ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ИСТОРИИ
1.1 Классификация уроков
1.2 Метод как базис организации обучения и воспитания
1.3 Принципы организации учебного процесса
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ИСТОРИИ
2.1 Подготовка учителя к уроку истории
2.2 Особенности проведения урока по истории в 10-м классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Урок истории представляет собой органическую составляющую гуманитарного образования. В то же время урок истории является основой для формирования мировоззрения человека, гражданской позиции, понимания учащимся закономерностей исторического развития. Эффективность и степень реализации целей и задач исторического образования связаны с множеством объективных и субъективных факторов, однако ключевую роль в создании и проведении урока играет знание теоретических основ методики преподавания истории и умение их использовать в практической деятельности.
Актуальность данной работы связана с постоянным совершенствованием средств, методов преподавания и требований к результатам педагогической деятельности.
Цель данного исследования – описать ключевые компоненты формирования урока и составление на их основе собственного проекта урока. Реализация цели работы напрямую сопряжена с выполнением ряда задач:
1) описать урок как основу дидактики, выявить принципы классификации уроков;
2) определить сущность понятия «метод» и особенности его использования в методике преподавания истории;
3) выявить принципы организации педагогического процесса в целом и характерных для урока истории.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ИСТОРИИ
1.1 Классификация уроков
«Урок – единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой» [8, с. 106].
В современной педагогике существуют различные подходы к классификации уроков. Разнообразие обеспечивается критериями, которые берутся за основу классификации. Наиболее распространенной является классификация уроков дидактическим целям:
1) комбинированный урок; является наиболее распространенным. Обеспечивает реализацию множественных задач. Не имеет жесткой структуры, однако время этапов урока должно быть регламентировано для того, чтобы, например, не затянуть с контролем текущим контролем, проверкой домашнего задания и успеть рассказать новую информацию для учащихся;
2) урок изучения новых знаний; основу содержания подобного урока составляет неизвестный для учащихся материал относительно большого объема, требующий значительных затрат времени на его изучение.
3) уроки закрепления и повторения знаний; уроки, дидактическая цель которых заключается в закреплении знаний подразумевают повторное осмысление ранее изученного материала с помощью проверки домашнего задания, выполнения различных упражнений, практических работ;
4) уроки проверки (контроля) знаний; намереваясь провести урок контроля, учитель нацелен не только на диагностику уровня компетентности учащихся, но и на рефлексию собственной деятельности. Уроки подобного типа позволяют выявить затруднения в изучении материала, ошибки, и определить способы их преодоления, устранения;
5) уроки формирования умений и навыков; направлен на формирование умений и навыков на основе уже имеющихся знаний.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ИСТОРИИ
2.1 Подготовка учителя к уроку истории
Фактически подготовка учителя к проведению уроков истории начинается еще до начала учебного года с изучения нормативных документов: учебной программы, образовательного стандарта по учебным предметам, концепции учебного предмета. За счет изучения данных действий учитель предварительно формирует необходимую теоретическую базу дидактики для осуществления педагогического процесса. Более того, подобный подход позволяет рассматривать педагогический процесс не как совокупность разрозненных уроков, а систематизированную в формате блоков компиляцию учебных занятий. Кроме того, формируется система ориентиров на реализацию задач и целей образования.
Далее учителю следует изучить календарно-тематическое планирование по дисциплине. На данном этапе учитель может ознакомиться со списком тем уроков и сформировать представление о возможности и эффективности использования того или иного метода.
На этапе подготовки к уроку реализуется несколько функций:
1) познавательная. Ориентирована на изучение содержания учебного материала, формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы, определение типа урока, выявление структуры урока. Как пишет М.Т. Студеникин на данном этапе «определяется, какие умения и как формировать; какие чувства пробуждать. Выбрав источники знаний, учитель продумывает способы их сочетания. К источникам знаний можно отнести текст учебника, рассказ или лекцию учителя, документ, учебную картину, запись учебного телевизионного фильма и т.д.). Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Они могут включать в себя элементы проблемности. Формулировка вопроса должна ориентировать учеников на изложение главного, на сопоставление и анализ фактов, Оценку исторических явлений. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием новой темы» [9, с. 185].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок представляет собой основную форму организации педагогического процесса в школе. Урок истории в этой среде занимает свое особое место, так как выполняет ряд характерных воспитательных, развивающих, образовательных функций.
Подготовка и проведение урока истории требует от учителя знания основ педагогики, уверенного владения теоретической информацией методики преподавания истории, способности применять имеющиеся знания на практике. Знание различных методик позволяет использовать максимум возможного потенциала разнообразных форм урока.
В связи с совершенствованием технических средств, возрастанием требований к результатам урока, курса в целом, возрастает и степень актуальности использования той или иной инновационной методики.
Понимание подходов к организации педагогического процесса также является важной составляющей подготовки учителя к профессиональной деятельности. Особое значение в современных условиях приобретает осознание и учет уровня ментальных способностей ребенка, его психофизических особенностей, учет характера современного общества.
1. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1968. – 434 с.
2. Всемирная история Новейшего времени 1918 – 1945 гг. / Г.А. Космач (под общ. ред.), В.С. Кошелев, М.А. Краснова. – Минск: Народная асвета, 2012. – 217 с.
3. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2003. – 382 с.
4. Концепция учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» [электронный ресурс] / Национальный образовательный портал. – Режим доступа: http://adu.by. – Дата доступа:
5. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2001. – 190 с.
6. Методические рекомендации по организации изучения учебного предмета «Всемирная история Новейшего времени (1918 – 1945 гг.)» в X классе [электронный ресурс] / Национальный образовательный портал. – Режим доступа: http://adu.by. – Дата доступа:
7. Образовательный стандарт учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» [электронный ресурс] / Национальный образовательный портал. – Режим доступа: http://adu.by. – Дата доступа:
8. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 212 с.
9. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.
10. War [Electronic resource] / Wikiquote. – Mode of access: https://en.wikiquote.org/wiki/War. – Date of access:
11. We shall fight on the beaches [Electronic resource] / Wikipedia. – Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/We_shall_fight_on_the_beaches. – Date of access: