Введение
Великая французская революция – крупнейшее преобразование социальной и политической системы Франции, которая произошла в конце XVIII столетия, в результате чего был уничтожен практически полностью старый порядок и Франция из монархии перешла в республику де-юре свободных и равных граждан.
Революция смогла целиком изменить устои французского народа, повлияв абсолютно на все его составляющие. Если говорить о повседневной жизни французов, то революция также оказала большое влияние. События, которые происходили во время революции коренным образом смогли изменить привычную жизнь французского народа. Наверное, именно все эти обстоятельства и события обусловили актуальность нашей темы исследования. Сама история великой французской революции очень интересна и обширна. Очень жаль, что не все иностранные труды смогли перевести на русский язык. Можно назвать большое количество историков, которые изучали проблемы революции конца 18 века: Манфрейд, Чудинов, Карлейль, Адо, Гордон др. Советские авторы занимались изучением проблем революционности масс, диктатуры и т.д.
Стоит отметить, что на данный момент нет ни одной монографии, которая была посвящена повседневной жизни французского народа периода Великой Французской революции на русском языке.
Предметом изучения данной работы является обыденная повседневная жизнь французского народа.
Объектом изучения является французское общество.
Цель работы - освещение вопросов повседневной жизни французов периода Великой Французской революции.
Глава 1. Повседневная жизнь высшего сословия в период Французской революции.
В ходе Великой Французской революции были ликвидированы сословия. Все люди стали равны друг другу. Вместе с сословиями ушли в прошлое шелк, парча, бархат, дорогие кружева и украшения, каркасная основа, шлейфы, огромные прически, объемные головные уборы и парики. Для шитья одежды использовался только хлопок. Это произошло главным образом потому, что должно было соблюдаться равенство между классами, а хлопок был самым дешевым материалом, который каждый мог себе позволить. Революция положила начало всеобщности моды. То, что раньше было привилегией элиты, стало достоянием всех. В одежде революционеров отражается стремление к простоте, удобству, лаконичности форм. Ощутимо влияние народного костюма. Большое значение приобретает символика цвета, несущая революционно-патриотические идеи.
События Великой французской буржуазной революции (1789-1794 гг.) не только сломили абсолютную монархию и привели к власти буржуазию, но, кардинально поменяли все стороны жизни, не только французов, но и всех европейцев. Перемены в одежде, ярко свидетельствуют об этом.
Также хочется сказать пару слов о пище во время французской революции. Годы, предшествовавшие Французской революции - период как изобилия, так и сильнейшей бедности. Во времена правления королей французская кухня была новаторской и неисчерпаемой на эксперименты, особенно в части изготовления приправ и соусов. Бывало, что естественный вкус пищи просто терялся, заглушаемый ароматом и вкусом приправ. Дворяне устраивали пиры с изобилием кондитерских изделий и жареного мяса, а крестьяне ели черствый хлеб и похлебку. Бытует мнение, что развитие кулинарии было прервано Французской революцией. В стране пропал интерес и к кулинарии, и к гастрономии. По словам одного из очевидцев эпохи, Революция подарила независимому народу блюдо – чечевица, приправленная любовью к родине. Во времена французской революции изменилась концепция потребления пищи. Например, установился обычай обедать и ужинать в более поздние часы (из-за неимоверно долгих заседаний), тогда как короли садились ужинать уже в пять часов вечера. Четыре приема пищи – завтрак, ланч, обед и ужин, свелись к двум – завтрак и обед, и обед вскоре стал считаться более важным. До середины 18 века еду и напитки подавали во Франции только в тавернах и трактирах. Меню, как правило, не отличались разнообразием: вареное или запеченное мясо без соуса и овощи сезона. Затем стали появляться первые рестораны. В первых ресторанах подавали концентрированные бульоны, сделанные из экстрактов. Экстракты были изобретены в конце 18 века. Тогда их было всего два - из говядины темный - и светлый – из телятины и птицы. Потом появились и другие - с использованием грибов, ветчины и вина. Рестораны стали постепенно завоевывать индивидуальность выбором экстрактов, и со временем стали предлагать другие виды пищи.
