ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Категория «уровень жизни» и «качество жизни»
1.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
2.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях
ГЛАВА 3 ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
3.1 Проблемы развития социальной политики в Республики Беларусь
3.2 Перспективы развития социальной политики в Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ликвидация бедности и социального неравенства и создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения является основной целью функционирования экономической системы. Тем не менее, качественное социально-экономическое развитие немыслимо без эффективной социальной политики на разных уровнях экономической деятельности. Эффективная социальная политика создает условия для повышения качества человеческого потенциала, открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Безработица и массовая бедность являются самыми острыми проблемами на пути к благосостоянию населения. Поэтому нужно создавать социальную политику, ориентированную на искоренение данных явлений. Необходимо улучшить условия жизни и труда всех слоев населения, предотвратить и устранить социальное неравенство, повысить образовательный и культурный уровень людей [4, с. 5].
Социальная политика разрабатывается в каждой стране, однако в каждой стране она разная, так как нацелена на решение вопросов, наиболее остро стоящих именно в разрезе данного государства.
Помимо безработицы и бедности, существуют также вопросы защиты детей и пенсионеров, а также предоставление им гарантий. Выдаются пособия, пенсии, страховые выплаты, однако финансовой помощи, оказываемой государством, недостаточно, чтобы покрыть все нужны незащищенных слоев населения. Поэтому вопрос социальной политики очень важный, так как он направлен на улучшение качества и продолжительности жизни. Размер заработной платы тоже является острым вопросом, так как это один из ключевых стимулирующих и мотивирующих факторов при оценке производительности труда. Неравенство в заработных платах в гендере, разных отраслях экономики приводит к массовому недовольству рабочих.
ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. Категория «уровень жизни» и «качество жизни»
Качество жизни является главной составляющей социальной политики любого государства. Качество жизни населения — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.
Основными показателями качества жизни населения являются:
- Доходы граждан;
- Качество продуктов питания;
- Качество и современность одежды;
- Комфорт жилищных условий;
- Качество здравоохранения и медицины;
- Качество социальных услуг населения;
- Качество дошкольного, школьного и высшего образования;
- Качество развития культуры;
- Качество сферы обслуживания;
- Качество окружающей среды, структура досуга;
- Демографические тенденции;
- Безопасность граждан.
С определением качества жизни населения неразрывно связано понятие уровня жизни населения — это уровень обеспеченности населения все-ми необходимыми материальными благами и услугами для комфортной жизни в стране.
Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей [3].
ГЛАВА 2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СО-ВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
Республика Беларусь сейчас переходит от административно-командной системы, присущей всем странам, входившим в СССР. Государство делает все возможное, чтобы уровень жизни соответствовал жизни населения в экономически развитых европейских государствах. Президент уверен, что каждый человек заслуживает жить долго и хорошо.
Главный приоритет социальной политики Беларуси — повысить рождаемость и увеличить продолжительность жизни, создать все необходимые условия для образования больших и крепких семей, обеспечить детям счастливое детство, организовать возможности и перспективы для молодежи, обеспечить активную трудовую деятельность, которая будет приносить достаток и обеспечить хорошую и достойную жизнь людям в пожилом возрасте.
Для повышения качества жизни государство делает все возможное для эффективной деятельности здравоохранения, образования и культуры.
Правительство Республики Беларусь осуществляет деятельность по следующим направлениям:
· С помощью создания рабочих мест уменьшение уровня безработицы;
· Увеличение размера заработной платы;
· Увеличение рождаемости и продолжительности жизни.
Социальная политика в Республике Беларусь реализуется на основе ряда принципов. Принцип социальной справедливости реализуется через социальные гарантии для молодежи, стариков, жителей территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Этим людям предоставляются ряд льгот.
Принцип преемственности позволил сохранить высокоразвитую образовательную систему и выстроить на её основе новую мирового стандарта.
