ВВЕДЕНИЕ
Анализ использования денег как средства представления власти и политической пропаганды является относительно новым направлением в нумизматике. Приверженцы старой научной школы, такие как английский историк Энтони Гринсден, считали, что о появлении государственной пропаганды, направленной на широкие массы населения, можно говорить только после появления типографии и распространения грамотности, и до этого периода пропаганда охватила лишь небольшой круг людей, которые составляли элиту общества.
Однако исследования таких авторов, как Калмыкова [1] и Абрамзон [2], убедительно доказывают, что пропаганда, направленная на широкие массы населения, существовала и раньше, и именно монеты были основным способом ее распространения.
Было несколько способов изобразить власть монарха и его политику на монетах. Наиболее значимым из них является использование геральдических символов. Преимуществом этого метода была его простота, а именно использование символов, а не текста, что было очень важно в условиях низкого уровня грамотности населения; а также возможность повсеместного тиражирования, в том числе путем размещения его на монетах [1].
При выполнении представительных функций рассматриваемых денег это происходило главным образом путем размещения на монетах соответствующих геральдических символов и титульных легенд. В соответствии с общеевропейскими тенденциями того времени, представительские функции монет использовались для пропаганды внешней политики в Великом княжестве Литовском и Польском. Следует отметить, что если современная интерпретация значения геральдических символов, размещенных на монетах, требует специальных знаний, то в соответствующие исторические периоды эти значения были понятны большинству политически активных людей.
Таким образом, объект работы – монетная система.
Предмет работы – унификация польской и литовской монетных систем в период правления Стефана Батория.
Цель работы – проанализировать унификацию польской и литовской монетных систем в период правления Стефана Батория.
Цель образует задачи:
- рассмотреть понятия, связанные с унификацией польской и литовской монетных систем в период правления Стефана Батория;
- определить особенности, связанные с унификацией польской и литовской монетных систем в период правления Стефана Батория;
К методам исследования следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ МОНЕТНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО И КОРОЛЕВСТВА ПОЛЬСКОГО
Денежно-кредитная (монетарная) политика - это комплекс мер, которые центральный банк принимает для поддержания стабильности цен в целях содействия устойчивому и сбалансированному экономическому развитию.
Конечной (основной) целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Это связано с тем, что в долгосрочной перспективе скорость изменения цен в экономике (инфляция) полностью определяется скоростью изменения денежной массы. В этом смысле инфляция является денежным явлением. Влияние денежно-кредитной политики на долгосрочный рост экономики проявляется не напрямую, а косвенно через формирование благоприятной ценовой среды для инвестиционной деятельности.
Так, литовский денарий (пенязь) оказался равен 2,25 денария польского. Литовский грош составлял 10 литовских, но 22,5 польского денария или 1,25 польского гроша. Грош Польши соответствовал 18 польским, но 8 литовским денариям или 0,8 гроша Великого княжества Литовского.
Таким образом, грош Королевства Польского по содержанию серебра равен 0,8 гроша Великого княжества Литовского. Иными словами, стоимость польского гроша равнялась 4/5 литовского.
Обращавшийся еще пражский грош, в отличие от польского и литовского, имел относительно стабильный курс с колебаниями от 14 до 15 литовских денариев.
В середине 60-х гг. XVI в. денежное обращение пополняется новой, самой крупной (28-30 г) серебряной монетой - талером. Наименование этой монеты произошло от окончания названия чешского города Иоахимсталя, начавшего его чеканку. Курс талера, выражаемый в грошах, нередко колебался из-за ухудшения качества мелких номиналов.
В 1569 г. была заключена Люблинская уния между Польским королевством и Великим княжеством Литовским и образовано федеративное государство Речь Посполитая. В конституции Люблинского сейма об унии двух держав провозглашалось: «Монета как в Польше, так и в Литве должна быть с общего совета однообразна и тождественная по весу, пробе, счету, ценности и нарицательной стоимости, что привести в исполнение обязаны е. Вел. Король и его потомки».
ГЛАВА 2 МОНЕТНЫЕ ОРДИНАЦИИ 1578 И 1580 ГГ.
Унификация всех валютных систем внутри страны, предписанная Люблинским союзом в 1569 году, была возможна только в 1578–1580 годах, во времена правления Стефана Батория (1576–1586). Денежное распоряжение Стефана Батории от 5 января 1580 года обесценило литовскую монету до национального уровня, а сложившаяся в те годы в стране экономическая ситуация позволила выпускать монеты на основе серебра, привезенного из-за границы, на несколько десятилетия с максимальной выгодой.
