Введение
1 Какие бывают стили: виды стиля изучение проблемы авторской стилистики
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
1.2 Проблема авторского стиля в искусств
1.3 История авторского стиля в искусстве, переход в киноискусство
2 Роль Хаяо Миядзаки в развитии японской и мировой мультипликации
2.1 Биография Хаяо Миядзаки
2.2 Анализ эволюции стилистики Хаяо Миядзаки
2.3 Раскрытие художественных тем в картинах Хаяо Миядзаки
Заключение
Список использованных источников
Введение
В мире мультипликации, получающем всё большее распространение и занимающее прочные позиции в мире серьёзных (носящих целью не развлечение) искусств, отдельное место занимает японская традиция анимации. Со всем своим комплексом особенностей, сформировавшимся символическим языком, она собирает вокруг себя определённые круги людей, более привлекая молодёжную аудиторию. Япония, маленькая островная держава, однако имеет существенный вес в мировом производстве мультфильмов. За счёт своего лаконичного языка, системы символов (которые позволяют пользоваться без ущерба для качества штампами и максимально сокращают объём необходимых работ) и невероятного трудолюбия мультипликаторов, японцы могут делать с хорошей скоростью большое количество мультфильмов. В Японии существует много различных студий и компаний мультипликации: «Toei», «Ghibli», «Gonzo», «Gainax», где ежегодно создаются мультипликационные фильмы, которые с удовольствием смотрят на западе и в России. Принято считать, что анимация преимущественно направлена на детскую аудиторию, однако это искусство взрослеет, и те мультфильмы, которые изначально рассчитывались на подростковую аудиторию, с удовольствием смотрят и более старшее поколение.
Одним из ярчайших представителей современной школы японской анимации, создавшим собственный узнаваемый стиль и неотступно следующий лучшим традициям рисованной мультипликации, сложившимся за всё время существования этого искусства, является Хаяо Миядзаки. На его студии уже давно создаются полнометражные мультипликационные фильмы, популярность которых с годами только растёт за счёт актуальности поднимаемых тем, многозадачности сюжетов, красочности кадров. Задача данной работы рассмотреть его творчество не только со стороны энциклопедичности культуры Японии, но в первую очередь найти те моменты, которые являются допустимыми для реализации духовно-нравственного воспитания.
Объект данного исследования – авторская стилистика в кинематографе.
Предмет исследования – анализ особенностей авторской стилистики Х. Миядзаки.
Цель исследования: выявить особенности авторской стилистики Х. Миядзаки.
Цель работы определяет следующие задачи:
1 проанализировать теоретические подходы к авторскому стилю в кинематографе.
2 изучить основные характеристики авторского стиля.
3 выявить особенности авторской стилистики Х. Миядзаки.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, аналитический.
1 Какие бывают стили: виды стиля изучение проблемы авторской стилистики
1.1 Аналитический обзор литературы по теме исследования
Стиль является значимой категорией в философии искусства и искусствознании. Фактически это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона, точнее — достаточно устойчивая для определенного периода истории искусства, конкретного направления, течения, школы или одного художника, трудно описываемая многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.
Стиль – это категориальная характеристика, раскрывающая всю полноту художественного творчества и творчества жизни и такая же самостоятельная, как исходная философская категория бытия [1, c. 34]. Еще Цицерон, в трактате «Об обязанностях» писал о том, что жизнь духовно богатых людей должна быть и обставлена богато, пышно, протекать в изысканности и в изобилии. Философ констатировал стиль жизни, как видимое выразительное проявление того, что тесно связано с духовностью . В этом смысле стиль жизни уже в 1 в. н. э. избирают люди могущественные и видные, рафинированные римские интеллигенты. Очевидно, что за стилем, как эстетическим феноменом, стоит жизнь, и прежде всего духовная жизнь, его породившая. «Без постоянства в способе бытия, без единства, без устойчивости нет стиля», – говорит А. Морье в своей книге «Психология стилей». Современный немецкий теоретик стиля М. Шапиро также утверждает, что«стиль не есть то, чем обладает искусство, стиль есть то, чем искусство является». Иначе говоря, стиль уже есть творчество.
2 Роль Хаяо Миядзаки в развитии японской и мировой мультипликации
2.1 Биография Хаяо Миядзаки
Родился Хаяо в большой семье – он второй из четверых братьев, – но не знал тягот военного детства: его дядя был владельцем, а отец, Кацудзи Миядзаки, директором авиационного завода, который делал крылья для истребителей. Относительное благополучие семьи омрачалось нездоровьем матери, которая была больна туберкулезом. Детство Хаяо пришлось на трудный для Японии период – мальчик родился в 1941 году, в самом разгаре Второй мировой войны. Потрясшие мир перемены отставили неизгладимый отпечаток на судьбе и личности Хаяо, сделав его противником фашизма и убежденным пацифистом. С раннего детства, прошедшего в городе Акэбонотё, он вынес восхищение летательными аппаратами, позднее появившимися в подавляющем большинстве его лент. Отец мальчика, Кацудзи Миядзаки, в военные годы работал на фабрике «Миядзаки Эйплейн», производившей комплектующие детали для самолетов модели «6M Zero». Военные поставки были в Японии очень выгодным делом. Поэтому после войны семья Миядзаки не бедствовала, в отличие от многих и многих их соседей и соотечественников. Возникший в результате комплекс вины позднее привел Миядзаки к социалистическим идеям.