Глава 2. Повседневная жизнь городского населения
Уже к 1790-м годам самоуправление города пришло в состояние полного упадка. Со времен, когда были уничтожены городские вечевые собрания, которые в прежние времена пользовались правом судебной и распорядительной власти, дела больших городов шли намного хуже. Места «городских советников», учрежденных в XVIII в., покупались у города, и очень часто эти полномочия становились пожизненными. Собрания городских советов происходили все реже и реже, в некоторых городах - только 2 раза в год, и посещались они не всегда. Весь механизм городского управления был в руках секретаря, который взымал с заинтересованных лиц тяжелую дань. Прокуроры и адвокаты, а еще более того интенданты провинции (губернаторы) постоянно вмешивались в дела городов и подрывали всякую независимость городских управ.
В таких тяжелых условиях дела города все больше сосредоточивались в руках пяти или шести семей, которые присваивали себе огромную часть доходов города. Вотчинные поборы с крестьян, которые сохранялись за некоторыми городами, доход с городских таможен, городская торговля и налоги шли только на обогащение этих семей. Кроме всего прочего, мэры и синдики (т. е. головы и члены городской думы) занимались исключительно хлебной и мясной торговлей и пускались в спекуляции. Население, которое честно зарабатывало себе на жизнь просто ненавидело их. Притом, что синдики, советники и городские судьи раболепствовали перед «господином интендантом», т. е. губернатором, и исполняли любые его капризы. Городские расходы на помещение интенданта, на увеличение его жалованья, на подарки ему, на крестины его детей и т. д. с каждым разом все вырастали, это не говоря уже о взятках, которые приходилось ежегодно посылать разным высокопоставленным лицам в Париж.
24 декабря 1789 г. был принят декрет, разрешающий лицам некатолического вероисповедания занимать любые гражданские и военные должности". То есть все старое деление общества на католиков и иноверцев было отвергнуто.
Декретом 13 февраля 1790 г. монахам разрешалось отказаться от данного ими обета и покинуть монастыри, и многие церковнослужители поторопились воспользоваться этим разрешением. Таким образом, оказалось возможным ликвидировать большое число монастырей. Поскольку монастыри закрывались, стало бесполезным вербовать монахов, и потому было воспрещено впредь произносить вечные обеты.
Глава 3. Положение крестьянства в годы Великой Французской революции.
Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению аграрных законов, принятых во время революции, целесообразно изучить положение французских крестьян, в котором они находились перед революцией. Франция XVIII в. была аграрной страной. Ее население достигло в 1789 г. 25 миллионов человек, из которых не менее 22 миллиона - крестьяне. Но если взять уровень, развития торговли и промышленности Франции, то она опережала другие европейские страны, уступая лишь Англии. Во Франции было очень много крупных городов.
Франция не имела крупного помещичьего хозяйства, которое могло бы основываться на труде крепостных крестьян. Ни дворяне, ни церковь, которая в то время удерживала за собой в качестве своего непосредственного домена около 1/3 всей французской земли, собственного хозяйства, как правило, не вела. В Англии, где в то время применялся наемный труд большое хозяйство было у фермеров - капиталистов, а вот уже во Франции оно было развито совсем не так, хотя с середины XVIII столетия, его хозяйственный рост заметно усилился. Это все было следствием того, что основная роль сельскохозяйственного производства Франции принадлежала мелкому и мельчайшему хозяйству крестьян феодально зависимых, которые просто на просто задавили поборами в пользу сеньора, церкви и короля. Французские крестьяне уже очень давно являлись свободными. Но дело в том, что почти до самой революции в восточных и отчасти в северных областях страны сохранилось около 1 миллиона сервов и так называемых мэнмортаблей, над которыми тяготело право «мертвой руки»: все эти люди не имели права передавать свою землю по наследству даже своим собственным детям, им приходилось уплачивать сеньору особую подать за ввод во владение. Вот и получается, что свободные крестьяне зависели от сеньора по «земле».
На крестьянах, составлявших основную часть населения, лежала тяжёлое налоговое бремя. В целом свободные люди, они были привязаны к земле, которая их кормила, и которая, в свою очередь, принадлежала в большинстве случаев сеньорам или государству. Ко всему прочему, они выплачивали налоги государству и десятину церкви. Но за всё это крестьянину не было дано никаких привилегий и прав. Они являлись рабочей силой, кормившей себя и всё остальное население страны. Радости этих людей заключались исключительно в быту, который был очень беден. Бедная жизнь крестьянина не предусматривала никаких бытовых излишеств, эти люди думали только о том, как прокормить себя, вовремя выплатить все налоги и не умереть от той или иной болезни, зачастую вызванной отсутствием элементарных норм гигиены.
Жизненные принципы, которыми человек руководствуется на протяжении всей жизни, закладываются в детском возрасте, поэтому логично предположить, что противоречия между людьми, которые в дальнейшем привели к революции были тоже сформированы в молодые годы каждого отдельно взятого человека под общим влиянием предшествующим развитием государства.
Заключение
Наверное, в истории любого государства наступает такой момент, когда начитает меняться строй всей привычной жизни, это процесс становится просто неизбежным. И вот тогда появляется два выхода: реформа либо революция. И вот именно в таких случаях появляется время, когда еще реформа возможна. И если этим временем не воспользоваться, когда руководство страны, вместо того чтобы все же пойти на встречу новым требованиям, начинают сопротивляться стремлениям и росткам новой жизни, и когда именно из – за власти начинает литься кровь на улицах – и вот тогда возникает революция.
Во время великой французской революции, было пролито немало, огромное количество людей просто не выдержали, того уклада жизни какой был до революции. Революция во Франции привела к тому, что на смену абсолютной монархии пришла республика. Народ был уверен, что теперь он находиться под надежной защитой законов, не могло так же не радовать и то, что отменили феодальные повинности, а также ко всему прочему верховной властью была признана нация. От республики, которая пришла на смену абсолютной монархии, народ ожидал самых чудесных перемен. Но чудесных перемен, которых так ждал народ Франции к сожалению, не произошло, этому способствовали такие причины как внутренняя социальная напряженность (финансовые трудности, нищета угнетенного поборами и повинностями крестьянства), внешняя военная опасность и политические размежевания сословий. Вслед за рядом не вполне удавшихся стабилизационных акций этого режима наступил черед режима личной власти с опорой на силу штыков. Переворот 18-го брюмера просто удивительным образом совпал с концом XVIII века, именно он поставил точку в истории великой французской революции.
Несмотря на то, что Великая революция и завершила собой век Просвещения, но она же во многом определила политические и социальные процессы XIX века, которые выходили за пределы французских границ Говоря об итогах революции нужно отметить, что изменений было очень много, эти многочисленные изменения коснулись как горожан, так и жителей деревни. Крестьяне смогли наконец – получить землю в собственное пользование, правда они ее смогли купить в рассрочку на 10 лет, но это намного лучше, чем все время зависеть от кого-то и платить подать. Еще хотелось бы отметить в итогах революции то, что она смела все сословные барьеры. Если раньше дворянство и духовенство считалось привилегированным сословьем теперь они были на ровне со всеми остальными гражданами. Ведь гарантом прав теперь выступало – государство.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что итоги революции, для привилегированного сословия были крайне неудовлетворительными. Ведь раньше у них было все власть, положение в общества, а после революции они потеряли абсолютно все. Что же касается простых крестьян, то для них итог революции был более удовлетворительны. Они получили, того чего так долго добивались, а именно свободу от власти сеньоров, и землю, правда они ее получили в рассрочку на 10 лет, но это их сильно не расстраивало, ведь самое главное, что у них она была.
1. Манфред А.З. Великая Французская революция. «Наука» 1983г.
2. А.В. Гордон. Великая французская революция в советской историографии. Москва: Наука, 2009
3. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1979.
4. А.В. Адо Французская революция в советской историографии. М., 1998г.
5. А.В. Чудинов. Утопии века Просвещения. Москва, ИВИ РАН.
6. А.В. Чудинов Советская историография Французской революции в начале 1980-х гг. М. 1995г.
7. Новая и новейшая история. 1996. № 5. C.73-99.
8. А.В. Чудинов. // Французский ежегодник 2004. М., 2004.
9. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6 т. М. 1976-1983 2. Кропоткин П. А. Великая Французская революция. 1789-1793. М. 1979 3. Манфред А. З. Великая французская революция. М. 1983
10. Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991
11. Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону. 1995
12. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1814 гг. Спб. 1996 7. Документы истории Великой французской революции: Учеб. пособие для студентов вузов / Отв. ред. Адо А. В. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990-1992. Т. 1, 528 с. ; Т. 2. 352 с.
13. Международные отношения в начальный период Великой французской революции (1789). Сб. документов из Архива внешней политики России МИД СССР. М. : Наука, 1989. 480 с.
14. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции / Пер. с фр. и сост. Абрамов Г. А. , Шмачкова Т. В. М. : РОССПЭН, 1997. 216 с.
15. Юнг А. Путешествия по Франции, 1787, 1788 и 1789 / Пер. с англ. Искюля С. Н. , Соловьева Д. В. Спб. : ИНАПРЕСС, 1996. 428 с.