В течение этого периода создание общенациональной денежной системы раннего периода Новой Эры, состоящей из 11 номиналов монет: динарий, двухдинарий, троичный, твердый, полпенни, пенни, тройка, шостак, половина, талер и дукат. Однако не все купюры монет одинаковой интенсивности выпускались в денежном обращении. Например, в Вильне чеканились только некоторые типы монет, предписанные по рукоположению: денарии, солидасы, копейки, тройки, шостаки, талеры и дукаты. Во всем Содружестве три грошовика были самыми популярными. Они чеканились с наибольшей интенсивностью. Они по праву считаются наиболее доступными произведениями медального искусства эпохи Возрождения в русской нумизматике [16].
Для каждой монеты предписано ее денежное основание, поэтому для тройки: Серебряная гривна, из которой монеты, как талеры, будут монетами по три копейки, должна содержать 13 ½ лота серебра, из такой легированной гривны должно быть выбито 82 11 / штук, или 98 штук чистой серебряной гривны; так что гривна чистого серебра составляет 9 злотых 24 копейки и 4 динария.
Доход в королевскую казну с каждой отчеканенной чистой серебряной гривны был установлен в 20 копеек. Серебро, предоставленное монетному двору на две недели, должно было быть отчеканено в новой монете. Денежное распоряжение Стефана Батория стало обязательным законодательным актом не только на период этого правления, но и на значительную часть следующего.
Портретные тройки Стефана Батория и Жигимонта Вазы были выбиты из чистого серебра с миллионами копий в течение почти 30 лет в 5, а затем в 9 мин Содружества. Трояны несут множество портретов правителей, большое разнообразие знаков геральдических монет. Это привело к появлению большого количества видов и разновидностей и сделало тройки одной из самых популярных и востребованных монет того времени на нумизматическом коллекционном рынке.
ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНЕТНЫХ ДВОРОВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ СТЕФАНА БАТОРИЯ
Только в 1576 г. на престол Речи Посполитой был избран воевода Стефан Баторий (1576-1586 гг.). Его денежная реформа предусматривала унификацию монеты Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского.
В 1580 г. на Краковском сейме было принято постановление о введении единой для двух государств монетной системы — монеты получали одинаковые метрические показатели и внешнее оформление. Это узаконило чеканку — талеров, полуталеров, шестаков, трояков, грошей, полугрошей, шелегов и пенязей.
Новые литовские талеры в исполнении и метрических характеристиках соответствовали стандартам немецких талеров.
После смерти Стефана Батория развернулась борьба между различными претендентами на престол. Она закончилась коронацией 8 октября 1587 шведского принца Сигизмунда III Вазы (1587-1632 гг.), который также провел свою денежную реформу.
После победы над Иваном Грозным в Ливонии и захвата Гданьска, Баторийдобавил к своему титулу еще несколько слов. Теперь он прозывался корольем Польским, великим князем Литовским, князем русским, прусским, мазовецким, киевским и волынским и т.д.
В период своего правления он помог беглым крепостным создать небольшую республику казаков, которые позже воевали против Османской Империи.
Так же он в 1578 году начал денежную реформу, в ходе которой произошло окончательное формирование польско-литовской денежной единицы.
Главным монетным двором был тогда в двор Олькуше (Польша). Там чеканились шеляги, гроши, трояки, полуталеры, талеры и дукаты. Также монеты такого достоинства чеканили в Познани, Гданьске, Риге, Вильно, Нагибанье и в Трансильвании. На каждую монету наносили герб правящего князя того или иного города, в котором находился монетный двор.
После смерти Стефана Батория в 1586 году на престол был возведен наследник по линии Ягеллонов, двоюродный внук Сизигмунда Старого — шведский король Сизигмунд III Ваза.
Главной целью его правления было объединение Речи Посполитой со Швецией. Но, по понятным причинам, ему так это и не удалось. Его правление историки называют "упадком Речи Посполитой". Было много неудач во внешней политике, мятежи внутри страны - например, так называемый Сандомирский рокош, когда шляхта (польское дворянство) пыталась легально восстать против короля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку Николай Радзивилл не мог чеканить монеты от своего имени или, по крайней мере, не удалять из них имя Сигизмунда II Августа, он действовал иначе. Статус имени Сигизмунда II на монетах был понижен за счет замены портрета монарха его монограммой. Спустя несколько лет освобождение литовских тройняшек начинается с откровенно пропагандистского лозунга «Тот, кто живет на небесах, будет смеяться над ними» (имеется в виду сторонники сохранения союза с Польшей). После смерти Николая Радзивилла (1565) портрет монарха снова занимает свое место на монетах.
