Введение
Глава 1 Основы театрального продюсирования
1.1 Продюсер как управленец театрального проекта
1.2 Особенности продюсерства в театральном искусстве
Глава 2 Управление рисками: сущность и содержание
2.1 Классификация проектных рисков
2.2 Инструменты управления рисками
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами.
Управление культурными процессами отличается от управления процессами в других сферах общественной жизни. Представляя собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей, культурные процессы имеют свою специфику и требуют при управлении не только учета общих и особенных их характеристик, но и единичных.
Сложность и механизм взаимодействия их регулирования и саморегулирования предопределяются: особенностью протекания и своеобразным механизмом социокультурной деятельности; субъектно-объектным характером взаимоотношений человека и культуры, человека и социума, культуры и социума; механизмом выявления существующих противоречий в социокультурном пространстве; спецификой определения целеполагания, тенденций и направлений прогнозирования развития культуры, в том числе и институционального.
Успех театрального проекта и его месторасположение на рынке часто зависит от творческого таланта руководства и грамотного продюсирования. Формирование рыночных механизмов в современной культуре тесно связано со становлением особого вида предпринимательской деятельности –
Глава 1 Основы театрального продюсирования
1.1 Продюсер как управленец театрального проекта
Современная социокультурная ситуация с ее рыночными условиями бытия и развитием художественного, или арт-рынка, не только выдвигает свои требования к художественному/творческому/креативному процессу, к собственно художнику, но и воздействует на реципиентов/публику/ потребителей/покупателей. Структурируется арт-индустрия, возникает целый ряд частных организаций, детерминирующих новый подход к управлению, предпринимательству и всему прочему, происходящему в сфере художественной культуры, культурной инноватики и т.д. При этом все больше и больше так называемая «массовая» культура «выдавливает» с «рынка» продукцию собственно искусства (арт-сферы), этой особой сферы человеческой деятельности, представляющую собой целостную информационную, в том числе коммуникативную систему [20].
Генезис социокультурной ситуации, творческой и предпринимательской деятельности привел к появлению собственно продюсера. При этом подчеркнем, что в различных видах культурной инноватики это происходило по-разному. Так, в кинематографе уже в начале его истории предприниматель исполнял множество «ролей»: покупал киноаппарат и пленку, сам придумывал сюжет, искал объекты для съемок, стоял за камерой и крутил ручку, руководил подготовкой к съемке и… вел бухгалтерию. Имея на руках копию кинофильма, он становился его владельцем и мог выполнять целый ряд иных функций (прокатчика, механика, кассира, рекламщика и др.) [20].
Понятие «продюсер» сформировалось в процессе зарождения и развития кинопроизводства и определило новый тип предпринимателя, который осуществляет идейно-художественный и финансовый контроль над
Глава 2 Управление рисками: сущность и содержание
2.1 Классификация проектных рисков
Процесс идентификации проектных рисков существенно облегчается, если применить классификацию рисков. Сложность использования классификаций проектных рисков заключается в их разнообразии. В экономической литературе, посвященной проблемам рисков, нет единства в определении критерия их классификации. Отчасти это оправдано существованием специфических (индивидуальных), присущих определенным видам проектов, рисков помимо общепринятых (например, можно выделить риски, присущие только проектам в сфере строительства либо проектам, связанным с разработкой нефтяных месторождений, и совсем иная группа индивидуальных рисков для проектов в области Интернета или электронной коммерции). Основные принципы классификации рисков отражены в таблице 1 [7, с. 54].
Заключение
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
1. Продюсер – это специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении проекта.
2. Продюсирование в театральном искусстве заключается во знаниях, опыте, методах и средствах к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта. Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.
3. Рисков при реализации театрального проекта может быть достаточно много. Они разнообразны и, в большинстве своем, возникают неожиданно:
• риски, связанные с производством, компанией, персоналом;
• риски, связанные с привлекательностью рынка продукции;
• риски, связанные со временем и финансированием начального этапа.
