| ВВЕДЕНИЕ |
| 1 СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
| 1.1 Культурология как интегративная наука о культуре |
| 1.2 Роль психоаналитического направления в современной культурологии |
| 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ |
| 2.1 Биография З. Фрейда |
| 2.2 Основные понятия классического психанализа З. Фрейда |
| 2.3 Психоаналитическое исследование культур Г. Рохейма |
| 2.4 Сравнение теорий З. Фрейда и Г. Рохейма |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана прежде всего с перспективами разработки различных подходов к исследованию культуры. Эти подходы взаимодополняемы и существуют в тесной связи друг с другом. Среди различных концептуальных моделей культуры (антропологическая, деятельностная, аксиологическая, семиотическая и т.д.) традиционно выделяется и психоаналитическая модель культуры. Но поскольку психоаналитическая концепция культуры находится в постоянном развитии, регулярно изменяется и дополняется, вклад ее в культурологию сложно однозначно оценить.
Психоаналитическая культурология имеет глубокие корни и проникает в глубинные сферы человеческого бытия. Данное направление занимается осмыслением накапливающегося опыта и современного потенциала, психоаналитической рефлексией, расширяет возможности прикладных культурологических исследований.
Реалии современности таковы, что в социуме назрела острая потребность в понимании происходящего в общественных и культурных процессах, изучение которых возможно только при условии учета психологической составляющей культуры. Она диктуется также задачами выработки и трансляции в массовое сознание обобщенного и всестороннего образа культуры, который позволял бы моделировать будущие изменения [1;2;3;6;27].
Психоаналитическая концепция культуры была создана в трудах 3. Фрейда и модифицировалась в концепциях его последователей, таких как Г. Рохейм, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Л. Бинсвангер, М. Боссе, Ж.- П. Сартр, П. Рикер, Ю. Хабермас, А. Лоренцер, Ж. Лакан, а также исследуется учеными современности, такими как Г. Блюм, Д. Браун, П. Забияко, Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, П. Куттер, В.А Яровицкий и д.р.
1 СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРАЛОГИЯ
1.1 Культурология как интегративная наука о культуре
Обобщив ряд мнений в отношении культурологи, ее можно определить как комплексную гуманитарную дисциплину, целью которой является интеграция научного знания о культуре [21, с.144]. В своей теоретической базе культурология опирается на философию, социологию, психологию антропологии, этнографию, искусствоведение, лингвистику и ряд других дисциплин.
Культурология также является системой знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры [11, с.152].
Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам являются дискуссионными.
Некоторые исследователи определяют культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Однако сложность определения культурологии к научной дисциплине заключается в том, что культурология выступает неоднозначно как объект анализа, так как она слишком многогранна, внутренне противоречива и сложна.
Для современного периода характерно разделение культуралогии на два направления различающихся по своим целям, содержанию и методологии. Одно из направлений – это гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия, идеология, мораль наука.
| 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ |
| 2.1 Биография З. Фрейда |
Зигмунд Фрейд является создателем психоаналитического направления. Автор данной теории родился 6 мая 1856 года в маленьком городе Фрейбурге (сейчас этот город называется Пршибор) в семье торговца шерстью. Зигмунд был первенцам в семье. После З. Фрейда в семье родилось еще шестеро детей. Торговля шерстью не приносила должной прибыли и семье приходилось кочевать что - бы содержать детей. В 1860 году семья переехала в Вену, где З. Фрейд прожил почти до конца своей жизни.
Среди восьми детей своими выдающимися интеллектуальными способностями выделялся только З. Фрейд. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия, выделив ему для учебы керосиновую лампу, а не свечи как другим детям. Все восемь лет обучения в гимназии Зигмунд был лучшим учеником в классе. Итогом обучения явилось окончание обучения с отличием и поступление в Венский университет на медицинский факультет в 1873 году.
Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии (это в дальнейшем сказалось на его концепциях развития культуры) [6;8;27].