ГЛАВА 3 ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
3.1 Проблемы развития социальной политики в Республики Беларусь
В современных условиях социальная политика – одно из важнейших направлений внутренней политики всякого экономически развитого государства независимо от его численности или площади. Правительство Республики Беларусь делает все возможное, чтобы равномерно разделять до-ход между гражданами и искоренять неравенство, чтобы обеспечить своему населению достойные условия жизни в данной стране. Также государство старается помогать наименее обеспеченным гражданам, чтобы сгладить крайне резкие проявления социального недовольства, создает новые рабочие места. В статье 1 белорусской Конституции сказано, что «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В статье 2 говорится, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности». Из данных статей можно сделать вывод, что каждый гражданин имеет:
а) право на труд и создание условий для благополучия;
б) право на справедливую долю вознаграждения по результатам труда, причем не ниже уровня прожиточного минимума;
в) право на получение пособия по безработице;
г) право на отдых;
д) право на охрану здоровья;
е) право на социальное обеспечение в старости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов, которые помогут обозначить ключевые моменты курсовой работы.
Прежде всего, необходимо сказать, что социальная политика является важной составляющей политики государства в целом. Она направлена на снижение смертности, а также поддержку и защиту нуждающихся. Социальная политика составляется исходя из вопросов и проблем, присущих данному государству.
В зависимости от благосостояния населения, его дееспособности, удовлетворенности и продолжительности жизни формируется в целом экономическое функционирование государства.
Было выявлено, что социальная политика в каждой стране разная, так как решает разный ряд вопросов.
Республика Беларусь относится к числу стран с непосредственно сильной ролью государства в социальной сфере.
Основной целью социальной политики Республики Беларусь является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
1. Автономов, А.С. Социальная политика: на чьей стороне ее новации? [Текст]. /А.С. Автномов, И.Н. Гаврилова// Социологические исследования — 2011. — №5. — с.35-39.
2. Александрович, Я.М. Концептуальные положения стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Бела-русь/Я.М. Александрович, А.В. Богданович//Белорусский экономический журнал — 2010. — №2. — с. 20-33.
3. Базылев, Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — Минск: Книжный дом, 2004. — 608 с.
4. Бондарь Н.Н. Социальная политика Республике Беларусь: учеб. пособие /Н.Н. Бондаврь, А.И. Терлиженко. — Мн.:БГЭУ, 2005.- 146 с.
5. Макроэкономика: учеб.пособие/ А.В. Бондарь [и др.]. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.
6. Макроэкономика: учеб.пособие/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.].; под ред. проф. В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2009. — 270 с.
7. Морова, А.П. Переход к новой модели социальной политики в РБ: итоги и перспективы [Текст]. /А.П. Морова// Проблемы управления — 2010. — №4(37).— с. 35-42.
8. Морова, А.П. Социальная политика в РБ: правовые аспекты[Текст]. / А.П. Морова// Проблемы управления — 2010. — №3(36).— с. 43-48.
9. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
10. Примаченок, Г.А. Новое качество социальной политики и ее влияние на структуру экономики/ Г.А. Примаченок// Вестник БГЭУ — 2009. — № 6. — с. 5-12.
11. Республика Беларусь в цифрах. 2011. Статистический справочник.- Минск, 2011. — 88 с.
12. Суркова, И.Ю. Социальная политика на постсоветском пространстве [Текст]./И.Ю. Суркова//Социологические исследования — 2011. — №7. — с.141-142.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/
14. Информация о пенсионном обеспечении [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/ru/infa1/
15. Перерасчёты пенсий в 2018 году [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ktzszmoik.gov.by/pensionnoe-obespechenie/pereraschyoty-pensij-v-2016-godu
16. Детские пособия с 1 февраля 2018 года [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://www.gb.by/novosti/vsya-lenta/detskie-posobiya-s-1-fevralya-2018-goda
17. Об установлении размера месячной минимальной заработной платы с 1 января 2017 года. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим до-ступа: http://mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/ob-ustanovlenii-razmera-mesjachnoj-minimalnoj-zarabotnoj-platy-s-1-janvarja-2017-goda_2735/
18. Минимальная заработная плата в 2018 году [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.samsebeyurist.by/spravochnaya-informatsiya/stavki-i-velichiny/minimalnaja-zarabotnaja-plata
19. Адресная социальная помощь в 2017 году [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/adresnaya-socialnaya-pomosch-v-2017-godu