В 1956 году мать Миядзаки полностью выздоровела после тяжелого течения болезни. Частые переезды не помешали юноше получить отличное образование. В 1958 году Хаяо окончил старшую школу Тоётама и принял решение о поступлении в престижный токийский университет. Увиденный Миядзаки в 1958 году первый японский полнометражный аниме-фильм «Легенда о Белой Змее» перевернул всю его жизнь.
Заключение
Авторский стиль в кинематографе – явление еще не до конца изученное. Авторский стиль представляет собой своеобразную, исторически обусловленную, сложную систему средств и форм выражения, характерную для конкретного автора. Теория авторского кино – теория обосновывающая принадлежность кинематографа к искусству с его обязательными атрибутами – авторством и образной системой. Согласно этой теории автором кинематографического произведения искусства является режиссер, отражающий в нем через развитую систему образов свое личностное видение мира. Признавая, что создание кинофильма является производственным процессом, теория авторского кино, тем не менее, предполагает, что режиссер использует кинопроцесс также как писатель авторучку и что через мизансцены и монтаж он передает свое образное видение мира. Таким образом, кинофильм рассматривался как авторское произведение искусства. Феномен авторского кино до конца не изучен. Однако доказано не только его существование, но и активное развитие, связанное с показательной тенденцией в художественном творчестве, и в частности в киноискусстве, к усилению авторского начала в режиссуре.
Одним из представителей современной японской мультипликации, выделяющимся особым авторским стилем, является Х. Миядзаки. Авторский стиль Х. Миядзаки характеризуется рядом черт. Он рос под влиянием последствий воны и эпохи развития техники. Хаяо Миядзаки создает кинопроекты воздушные и зыбкие, фиктивно подчиняющиеся канонам жанра, но не полностью, и в этой значимой малости и есть его уникальный авторский почерк. Тема природы, дружбы, чести – лейтмотив его фильмографии.
Хаяо умеет выбрать дистанцию с героями, которые никогда не будут холодны и отстранены по отношению друг к другу. Выразительность героев Миядзаки всегда амбивалентна: в жестах и движениях много открытости и тяги к привязанности и так же много неуверенности и страха отторжения — чем скупее время и обстоятельства, тем меньше героям позволено объяснить друг другу с помощью тела.
Миядзаки - художник поколения "шестидесятников", при этом режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и концепция экологии. При этом Миядзаки умеет не опошлить эти идеи, не свести их к констатации очевидностей, а аниме - к их пересказу. Миядзаки умеет построить захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами.
Миядзаки очень любит полеты и всякие летательные устройства, поэтому они присутствуют в каждом его фильме. Графику фильмов Миядзаки отличает большая точность, выверенность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.
1. Филичева, Н.В. Художественные стили в Западной Европе и России. Учебное пособие / Н.В. Филичев. – Москва, 1999. – 145 с
2. Кривцун, О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ / О.А Кривцун. – М.осква Высшая школа, 2002. – 234 с
3. Бычков, В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / В.В. Бычкова. – Москва: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2003. – 342 с.
4. Павловская, О.Е. Стиль как прототипическая категория гуманитарных наук :системно-терминологический аспект. Автореферат / О.Е. Павловская. – Краснодар, 2007. – 31 c
5. Лебедев, П. Понятие стиля и его место в искусстве и культуре / П. Лбедевю – Москва: Гардарики, 2004. – 61 c
6. Фрейлих, С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С.И. Фрейлих. – Москва: Трикста, 2002. – 512 с
7. Лотман, Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). – СПб. : Академический проект, 2002. – C. 388-400
8. Казин, А.Л. Художественный образ и реальность: Опыт эстетико-искусствоведческого исследования / А.Л. Казин. – Москва: Изд-во ЛГУ, 1985. – 120 с
9. Мириманов, В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В.Б. Мириманов. – Москва: Согласие, 1998. – 160 с
10. Власов, В.Т. Стили в искусстве. Словарь / В.Т.Власов. – СПб., 1995. 371 c
11. Карачун, А.Ю. Стиль как эстетическая категория. Автореферат / А.Ю. Карачун. – Минск, 1992 – С. 25
12. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. – Киев, 1994. – С.32
13. Мириманов, В. Стиль. Энциклопедия кругосвет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/ izobrazitelnoe_iskusstvo/STIL.html. – Дата доступа: 21.02.2018
14. Самутина, Н. Стиль. Культурология. XX век. Энциклопедия / Н. Самутина. – Москва, 1998. – 476 с
15. Агафонова, Н.А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н.А. Агафонова. – Минск: Тесей, 2005. – 192 с
16. Магидов, В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В.М. Магидов. – Москва : РГГУ, 2005. – 120 с
17. Устюгова Е.Н. Метафизические исследования.// Культура. – №5. – Москва, 1997. – С. 5-9
18. Хаялина, Ф.Р. К проблеме понятия стиля. // Вестник ОГУ. – №7 – Оренбург, 2007. – С. 34-37
19. Филиппов, С. Киноязык и история / С. Филиппов. – Москва: Альма Анима, 2006. – 208 с
20. Плахов, А.С. Под знаком F. Кинофестивали / А.С. Плахов. – Москва: Д-Графикс, 2006. – 120 с
21. Катасонова Е.Л., Японцы в реальном и виртуальном мирах очерки современной японской массовой культуры / Е.Л.Кататсонова. – Москва, 2013. – 365 с