Мир искусств» пережил довольно длительный период, который имел не малое значение в его дальнейшем развитие. Изначально его главные деятели в дружеском кругу вырабатывали свои взгляды на искусство, обменивались сведениями по различным отраслям, устанавливали своё художественное видение. Об этом зарождении «Мира искусств» и пойдёт речь.
Мысль о создании собственного журнала давно бередила умы соратников Дягилева, однако для этого у них не было ни сил, ни средств. Обсуждение перспектив этого проекта оживилось в связи с подготовкой и проведением выставки. Кроме княгини Марии Тенишевой, стремившейся поддерживать образ благородной меценатки, начинание поддержал промышленник по роду занятий, но художник в душе Савва Мамонтов. Он выразил готовность взять половину расходов на себя.
Возникли обсуждения, сначала в виде переписки, перспектив создания журнала “Мир искусства”. В письмах обсуждались характер и задачи нового издания. Затем под председательством Сергея Дягилева стала формироваться редакция. Он и взял на себя руководство. Дмитрий Философов стал заведовать литературным отделом, а Вальтер Нувель музыкальным. Художественный отдел возглавил Лев Бакст [27, с.65].
В середине 1898 г. подготовка к изданию «Мира искусства» шла полным ходом. Редакция «располагалась в доме Тенишевых , в специальной квартире, где почти каждый вечер собирались художники, музыканты… отношения носили художественный и сплоченный характер». Один из ее участников, В. Нувель, сообщал в Париж А. Бенуа: «Все мои вечера я теперь провожу у Сережи [Дягилева].
Журнал нас эксцитировал, эмустировал , и мы все принялись за него с жаром. Каждый день происходят горячие дебаты». Княгиня Тенишева впоследствии вспоминала, что вечера проводили, «обсуждая разные вопросы относительно журнала… Вместе с Дягилевым ко мне приблизились Серов, Головин, Коровин,… Нувель, родственник Дягилева Д.В. Философов, кроме того, бывали Левитан, Врубель,… Бакст, Цорн и многие другие,… желавшие попасть в журнал». Дом Тенишевых стал «центром надежд и мечтаний о будущих благах». Княгиня в письме А. Бенуа от 11 августа 1898 г. подчеркивает, что С. Дягилев «страшно занят журналом, да и действительно работы масса, нужно сделать это дело великолепно, иначе нас заклюют и мы пропали…».
Глава 2 Деятельность журнала «Мир искусства»
2.1 Роль А.Н. Бенуа
А.Н. Бенуа утверждал, что истинная радость получается от осознания, что творения соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть «вдохновением». Но только пока это осознание существует, рождается подлинное искусство, рождается красота.
Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра, актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.
Художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции.
Самостоятельные занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского «Общества акварелистов» [27, с.74].
Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера «История живописи в XIX веке», издававшейся в Мюнхене. (Русские переводы очерка Бенуа были опубликованы в том же году в журналах «Артист» и «Русский художественный архив».) О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства.
В 1895-99 гг. Александр Бенуа был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М. К. Тенишевой; в 1896 году организовал небольшой русский отдел для выставки Сецессиона в Мюнхене; в этом же году совершил свою первую поездку в Париж; писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни.
Заключение
Журнал «Мир искусства» был создан в 1898 году и просуществовал до 1904 года. Большую роль в создании и деятельности журнала играл его организатор и главный редактор Сергей Дягилев.
В разное время в работе журнала принимало участие подавляющее большинство передовых русских художников конца XIX – начала XX века. Всех их объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.
«Мир искусства» был первым журналом по вопросам искусства, характер и направление которого определяли сами художники.
Редакция информировала читателей, что журнал будет рассматривать произведения русских и иностранных мастеров «всех эпох истории искусств, насколько означенные произведения имеют интерес и значение для современного художественного сознания».
В отличие от аналогичных изданий, которые помещали в основном лишь сообщения о художественной жизни, журнал стал систематически печатать статьи о русских и европейских мастерах живописи.
Журнал производил интересные и подробные публикации о различных периодах отечественного искусства, отличался великолепным полиграфическим исполнением.
В ходе деятельности в журнале появился литературный отдел, в нем неоднократно публиковались статьи о великих представителях мировой культуры.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались огромным успехом.
Выставки «Мира искусства» основательно познакомили русское общество, как с произведениями зарубежных художников, так и известных отечественных мастеров; а также с произведениями начинающих российских художников, еще не добившихся признания.
Постепенно разногласия, царившие внутри группы мирискусников, а также финансовые трудности, привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 года прекратил свое существование.
Творчество деятелей «Мира искусства» отличилось большой многогранностью и богатством проявлений.
Театр, книжная графика, станковая живопись, монументально-декоративные проекты, художественная критика — вот те области, в которых щедро проявили себя «мирискусники». Они в огромной степени способствовали поднятию общей художественной культуры во всех областях творчества. Подвели итоги и пересмотрели общепринятые взгляды как на историческую, так и на художественную эпоху в мире искусств.
1. Бенуа, А.Н. Возникновение «Мира искусства» / А.Н. Бенуа -М.: Искусство, 1994. - 56 с.