В 1881 году З. Фрейд окончил обучение. Зигмунд планировал стать профессиональным научным работником. Но подходящего места в физиологическом институте не нашлось, а финансовое положение семьи Зигмунда стало хуже. Ситуацию также усугубила предстоящая женитьба на Марте Верней. Это послужило причиной оставления научной деятельности. Решение данной проблемы З. Фрейд нашел в занятии врачебной практикой, хотя интереса к данному виду деятельности он не испытывал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Актуальные проблемы психоаналитической культурологи» можно сделать следующие выводы.
Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет, даже явление природы, при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа.
Психоанализ оказал и до сих пор оказывает существенное влияние на понимание природы внутрипсихических конфликтов и возможностей их разрешения в рамках современной цивилизации, на интерпретацию бытия человека в мире и нравственного отношения индивида к культуре. Это означает, что овладение философскими знаниями предполагает изучение философии психоаналитической теории и освоение психоаналитического опыта, связанного с самопознанием.
З.Фрейд, благодаря своим выдающимся способностям, несмотря на отсутствие финансового благосостояния в семье, смог стать признанным психологом, создавшим такое направление в психологии как психоанализ. Вклад Зигмунда оценили его современники, а также принимают во внимание ученые-исследователи современности. Идеи З. Фрейда стали опорой для различных направлений научных знаний и отразились, в том числе, и на современной культуралогической теории.
1. Алексеев, И.С. Мировая культура / И.С. Алексеев. – М.: Наука,2009. – 334 с.
2. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А.А. Белик. – М: Российский гос. гуманит. ун-т., 2000. – 240 с.
3. Берестовская, Д.С. Культурология / Д.С. Берестовская. – Симферополь: Бизнес-информ, 2005. – 398 с.
4. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. – М.: КСП,1996. – 243 с.
5. Браун, Д. Психология Фрейда и постфрейдисты / Д. Браун. – Киев: Ваклер, 1997. – 304 с.
6. Де Моз, Л. Психоистория / Л. Де Моз. – Ростов на/Д.: Феникс, 2000. – 512 с.
7. Забияко, П. Психоаналитическая культурология / П. Забияко. – СПб: Университетская книга, 1998. – 415 с.
8. Змановская, Е.В. Основы прикладного психоанализа / Е.В. Змановская. – СПб.: Речь, 2005. –335 с.
9. Змановская, Е.В. Современный психоанализ / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2011. – 283 с.
10. Короленко, Ц.П. Психианализ и психиатрия / Ц.П. Короленко. – Новосибирск: НЕЛУ, 2003. – 667 с.
11. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред. и авт. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.
12. Куминов, A.C. Психоанализ символизма обыденной жизни / A.C. Куминов. – СПб.: ВЕИП, 2005. – 208 с.
13. Куттер, П. Современный психоанализ / П. Куттер. – СПб.: ВЕИП, 1997. – 184 с.
14. Марковой, А.Н. Культурология / А.Н. Марковой. – М.: Академический проект, 2008. –329 с.
15. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
16. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни / Э.А.Орлова. – М.: ГАСК, 2002. – 104 с.
17. Пигалев, А.И. Культурология: учебное пособие / А.И. Пигалев. – Волгоград: Либрис,2002. – 420 с.
18. Радугина, А.А. Культурология: курс лекций / А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000.– 398 с.
19. Ференци, Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци. – М.: ПЕРСЭ, 2000. – 317с.
20. Фигдор, Е. Психоаналитическая педагогика / Е. Фигдор. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 288 с.
21. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с
22. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ /3. Фрейд. – М.: Академический проект, 2009. – 597 с.
23. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд. – М.: Академический проект ,2009. – 212 с.
24. Фрейд, 3. Психология Я и защитные механизмы / 3. Фрейд. – СПб.: Азбука-классика, 2010.– 192 с.
25. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному» /3. Фрейд. – М.: ACT, 2009. –. 318 с.
26. Шукуров, Д.Л. Теоретические и методологические основы психоаналитически ориентированной культурологи / Д.Л. Шукуров // Культурология. 2013. – № 4 – С. 194 – 197.
27. Яровицкий, В.А. 100 великих психологов / В.А. Яровицкий. – М.: Вече, 2004. – 432 с.