При Стефане Батории, подчеркивая единство Содружества, новые монеты, выпущенные Великим княжеством Литовским, несли герб Содружества. Рост сепаратистских настроений в Великом княжестве Литовском во времена правления Сигизмунда Ваза и Яна Казимира Ваза приводит к тому, что на какое-то время национальные символы Содружества исчезают с монет княжества и только герба Великого княжества изображен на них.
Так, монеты Великого княжества Литовского и Польского XVI-XVII веков активно использовались для пропаганды внутренней внешней политики.
Чтобы оценить покупательную способность троек тех лет, мы сравниваем доходы и цены на некоторые товары в конце 16-го века. В 1590 году ежедневный доход каменщика составлял 10 копеек, столяра - 8 грамм, учеников - 5-6 грамм, неквалифицированных рабочих - 3 копейки. В 1600 году 15 быков стоили 10-14 злотых, теленка 3-4 злотых, дикого кабана 3-4 злотых, бочка сельди 6-7 злотых, ржаной или гороховой корочки (90 кг) 35 копеек, локоть - 2 зл., корпус - 2 зл., ботинки - 50 грошей. (1 злотый = 30 копеек)
В период активного обесценивания монет Республики Польша (1610–20-е годы) поднимается «старая добрая» монета, представленная как дореформенными монетными монетами, так и ранними постреформенными монетами с тремя копейками (чеканились с 1580-х годов). - 1600-е годы). Со временем (к 1630-м годам) обесцененная монета RP занимает практически монопольное положение в денежном обращении (в группе монет номиналом ниже, чем полулотер), вытесняя из обращения как дореформенные, так и иностранные монеты, и ранние «хорошие» постреформенные монеты RP.
После прекращения чеканки разменной фишки (согласно постановлению Сейма от 1627 г.) доля иностранных монет в обращении снова увеличилась, главным образом из-за эмиссии шведской Балтики, а также Пруссии.
1. Акт описи кладов, находящихся в фондах Гродненского государственного историко-археологического музея (от 10 окт. 2002 г.).
2. Масько І. Ф. Дэнарый // Археалогія і нумізматыка Беларусі : энцыклапедыя. Мінск : Беларус. энцыкл., 1993. С. 246—247.
3. Метрыка Вялікага княства Літоўскага / склад. А. А. Мяцельскі ; рэдкал.: Ю. М. Бохан [і інш.]. Мінск : Беларус. навука, 2008. Кн. 70 (1582—1585).
4. Рабцэвіч В. Н. Дэнарый польскі // Археалогія і нумізматыка Беларусі : энцыклапедыя. Мінск : Беларус. энцыкл., 1993. С. 247.
5. Рабцэвіч В. Н. Тры грошы // Археалогія і нумізматыка Беларусі : энцыклапедыя. Мінск : Беларус. энцыкл., 1993. С. 615.
6. Рябцевич В. Н. Монетные клады XVII и первой четверти XVIII в. на территории Чернигово-Северской земли и Восточной Белоруссии // Нумизматика и сфрагистика : в 4 т. Киев : Навукова думка, 1963. Т. 1. С. 152—202.
7. Рябцевич В. Н. Нумизматика Беларуси. Минск : Полымя, 1995.
8. Харламповіч П. В. Монэтныя скарбы, знойдзеныя ў Беларусі, у зборах Беларускага Дзяржаўнага Музэю // Гіст.-археал. зб. Менск, 1927. № 1. С. 305—341.
9. Konstytucya Seymu Walnego, koronacyi krolewskiey, roku Bozego 1588 // Volumina Legum. Petersburg : Druk. Jozafata Ohryzki, 1859. S. 251—270.
10. Volumina Legum. Petersburg : Druk. Jozafata Ohryzki, 1859. T. II.
11. Volumina Legum. Petersburg : Druk. Jozafata Ohryzki, 1859. T. III.
12. Калмыкова Е.В., Официальная пропаганда английской внешней политики в XIV-XV вв. // Королевский двор в политической культуре средневековой Европы. – М., Наука, 2004, – 83-113 c.
13. Абрамзон М.Г., Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. – М., 1995. – 654 с.
14. Gumowski M., Mennica Wilenska w XVI i XVII wieku. – Warszawa, 1921. – 200 s.
15. Szwagrzyk J.A., Pieniądz na ziemiach polskich X-XX w. Wroclaw – Warszawa – Krakow – Gdańsk – Lodz 1990.
16. Рябцевич В.Н., Нумизматика Беларуси. Минск, «Полымя», 1995. – 687 с.
17. Krause C.L., Misher C. Standard catalog of World Coins 17-th Century 1601 – 1700. Second Editon. Published in United States by «Krause publications» 1997. – 1272 р.