2. Бенуа, А.Н., Русское искусство XVIII - XX веков / А.Н. Бенуа - М.: Яуза, 2005.-132 с.
3. Борисова, Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. М.: Советский художник, 1990. - 359 с.
4. Борисовская, Н.К. Бакст / Н.К. Борисовская - М.: Искусство, 2017. – 113 c.
5. Волошин, М.А. Лики творчества/М.А.Волошин - Л.: Наука, 1989. - 848 с.
6. Гайденко, П.П. Трагедия эстетизма / П.П. Гойденко - М.: Искусство, 1970. - 247 с.
7. Голынец, C.B. Три «Мира искусства»/ С.В.Голынец // Пинакотека. 1998. - № 6-7. - С. 15-21.
8. Голынец, С.В. Л. Бакст/ С.В. Голынец - СПб., 2014. – 123 с.
9. Гусарова А.Л. Мир искусства/Л.А. Гусарова А.Л. - Л., 1972 – 236 с.
10. Даниэль С. «Мир искусства» в ретроспективе постмодернизма/ С.Даниэль // Новый мир искусства. 1999. - № 1 (6). - с. 6-8.
11. Дьяконицын, Л.Ф. Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX начала XX века/ Л.Ф. Дьяконицын – Пермь,1966. - 259 с.
12. Искусство и художники // Биржевые ведомости. — 1910. — 7/20 октября. Вечерний выпуск. — С. 4—5. См.: Николай Рерих в русской периодике, 1891—1918 гг. Вып. 4: 1910—1912. — СПб., 2007. — С. 170.
13. ІОжнорусское шитье XVIII в.Изъ собр. В.Н. и Б.И. Ханенко въ Кіевѣ. Каталог. Міръ искусства: художественный иллюстрированный журналъ / Редакторъ и издатель: С. П. Дягилевъ. — С.-Петербургъ, 1899—1904– 94 с.
14. Каталог выставки картин «Мир искусства». 1915 г. Архив Надежды Ропот.
15. Каталог. Міръ искусства: художественный иллюстрированный журналъ / Редакторъ и издатель: С. П. Дягилевъ. — С.-Петербургъ, 1899—1904.
16. Кириченко, Е.И. Модерн в советском искусствознании/ Е.И. Кириченко // Творчество— 1991. -№ 3.с. 80-84
17. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. — 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. — 485 с.
18. Кривулин В.Н. «Мир искусства» и русская пассеистическая революция / В.Н.Кривулин // Новый мир искусства. 1998. - № 1. - с. 24-28.
19. Крючкова, В.А. Символизм в изобразительном искусстве/ В.А.Крючков- М.: Изобразительное искусство, 1994. - 272 с.
20. Кустодиев Б.М. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». 1916—1920. Электронная коллекция Русского музея.
21. Кустодиев, Б.М. Портреты деятелей русской культуры/ Б.М.Кустодиев-М., 1987. - 159 с.
22. Лапшина, Н.Г. Мир искусства/ Н.Г. Лапшина - М.: Искусство, 2015. – 199 с.
23. Левитский В. Ранние годы графики «Мира искусства». Из воспоминаний очевидца/ В. Левитский // Новый мир искусства. 1998. - № 1. - с. 2-7.
24. Лифарь, С. П.Дягилев и с Дягилевым/ С.П.Лифарь - М.: Искусство, 2016. – 217 с.
25. Лобанов В.М. Художественная Москва начала века /В.М.Лобанов// Искусство - 1964. - № 5.-с. 27-32.
26. Мир искусства // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 549—550 — 1596 с.
27. Мир искусства: Том второй. №№ 13—24. — 1899.
28. Мир искусства: Том первый. №№ 1—12. — 1899.
29. Московский Курьер (1861 г.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
30. Московский курьер // Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник / Под редакцией А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. С. Черепахова. — М.: Гос. изд-во политический литературы, 1959. — С. 416. — 835 с.
31. Неклюдова, М.В. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX вв. / М.В. Неклюдова - М., 1991 – 210 с.
32. Пайман, А.К. История русского символизма / А.К.Пайман- М., 1998 -190 c.
33. Паршин С.Л. Мир искусства/C.Л. Паршин - М., 1993 – 183 с.
34. Петров, В. Н. Мир искусства/ В.Н. Петров - М., 1975 – 143 с.
35. Пружан, И.Н. Лев Самойлович Бакст / И.Н.Пружан // СПб.: Искусство, 2015 – 187 с.
36. Сарабьянов, К. Д. История русского искусства конца XIX начала XX вв. / К.Д.Сарабьянов - М., 1993 -320 с.
37. Стернин, Г.В. Художественная жизнь России начала XX века/ Г.В. Стернин - М., 1976 – 221 с.
38. Энкель, М (M.Enckell). Народная читальня. Декоративное панно для финляндского павильона на парижской выставке 1900г. // Мир искусства: Том первый. № 8– 87 с.
39. Эткинд, М. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX -начала XX вв./ М.А. Эткинд - Л., 1989 -250 с.
40. Коллекция Государственного Русского музея [Электронный ресурс] / Виртуальный Русский музей. – Москва. – Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/bakst_lev_samoylovich/index.php