4. Инструменты управления рисками различаются по направленности целевого воздействия на один из элементов его среды. Они могут быть нацелены непосредственно на источник риска, на причину, потенциально продуцирующую источник (фактор риска). Область применения ограничена принципиальной возможностью либо невозможностью воздействия на объективные и субъективные причины, порождающие риск и помогающие ему сбыться.
1. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник научных статей / Под. ред. С.Б. Мойсейчук, А.И. Степанцова. – Мн., 2011. – 178 с.
2. Белоцерковский, О.В. Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа ХХ-ХХІ веков: автореф. дис. Кандидата искусствоведения: 17.00.09 / О.В. Белоцерковский. – Саратов, 2010. – 27 с.
3. Белоцерковский, О.В. Слушатель академического концерта: маркетинговое исследование продюсера [Текст] / О.В. Белоцерковский // Маркетинг и общество: Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. – Казань: Казанский государственный финансово-экономический институт, 2009. – С. 28-30.
4. Войцеховский, С.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие / С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – 470 с.
5. Жданова, Е.И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, А. К. Акчурина. – М., 2002. – 320 с.
6. Корнеева, С.М. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С. М. Корнеева. – СПб., 2004. – 530 с.
7. Королькова, Е.М. Риск-менеджмент: управление проектными рисками: учебное пособие для студентов экономических специальностей / Е.М. Королькова. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 160 с.
8. Кузнецова, Н.В. Управление рисками / Н.В. Кузнецова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 177 с.
9. Макарова, Е. А. Теория и технологии арт-менеджмента: научо-методическое пособие / Е.А. Макарова. – Минск: ГУО «Институт культуры Беларуси», 2013. – 131 c.
10. Межова, Л.Н. Управление рисками: учебное пособие / Л.Н. Межова. – Барнаул: Типография Алтайского государственного университета, 2014. – 146 с.
11. Музыкальное и театральное продюсирование: российский и зарубежный опыт: сборник статей / сост. и ред. В.А. Бабков. – М., 2008. – 170 с.
12. Орлов, А.Р. Продюсерское управление инновационное развитие проектного управления бизнесом / А.Р. Орлов // Информационно-управляющие системы, 2011. – №4. – С.84-88.
13. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера / Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчиков, В.И. Сидоренко. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 719 с.
14. Плахов, А. Режиссеры будущего. Индивидуалисты и универсалы / А. Плахов. – СПб.: Сеанс, 2009. – 320 с.
15. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2004. – 290 с.
16. Предпринимательство: учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. – М.: Издательство: Юнити-Дана, 2012. – 687 с.
17. Роднянский, А. Выходит продюсер / А. Роднянский. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 288 с.
18. Родункова, Т.Ю. Управление рисками / Т.Ю. Родункова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru. – Дата доступа: 27.05.2016.
19. Саратова, А.А. Особенности реализации системы управления рисками в сфере культуры / А.А. Саратова, А.А. Борисов // Гуманитарные научные исследования, 2015. – № 10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://human.snauka.ru. – Дата доступа: 30.05.2016.
20. Симунова, Т.Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена / Т.Н. Симунова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsomsuc.amoti.ru. – Дата доступа: 26.05.2016.
21. Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России, организационно-творческий аспект: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я. Смелянский; Российская академии театрального искусства (ГИТИС). – М., 2000. – 150 с.
22. Современные технологии социально-культурной деятельности / Под ред. Е. И. Григорьевой. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 504 с.
23. Федотов, Д.Ю. Методы управления социальным риском / Д.Ю. Федотов // Известия ИГЭА, 2005. – №3. – 4 (36 – 37). – С. 18-22.
24. Филюшина, К.Э. Управление рисками при реализации инвестиционно-строительных проектов в регионе на основе государственно-частного партнерства (на примере Томской области) [Текст]: монография / К.Э. Филюшина. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. – 94 с.
25. Шкарина, В.С. Управление развитием предпринимательского потенциала театральных организаций: автореф. дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / В.С. Шкарина. – М., 2013. – 24 с.